В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии,анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественныйдеятель, создатель оригинальной научной школы, организатор ируководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работи 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это далеко неполный перечень сторон творческой деятельности этого многогранногоученого.

Содержание

Введение…………….………………………………………….….……....3
1. Биография В.М. Бехтерева………………………………………....….4
2. Научный вклад………………………..………………………………...6
3. Первые шаги в медицине………………………….………………..…..8
4. Научная работа в области мозговой структуры…………………........9
5. Гипноз как внушение…………………………………….......……..…..11
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Бехтерев_1.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету Экспериментальная психология

на тему «В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию»

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрьск, 2013

Содержание:

Введение…………….………………………………………….….……....3

1. Биография В.М. Бехтерева………………………………………....….4

2. Научный вклад………………………..………………………………...6

3. Первые шаги в медицине………………………….………………..…..8

4. Научная работа в области мозговой структуры…………………........9

5. Гипноз как внушение…………………………………….......……..…..11

Заключение………………………………………………………………...14

Список литературы………….………………………………..………...…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди  выдающихся  отечественных  ученых,  организаторов  и  основоположниковсоветской  психологической науки  выделяется  Владимир  Михайлович  Бехтерев.

Невропатолог  и  психиатр,  специалист  в  области  морфологии,  гистологии,анатомии  и  физиологии  мозга,  психолог  и  педагог,  крупный  общественныйдеятель,  создатель  оригинальной  научной  школы,  организатор  ируководитель  многих  научных  и  учебных  центров,  автор  более  600  работи  369  выступлений,  опубликованных  на  русском  языке, - это  далеко  неполный  перечень  сторон  творческой  деятельности  этого  многогранногоученого. 

Знакомство  с  наследием  В.М.Бехтерева,  богатством  его  идей,наблюдений,  фактов, как  никогда, необходимо  сегодня.Но  здесь  появляются  сложности. Дело в том, что  работы  этого  выдающегосяученого  после  его  смерти   не  издавались  и   стали  библиографическойредкостью.

Следует  также отметить,  что  в  отечественной   психологической  науке,  втрудах,  освещающих  историю  ее  становления,  до  сих  пор  отсутствуетадекватная  оценка  научного  наследия  В.М. Бехтерева.И  без  сомнения  В.М. Бехтерев,  одиниз  крупнейших  представителей  нашей  отечественной  науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БиографияВ.М. Бехтерева.

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января1857. Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в  действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был  командирован за границу. По защите докторской диссертации утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной  психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и  другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева  «Проводящие пути спинного и головного  мозга» был выдвинут Российской академией  наук на премию имени академика К. М. Бэра. В том же году Владимир Михайлович был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью  томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как  ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая  деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться  главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах  Бехтерев опубликовал три тома книги  «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными  и вегетативными реакциями, которые  доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traiteinternationaldepsychologiepathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт. В нём были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 году эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научный вклад.

Бехтерев  исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических  и психологических проблем. В  своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем  мозга и человека. Осуществляя  реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое  последовательно обозначал как  объективную психологию (с 1904), затем  как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917).

Он уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса.

 Открыл  и изучил проводящие пути спинного  и головного мозга человека, описал  некоторые мозговые образования.  Установил и выделил ряд рефлексов,  синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал  некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические  симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая  триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие  годы Бехтерев исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, АльфредаАдлера и др.).

В.М. Бехтеревспособствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первые шаги в медицинеВ.М. Бехтерева.

Окончив семь классов ненавистной гимназии, поехал в Петербург, в Медико-хирургическую Академию. Ведь и не собирался вовсе посвящать себя медицине. В гимназии учился так себе. Очень увлечён естественными науками. Но приложить свои желания в Вятке было некуда, а сама мысль о продолжении учебы в гимназии ему противна. Кругом Вятка и скука, а впереди, кажется, безысходность. Тут-то и подворачивается случайно объявление о приеме в Медико-хирургическую Академию после седьмого класса гимназии.

Но даже уже будучи студентом, Бехтерев не собирается заниматься именно мозгом. Его, как будущего естественника тянет совсем к другому. То он думает посвятить себя акушерству - интересно ему, видите-ли как применяются точные законы механики в таком тонком деле, как рождение человека; то глазные болезни привлекают к себе его внимание. Занимает его, насколько законы физики способствуют исследованию зрения.

В Академии состоялось знакомство Владимира  Бехтерева с молодым палатным врачом Иваном Сикорским. Сикорский - знаменитая личность часто повторял, что надо быть полным идиотом, чтобы заниматься чем-нибудь иным, нежели познанием человека. Сорок лет после этого длилась  их приязнь и дружба, а когда  они однажды и вдруг оказались  непримиримыми врагами, о предмете их розни узнал весь мир.

В больнице и в Академии Бехтерева  полностью захватила наука. Но, несмотря на всю его отрешенность от политических дел, летом после третьего курса, он уехал на войну в Болгарию. Военная кампания его длилась  всего четыре месяца - началась на переправе  русских войск через Дунай  и закончилась жесточайшей лихорадкой от ночлега на сырой земле. Он вернулся в Петербург совершенно иным, нежели покидал его, и главное в этом изменении было чувство сострадания, более не оставлявшее его никогда.

 

 

 

4. Научная работа в области мозговой структуры.

Практически сразу после  окончания Академии Бехтерев стал работать в области познания деятельности головного мозга. Безусловно,  главным  и  доминирующим  в  разработке  всех  направлений  ипроблем  человекознания  был неврологический  подход.  Он  признавал основополагающую  роль  мозга  и  нервной  системы в жизнедеятельности человека,  в  регуляции  его  взаимоотношений  с  миром.

Центром  неврологических  исследований  Бехтерева  становится  проблемалокализации,  рассматриваемая  им  в  двух  аспектах:  с  точки  зрения изучения  структурной  локализации,  выявления  топографии  мозга,  о  также исследования  функциональной  локализации.  В  конце  19  века  вопросы строения  мозга  оставались  чрезвычайно  слабо  изученными.  Поэтому исследования  Бехтерева  были  революционными.  Самым  тщательным  образом Бехтеревым  были  изучены  практически  все  области  головного  и  спинного мозга,  а  также  проводящие  пути, обнаружены  и описаны разные клеточные  структуры.

Результатом  исследований  в  области  анатомии  стало  создание многочисленных  схематических  моделей  строения  мозга,  подготовка  ряда оригинальных  научных  работ  и  классического  двухтомного  труда «Проводящие  пути  головного  и  спинного  мозга»,  выдержавшего  три издания,  переведенного  на  другие  языки.  За  этот  труд  Бехтерев  был удостоен  премии  академика  Бэра  Раи.

Глубокое  изучение  анатомических  основ мозговой  деятельности, практическая  ориентированность  исследований Бехтерева,  стимулировали его к  поиску  механизмов,  определяющих  работу мозга в норме и патологии, что  привело  ученого  к  постановке  проблемы  функциональной  локализации.

Бехтерев  выдвигает  и  обосновывает  фундаментальный  принцип  исследования мозга – принцип  структурно-функционального подхода,  означающий  изучение строения  мозга  в  единстве  с  его  функциями.

В  цикле  его  физиологических  трудов  убедительно,  на  большом фактологическом  материале выявляются  функциональные  особенности  мозга. Используя  метод  развития,  раздражения  и  разрушения  нервной системы, Бехтерев  устанавливает  и  тщательно  исследует  корковые  центры зрительных,  слуховых,  обонятельных,  вкусовых  ощущений;  изучает  анатомо-физиологические  основы  болевой  чувствительности,  корковые  регуляторы мимических  движений.  Изучение  органов  статистической  координации открывает  Бехтереву  возможности  для  научной постановки  проблемы пространственных  ощущений.

Бехтерев, пройдя конкурс на заграничную  командировку, отправился в Лейпциг, к Флексингу, директору психиатрической колонии, знаменитому в то время исследователю нервной системы, автору нескольких новых методов исследования мозга. Железное правило Флексинга: не пускать врача в клинику, пока две пары штанов не просидит за микроскопом.

Впоследствии Флексинг писал: "Здесь начал Бехтерев - этот подлинно врожденный исследователь свой славный путь". И был неправ. Начал Бехтерев еще в Петербурге, и отправился в заграничный вояж опубликовав уже более пятидесяти работ.

В ту пору в ходу у исследователей мозга был в основном единственный метод: из уплотненного в спирту мозга  выделялись, выщипывались, друг от друга отделяясь, отдельные волокна. Да еще окрашивались. В книге "Проводящие пути головного и спинного мозга" Бехтерев предлагает свой "метод сравнения последовательных срезов одного направления". За этими словами стоит изнурительный многочасовой труд. Нож микротома отсекает тончайший срез замороженного мозга, и этот срез, укрепленный на стеклышке попадает под микроскоп для рассмотрения и зарисовки. Второй срез, пятый, трехсотый, и удается проследить наверняка и до конца пути нескольких нервных волокон и связи нескольких клеток.

Информация о работе В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию