Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:31, курсовая работа
Цель работы:  выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:
1.	позиция родителей основана на гуманности и любви;
2.	установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ 
И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………..………………………..5
		1.1. Особенности взаимоотношений детей и родителей……………….5
1.2. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей……………………………………………………………………………....19
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………..……………………….26
	2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми………………………………………….……………..…..26
	2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных отношений между детьми и родителями………………………………….…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42
10. В семье 10 по I параметру родители получили следующие баллы: мать - 15 б, это в процентах -90,50%. отец - 9 б, это в процентах — 31,01%. По II параметру баллы: мать - 5 б, в процентах - 12,23%. отец - 3 б, в процентах - 7,88%. По III параметру баллы: мать – 6 б., в процентах – 92,93% отец – 2 б., в процентах – 39,06%. По IV параметру баллы: мать - 6 б, в процентах – 95,74%. отец — 3 б, в процентах — 53,87%. По V параметру баллы: мать – 7 б, в процентах – 99,37%. отец - 1 б, в процентах – 45,57%.
Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:
1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.
2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
3. В семье 03 - V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
4. В семье 04 - III параметр, симбиоз.
5. В семье 05 III параметр, симбиоз.
6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.
7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
8. В семье 08 – III параметр, симбиоз.
9. В семье 09 – V параметр, «маленький неудачник».
10. В семье 10 – IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей
По II параметру 1 семья, 10% 06
По III параметру – 3 семьи, 30% 04, 05, 08.
По IV параметру – 3 семьи, 30% 01, 07, 10
По V параметру – 3 семьи, 30% 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
Далее нами изучались 
особенности взаимоотношения 
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:
1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (см. Приложение 5).
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.
В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.
В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.
В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 06 взаимоотношений позитивные.
В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.
В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.
В семье 10 Взаимоотношения позитивные.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).
Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов:
Код  | 
  01  | 
  02  | 
  03  | 
  04  | 
  05  | 
  06  | 
  07  | 
  08  | 
  09  | 
  10  | 
Х  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
У  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
Z  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
где Х – это тревожность, проявляемая ребенком в семье, У – это неадекватное отношение родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 наличие признака, 0 – отсутствие признака.
По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.
2.2 Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями
Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:
Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:
К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.
К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.
Низкий уровень 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.
В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.
Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.
В связи с этим мы этот 
уровень самостоятельности 
1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко 
представить общий уровень 
Код  | 
  01  | 
  02  | 
  03  | 
  04  | 
  05  | 
  06  | 
  07  | 
  08  | 
  09  | 
  10  | 
Труд  | 
  II  | 
  II  | 
  II  | 
  I  | 
  II  | 
  I  | 
  II  | 
  II  | 
  I  | 
  I  | 
Нравственная саморегуляция  | 
  II  | 
  II  | 
  III  | 
  II  | 
  II  | 
  I  | 
  II  | 
  III  | 
  I  | 
  II  | 
В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Таким образом, общая 
самостоятельность у детей 
Для того, чтобы определить 
влияние и связь 
Код  | 
  Наличие тревожности  | 
  Отношение родителей к детям  | 
  Характер взаимоотношений в семье  | 
  Уровень общей самостоятельности  | ||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | ||
01  | 
  тревожность  | 
  авторитарная гиперсоциализация  | 
  неустойчивый  | 
  средний  | ||
02  | 
  тревожность  | 
  инфатилизация  | 
  неустойчивый  | 
  недостаточный  | ||
03  | 
  тревожность  | 
  инфатилизация  | 
  негативный  | 
  низкий  | ||
04  | 
  благоприятная  | 
  симбиоз  | 
  позитивный  | 
  достаточный  | ||
05  | 
  благоприятная (наличие тревож.)  | 
  симбиоз  | 
  неустойчивый  | 
  средний  | ||
06  | 
  благоприятная  | 
  социальная желательность  | 
  позитивный  | 
  высокий  | ||
07  | 
  тревожность  | 
  гиперсоциализация  | 
  неустойчивый  | 
  средний  | ||
08  | 
  выраженная конфликтность  | 
  симбиоз  | 
  неустойчивый  | 
  низкий  | ||
09  | 
  благоприятная  | 
  инфантилизация  | 
  позитивный  | 
  высокий  | ||
10  | 
  благоприятная (ощущение тревожности)  | 
  гиперсоциализация  | 
  позитивный  | 
  средний  | ||
Общий анализ показал, что в 9 случаях из 10 подтверждается наше предположение о зависимости или взаимосвязи характера взаимоотношений детей и родителей в семьях со степенью сформированности самостоятельности детей.
И, таким образом, у 
детей с высоким или 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
В результате исследования сделаны следующие выводы:
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли самостоятельности и родительского отношения к детям получила свое подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ