Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студнтов к обчунию в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Влияние прошлого опыта на способ решения задач в настоящее время является актуальной проблемой. Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения (М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка).

Представители ассоциативной психологии, считали, что мышление - это процесс накопления ассоциаций, и оно не может исследоваться экспериментально. Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С.Милля, А. Бэна, Т.Цигена и др. Ученые Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.) в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Также исследованиями в данной области занимались немецкие гештальтпсихологи М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка. Исследуя мышление, гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Исследователи разрабатывали влияние прошлого опыта на решение задач у детей и взрослого поколения. Так, изучая особенности мышления в разных возрастных выборках, ученные пришли к выводу, что возрастно-половые особенности имеют особое влияние на процесс мышления. (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния прошлого опыта на способ решения задач……..…………………………………………..…………………..4

1.1. Мышление как процесс решения задач……………………………………..4

1.2. Факторы, определяющие способ решения задач. ………...……………..…7

1.3. Особенности мышления в юношеском возрасте………………..………….9

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления в юношеском возрасте…………………………………………………………………………14

2.1 Организация и методы исследования………………………………………14

2.2 Результаты исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте……………………………………………………15

2.3 Рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач………………………………………………………………………………18

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………….………22

Список использованной литературы…………………………………...………25

Приложения……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

глава1.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Оренбургская  государственная медицинская академия»

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Влияние прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса 21 группы

фак-та кл. психологии Петрова В.

Научный руководитель: канд.пс.наук,

Доцент Степанова Н. В.

 

 

 

Оренбург – 2011

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния прошлого опыта  на способ решения задач……..…………………………………………..…………………..4

1.1. Мышление как процесс решения задач……………………………………..4

1.2. Факторы, определяющие способ решения задач. ………...……………..…7

1.3. Особенности мышления  в юношеском возрасте………………..………….9

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления в юношеском возрасте…………………………………………………………………………14

2.1 Организация и методы  исследования………………………………………14

2.2 Результаты исследования  влияния прошлого опыта на  способ решения задач в юношеском  возрасте……………………………………………………15

2.3 Рекомендации для юношей  по развитию мышления как процесса решения задач………………………………………………………………………………18

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………….………22

Список использованной литературы…………………………………...………25

Приложения……………………………………………………………………...26

 

 

Введение

Влияние прошлого опыта на способ решения задач в настоящее  время является актуальной проблемой. Экспериментально психологические  исследования показали, что прошлый  опыт играет не только положительную  роль в мышлении, обеспечивая субъектов  уже знакомыми им правилами решения  и способами анализа, но может  оказаться и тормозом на пути решения  новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения (М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка).

Представители ассоциативной  психологии, считали, что мышление - это процесс накопления ассоциаций, и оно не может исследоваться экспериментально. Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С.Милля, А. Бэна, Т.Цигена и др. Ученые  Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.) в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт).  Также исследованиями в данной области занимались немецкие гештальтпсихологи М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка. Исследуя мышление, гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Исследователи разрабатывали влияние прошлого опыта на решение задач у детей и взрослого поколения. Так, изучая особенности мышления в разных возрастных выборках, ученные пришли к выводу, что возрастно-половые особенности имеют особое влияние на процесс мышления. (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И.)

Исследование особенностей мышления в юношеском возрасте имеет большое значение как для более глубокого понимания специфики развития вообще, так и для эффективности организации и осуществления образовательного процесса.

Однако проблема влияния прошлого опыта на способ решения задач является недостаточно разработанной в сфере исследований ее проявлений в юношеском возрасте. Всё вышесказанное определило проблему нашего исследования: влияние прошлого опыта на решение задач в юношеском возрасте. 

Объектом нашего исследования будет мышление в процессе решения задач, а предметом – влияние прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что прошлый опыт влияет на способ решения задач в юношеском возрасте.

Цель нашего исследования – изучить влияние прошлого опыта на способ решения в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую  литературу по следующим проблемам: мышление как процесс решения задач; факторы, определяющие способ решения задач; особенности мышления в юношеском возрасте.

2. Теоретически обосновать влияние прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте;

3. Экспериментально проверить  влияние прошлого опыта на  способ решения задач у студентов  второго курса;

4. Разработать рекомендации юношам по оптимизации решения мыслительных задач.

При проведении исследования использовались следующие методы:

  1. Теоретические методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
  2. Эмпирические методы: психодиагностические методы (методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса).
  3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

 

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния прошлого опыта на способ решения задач

1.1 Мышление как процесс решения задач

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности[8].

Определение мышления в узком  смысле используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных психологических механизмов познания, при диагностике интеллектуальных способностей и управлении творческим процессом. Понимание мышления как процесса решения задач было впервые предложено в Вюрцбургской школе "психологии мышления» (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.).

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, и, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения[7].

Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено  неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким  образом, проблемная ситуация может  сначала возникнуть в действенном  плане. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать  ее. По мнению С. Л. Рубинштейна, наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.

К такому все более адекватному  познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных  операций, составляющих различные взаимосвязанные  и друг в друга переходящие  стороны мыслительного процесса.

Таковыми по Рубинштейну  являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти  операции являются различными сторонами  основной операции мышления – "опосредования", т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия.

Анализ – это мысленное  расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его  элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных  несущественных связей, в которых  они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или  менее существенные связи и отношения  выделенных анализом элементов. Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств[10].

Но необходимо еще осмыслить  проблему как таковую. Это требует  работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следует представлять себе это  так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулировать, в чем вопрос, – значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему – значит если не разрешить ее, то, по крайней мере, найти путь, т.е. метод, для ее разрешения[10].

Так П. Я. Гальперин выделил этапы процесса формирования умственных действий:

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

А. Р. Лурия описал четыре этапа, через которые должен пройти любой человек при решении новой проблемы. Первый этап – это изучение условий задачи. На этом этапе выясняется сущность возникшего вопроса, и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для его решения. Второй этап - создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения проблемы. Далее, на третьем этапе, необходимо наметить тактику ее решения, включающую выбор того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий. Наконец, на четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными, и в случае, если оно с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается[3].

Таким образом, мышление это  процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Процесс мышления начинается с проблемной ситуации и с постановки вопроса на нее. Чтобы решить какую-то задачу мы используем ряд мыслительных операций, к которым относят сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

1.2 Факторы, определяющие способ решения задач

На способ решения задач  влияет большое количество разнообразных  факторов. Так согласно Д. Кречу, Р. Крачфилду и Н. Ливсону, влияние оказывают личностные и ситуационные факторы. Последние в свою очередь делятся еще на ряд факторов.

Люди существенно различаются  по степени восприимчивости к  ситуационным влияниям, возникающим  при решении задач. Эти индивидуальные различия отражают взаимодействия ситуационных детерминант процесса решения с такими устойчивыми характеристиками человека, как его знания (прошлый опыт), интеллект и личностные черты. Выделяют следующие личностные факторы, влияющие на способ решения задач:

1. Знания (прошлый опыт). В решении любой задачи знания играют важную роль. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в, прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения трудной задачи человек должен иметь необходимые специальные знания.

С другой стороны, знания могут  ограничивать нас, приучать к использованию  традиционных, стереотипных значений объекта. В этом смысле, чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения. Известно много  примеров, когда ученые добивались значительных творческих успехов в новых для себя областях. Оснащенные не слишком большим запасом знаний, они задавали проницательные и глубокие вопросы, позволяющие увидеть новые пути решения старых и трудных проблем.

2. Интеллект - это относительно стабильная способность человека, которую он использует в основном с постоянной интенсивностью в каждой новой ситуации решения задач. Экспериментальные исследования отношения интеллекта к решению задач нужны, конечно, не для иллюстрации того общеизвестного положения, что умные люди решают задачи лучше. Необходимо полно и точно определить специфические функции интеллекта в решении задач.

3. Личность и ее характеристики. Свойства личности, связанные с решением задач, весьма разнообразны. Исследования показывают, что людей, хорошо решающих задачи, отличают такие характеристики, как гибкость, инициатива и уверенность. Существуют убедительные доказательства, что тенденция приспосабливаться к социальному давлению связана с малой продуктивностью решения задач. Накамура (1958) установил, что конформные студенты решают задачи гораздо хуже тех, кто независим в своих суждениях (при этом, разумеется, учитывались интеллектуальные различия конформных и неконформных студентов)[6].

К ситуационным факторам относят:

1. Модель стимула. Если  установить, каким образом модель стимула, которую представляет собой задача, может способствовать или препятствовать ее решению, то можно использовать эту информацию для улучшения процесса решения задач. Довольно часто объекты, необходимые для решения, просто отсутствуют в непосредственно данной проблемной ситуации. В таком случае полезно порешать родственные задачи. Стимульная модель родственной задачи может включать объекты, нужные для решения основной. Весьма вероятно, что заключение по аналогии является плодотворным именно по этой причине.

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студнтов к обчунию в вузе