Взгляды М.Г. Ярошевского на типологию и особенности функционирования научных школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Научные школы как социальные образования возникли еще в глубокой древности (Академия Платона, пифагорейская школа и пр.), однако их статус непрерывно менялся. В древности любая научная школа объединяла последователей некоего ученого, которые следовали его идеям, сакрализовали их и позиционировали себя в обществе как их хранители. Но, начиная с XVI--XVII вв., основной функцией научной школы стало уже не просто хранение (что осуществлялось преимущественно с помощью книг), а дальнейшее развитие этих идей.
В XIX в. научные школы приобрели новые функции: они позволяли решать задачи, которые отдельному ученому, сколь бы гениален он не был, оказывались уже не под силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личность М.Г. Ярошевского……………………………………………......4
2. Типология научных школ по М.Г. Ярошевскому…..……………………....9 Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20

имидж политический лидер психологический

Вложенные файлы: 1 файл

Взгляды М.Г. Ярошевского на типологию и особенности функционирования научных школ.rtf

— 201.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: «Научные школы и теории в современной психологии»

 

На тему: Взгляды М.Г. Ярошевского на типологию и особенности функционирования научных школ

 

 

 

 

 

 
 

 

Оценка:_________________

«___» ____________ 20____

________________________

                           (Подпись преподавателя-рецензента)

 

        Рег.№__________

«___» ____________ 20___


 

 

 

Минск 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Личность М.Г. Ярошевского……………………………………………......4

2. Типология научных школ по М.Г. Ярошевскому…..……………………....9 Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………20

 

имидж политический лидер психологический

 

Введение

 

Научные школы как социальные образования возникли еще в глубокой древности (Академия Платона, пифагорейская школа и пр.), однако их статус непрерывно менялся. В древности любая научная школа объединяла последователей некоего ученого, которые следовали его идеям, сакрализовали их и позиционировали себя в обществе как их хранители. Но, начиная с XVI--XVII вв., основной функцией научной школы стало уже не просто хранение (что осуществлялось преимущественно с помощью книг), а дальнейшее развитие этих идей.

В XIX в. научные школы приобрели новые функции: они позволяли решать задачи, которые отдельному ученому, сколь бы гениален он не был, оказывались уже не под силу. И хотя школы все равно имели в качестве оси комплекс идей того или иного выдающегося мыслителя, подчас ученики нимало не уступали учителю. Так что для учителя лидерство в школе оказывалось связанным с поддержанием не столько интеллектуального авторитета, сколько морального, позволяющего уравновесить амбиции своих талантливых учеников и поставить для них служение школе выше самолюбия и собственных личных интересов.

Наконец, XX в. ознаменовался превращением научного поиска в деятельность, по существу, производственную -- с присущей ей кооперацией и разделением труда, деперсонификацией результатов, унификацией производимых процедур и пр. В этих условиях, в подавляющем большинстве случаев, научная школа превращалась фактически в научно-производственное объединение, в котором, помимо традиционных научных и идейных, значительную роль стали играть и организационно-управленческие функции.

 

 

1. Личность М.Г. Ярошевского

Михаил Григорьевич Ярошевский - выдающийся российский ученый. Родился 22 августа 1915 г. в Херсоне. Окончив в 1937 г. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, М.Г. Ярошевский поступил в аспирантуру, стремясь, как и его учитель С.Л. Рубинштейн, заниматься методологическими проблемами психологии. Однако вскоре он был арестован и провел около года в тюрьме. После освобождения М.Г. Ярошевский смог, переехав в Москву, продолжать свою научную деятельность.

В 1945 г. он защитил кандидатскую диссертацию “Учение А.А. Потебни о языке и сознании”, в которой были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории А.А. Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова и влияние его идей на психолингвистические теории начала XX в. В Москве М.Г. Ярошевский продолжил совместную работу с С.Л. Рубинштейном, по рекомендации которого он начал работать в Институте философии АН СССР. Однако развернувшаяся кампания борьбы с космополитизмом привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан, где М.Г. Ярошевский проработал до 1965 г. В этот же период он опубликовал одну из лучших и самых любимых своих работ “Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века” (Душанбе, 1961), которая легла в основу его докторской диссертации, защищенной в 1961 г.

С 1965 г. М.Г. Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М.Г. Ярошевского была тесно связана и с Психологическим институтом РАО, где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нем, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почетным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом Нью-Йоркской Академии наук (1994).

М.Г. Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и ее методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М.Г. Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.

Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами, как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, М.Г. Ярошевский смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния. Созданный М.Г. Ярошевским подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии, и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем.

Исследование социальной ситуации развития психологии в России привело М.Г. Ярошевского к созданию нового направления в науковедении -- социальной психологии науки, которая помогла выявить не исследованные прежде аспекты научного творчества, определить понятие научной школы. Исходя из введенного им понятия “исследовательская программа”, вокруг которой объединяется группа ученых, образующих научную школу, М.Г. Ярошевский описал школы, существовавшие в российской психологии (школы Павлова, Выготского), проанализировал их методологию.

В русле социальной психологии науки М.Г. Ярошевский впервые изучил и описал особенности российской психологии, в которой зародилось направление, название им “наука о поведении”. Он доказал, что основы этого течения были заложены такими выдающимися учеными, как И.М. Сеченов, Н.Н. Ланге, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, А.Н. Бернштейн, и продолжены в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Огромное значение для истории и методологии психологической науки имели работы М.Г. Ярошевского, посвященные изучению естественнонаучных корней российской психологии, в частности работам И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Его когнитивный стиль также отличало стремление к точности, объективному и полному анализу существа вопроса. Именно поэтому проблема детерминизма, а впоследствии и других методологических принципов психологии стала одной из центральных тем его творчества.

Однако приверженность М.Г. Ярошевского естественнонаучной психологии не исключала интереса к философии, в том числе к тем психологическим концепциям, которые разрабатывались в русле русской гуманистической философии. В последние годы в фокус его исследовательских интересов попала концепция В.С. Соловьева, трагическую фигуру которого он анализировал не только с научных, но и с личностных позиций. Боязнь не успеть достроить создаваемую им концепцию исторической психологии науки, прояснить свои взгляды окружающим, в том числе и ученикам, стимулировала его научную деятельность. Это привело к необычайной продуктивности в последние десятилетия, в написании нескольких фундаментальных монографий: “Л.С. Выготский: в поисках новой психологии” (1993), “Историческая психология науки” (1995), “Наука о поведении -- русский путь” (1996).

Анализ истории создания Психологического института РАО заставил М.Г. Ярошевского по-новому взглянуть и на фигуру Г.И. Челпанова, который был вдохновителем изучения одной из немногих оставшихся в России немарксистских научных школ, существовавшей в Государственной академии художественных наук (ГАХН).

Изучение трагически оборвавшейся деятельности (а часто и жизни) многих российских ученых дало М.Г. Ярошевскому основание ввести в научный оборот новое понятие “репрессированная наука”, а также поставить вопрос о необходимости восстановления полной и адекватной картины развития российской психологии, искаженной вследствие многих идеологических штампов. Материалы о жизни и творчестве отечественных ученых, накопленные М.Г. Ярошевским, показали, что прекращена была деятельность не только тех, кого арестовали и расстреляли, но и тех, кто остался, но не смог продолжить свою работу в первоначально задуманном направлении. Он предполагал обобщить этот материал в новой книге “Психология в терминах драмы”, которая, к сожалению, так и не была написана.

Еще одно направление, активно разрабатывавшееся М.Г. Ярошевским, было связано с анализом методологических, теоретических основ психологии, ее проблем, принципов и категориального строя, что позволило выстроить в единую систему создаваемое на протяжении многих столетий знание о психике, ее механизмах и уровнях функционирования.

Созданная самим М.Г. Ярошевским научная школа продолжает и развивает заложенные им традиции, образуя новый когнитивный стиль. Свой энтузиазм и творческую активность, преданность идеалам науки, интересами которой он всегда жил, М.Г. Ярошевский передавал окружающим, своим ученикам.

Идеи М.Г. Ярошевского остаются жить в творчестве его учеников, в оппонентном круге многих ученых, развивая психологическую мысль в России [3].

Таким образом, М. Г. Ярошевский известен прежде всего как автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии» (1966) он прослеживает историю развития психологического знания (от древневосточной психологической мысли до современности) под углом того, как изменялось понимание этого принципа. История психологии рассматривается Ярошевским как история прогресса «детерминистического знания» [2]. В монографии «Психология в XX веке» (1971) Ярошевский обратился к исследованию устойчивых и неизменных компонентов научного знания -- научных категорий, принципов и проблем. Анализируя основные направления психологии, он выделил основные категории, которые служат основанием каждого направления (образ, мотив, действие, отношение и личность)[2]. В последующих работах Ярошевский обратился к изучению социальных аспектов развития научного знания, ввёл понятие «оппонентный круг» -- круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность учёного. Разработал программно-ролевой подход к изучению развития науки [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология научных школ по М.Г. Ярошевскому

 

Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Одной из них является научная школа. Понятие о ней неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы. В типологии, данной в свое время М.Г. Ярошевским, он выделяет:

1) научно-образовательную школу;

2) школу - исследовательский коллектив;

3) школу - как направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер.

Первые два типа отличаются от третьего тем, что имеют некую институциональную основу. Однако, отличие первого от второго типов научных школ весьма условно. Если рассматривать каждую научную школу как коллектив людей, то его деятельность нацелена не только на научные открытия, но и на трансляцию знаний, что, тем самым, предполагает и некую образовательную (обучающую) деятельность первоначально в рамках круга единомышленников. Поэтому с этих позиций любая научная школа, так или иначе, является научнообразовательной. Это широкий подход к трактовке указанного понятия. Как справедливо пишет О.Ю. Грезнева, «научно-образовательная школа является неотъемлемым компонентом науки как деятельности, поскольку эта деятельность предполагает «производство» не только идей, но и людей, без которых невозможно сохранение традиций, передача «эстафеты знаний», а, тем самым, и существование науки в качестве социальноисторической системы» [1, с.11].

Между тем, М.Г. Ярошевский, отдельно выделяя научно-образовательную школу, имел в виду узкую трактовку понимания последней, а именно: в этой школе образовательная деятельность является базовым элементом, на котором и в связи с которым, собственно, и развивается исследовательская деятельность, то есть для формирования такой школы требуется некая институциональная основа в виде учебного заведения (речь идет, как правило, о высшем учебном заведении). Вместе с тем не во всех учебных заведениях есть свои научные школы. И в научно-исследовательских институтах есть научнообразовательные школы (например, на уровне аспирантуры, докторантуры). Поэтому указанная институциональная основа является необходимым, но не достаточным условием для ее формирования.

В современных условиях возможны несколько основных вариантов предпосылок формирования научно-образовательных школ:

- в рамках учебного подразделения (например, кафедры) формируется научный коллектив, который активно занимается научно-исследовательской деятельностью и на базе которого возникает научнообразовательная школа; в деятельность последней, как правило, активно вовлечены студенты и аспиранты, могут привлекаться сотрудники и преподаватели из других подразделений.

- при учебных заведениях создаются специальные научные подразделения (лаборатории, научно-исследовательские центры и пр.); при этом формально сотрудники этих подразделений могут и не быть активно вовлечены в учебный процесс. 

- в силу ряда обстоятельств (получение государственного задания, гранта и пр.) создается научный коллектив, который объединяет представителей разных подразделений учебного заведения для решения конкретной задачи;

Информация о работе Взгляды М.Г. Ярошевского на типологию и особенности функционирования научных школ