Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа
Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.
ВВЕДЕНИЕ	   3
I	ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ   «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1	Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
              1.2Понятие «тревожности»	 12
1.3 Молодость…………………………………………….………….  16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала	18
2.1	Управленческое консультирование 	18
2.2	Описание методик	20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 	27
3.1	Описание выборки и хода исследования 	27
3.2	Первичный анализ данных 	27
3.3	Статистический анализ данных	34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..	37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	39
Ход нашего исследования проводился следующим образом. Методики студентам предоставлялись в следующем порядке: «Несуществующие животное»; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Спилберг - Ханин); Методика «Определения состояния фрустрации»; Экспериментально — психологическая методика изучения фрустрационных реакций.
3.2 Первичный анализ данных
Анализ полученных результатов мы начали с обработки данных, полученных по методике «Несуществующее животное». Анализ проводился отдельно для каждого курса обучения, затем данные, были сведены в сводную таблицу для всей выборки испытуемых, которая представлена ниже.
 
Таблица 3.1
Сводная таблица результатов, по методике «Несуществующее животное»
5 курс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | |
1  | 
  1  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
3  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
4 
  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
5  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
6  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  3  | 
7  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  3  | 
8 9  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
9  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
10  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | |
11  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | |
12 13  | 
  4  | 
  3  | ||
13  | 
  
   
  | 
  4  | 
  3  | 
Что касается каждою из курсов, то можно сказать следующее. У 5 курса преобладает средний уровень тревожности (70%), и 30% - низкий уровень. У 4 курса 1 также преобладает средний уровень (50%), 30%) - низкий уровень, и 20% - высокий уровень. У 4 курса 2 более выражен низкий уровень тревожности (60%) и 40% средний уровень. У 3 курса выражен средний уровень (70%), 30% - низкий уровень. Из этого мы можем увидеть следующее, что у большинства студентов выражен средний уровень тревожности (55%). У 4 % выявляется высокий уровень, и у 41 % - низкий уровень.
Далее мы обработали данные по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилберга - Ханина. Методика позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности (см. описание методик исследования 2.3). Полученные после обработки, данные, мы оформили в нижеследующие таблицы.
Таблица 3.2
Сводные данные по методике Спилберга - Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (ситуативная тревож - ность )
 
5 курс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | |
1 1 3 4  | 
  19  | 
  11  | 
  14  | 
  15  | 
2  | 
  22  | 
  111 18  | 
  22  | 
  16  | 
3  | 
  25  | 
  18  | 
  23  | 
  18  | 
4  | 
  25  | 
  20  | 
  24  | 
  19  | 
5  | 
  30  | 
  23  | 
  25  | 
  19  | 
6 7  | 
  34 40  | 
  24 25  | 
  27  | 
  21  | 
7  | 
  40  | 
  25  | 
  29  | 
  21  | 
8  | 
  44  | 
  28  | 
  29  | 
  22  | 
9  | 
  62  | 
  29  | 
  32  | 
  22  | 
10  | 
  30  | 
  32  | 
  26  | |
11  | 
  31  | 
  34  | 
  27  | |
12  | 
  33  | 
  34  | ||
13  | 
  
   
  | 
  42  | 
  46  | 
Для 5 курса характерно следующее: 2% умеренный уровень и 97% низкий уровень. 1% высокий уровень ситуативной тревожности. Для 4 курса 1 характерно 30% умеренный уровень, и 70% низкий уровень ситуативной тревожности. У 4 курса 2 преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (97%), и 3% - умеренный уровень. Для 3 курса характерно: 98% - низкий уровень ситуативной тревожности, 1% - высокий уровень, 1% -умеренный уровень. Данная таблица позволяет нам говорить о том, что у студентов преобладает низкая ситуативная тревожность. Вели мы проведем процентное соотношение, то получим следующее: умеренная - 20%, низкая -76%, высокая - 4%.
Таблица 3.3
Сводные данные по методике Спилберга - Ханина на ситуативную и личностную тревожность (личностная тревожность)
5 курс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | |
1  | 
  49  | 
  29  | 
  43  | 
  42  | 
2  | 
  45  | 
  48  | 
  46  | 
  47  | 
3  | 
  34  | 
  42  | 
  43  | 
  50  | 
4  | 
  53  | 
  30  | 
  43  | 
  37  | 
5 5 5 6  | 
  39 49  | 
  42  | 
  38  | 
  37  | 
6  | 
  49  | 
  33  | 
  49  | 
  34  | 
7  | 
  36  | 
  49  | 
  44  | 
  32  | 
8  | 
  35  | 
  39  | 
  54  | 
  36  | 
9  | 
  45  | 
  47  | 
  43  | 
  40  | 
окончание таблицы 3.3
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
10  | 
  26  | 
  45  | 
  29  | |
11  | 
  49  | 
  63  | 
  32  | |
12  | 
  49  | 
  40  | ||
13  | 
  42  | 
  38  | 
Для 5 курса характерно следующее: высокий уровень (3%) и умеренный уровень (97%) личностной тревожности. Для 4 курса 1 характерно 40% высокого уровня, 40% умеренного уровня и 20% низкого уровня личностной тревожности. У 4 курса 2 преобладает умеренный уровень личностной тревожности (97%), и 3% - высокий уровень. Для 3 курса характерен умеренный уровень личностной тревожности (97%), 2% -высокий уровень, 1% - низкий уровень. Из таблицы следует, что у большинства студентов преобладает умеренный уровень тревожности (65%). 26% - высокий уровень и 9% - низкий уровень.
Далее мы обработали данные по методике 
Розенцвейга «Методика 
Ниже 6 - не свойственна реакция;
6 - 10 - тенденция выраженности 
11 - 16 - наличие тенденции реакции;
17 - 22 - доминирование тенденции.
Таблица 3.4
Сводные данные по методике Розенцвейга (с фиксацией на препятствие)
OD  | 
  5 курс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
2  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  4  | 
3  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
4  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
окончание таблицы 3.4
1  | 
  2>  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
5  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  5  | 
6  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
7  | 
  5  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
8  | 
  6  | 
  6  | 
  6  | 
  7  | 
9  | 
  6  | 
  6  | 
  7  | 
  7  | 
10  | 
  7  | 
  8  | 
  7  | |
11  | 
  7  | 
  9  | 
  7  | |
12  | 
  8  | 
  8  | ||
13  | 
  9  | 
  8  | ||
Среднее  | 
  4  | 
  5  | 
  5.90  | 
  6  | 
Данная таблица позволяет 
Таблица 3.5
Сводные данные по методике Розенцвейг (с фиксацией на самозащите)
ED  | 
  5 курскурс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | 
1  | 
  8  | 
  2  | 
  4  | 
  3  | 
2  | 
  10  | 
  4  | 
  6  | 
  4  | 
3  | 
  10  | 
  5  | 
  6  | 
  4  | 
4  | 
  10  | 
  5  | 
  6  | 
  4  | 
5  | 
  11 1  | 
  6  | 
  6  | 
  5  | 
6  | 
  13  | 
  7  | 
  7  | 
  5  | 
7  | 
  13  | 
  7  | 
  8  | 
  5  | 
8  | 
  14  | 
  8  | 
  9  | 
  5  | 
9  | 
  17  | 
  8  | 
  9  | 
  6  | 
10  | 
  9  | 
  10  | 
  7  | |
11  | 
  9  | 
  10  | 
  7  | |
12  | 
  9  | 
  8  | ||
13  | 
  12  | 
  9  | ||
Среднее  | 
  11,7  | 
  7  | 
  7,36  | 
  5,53  | 
Данные показывают, что большая фиксация на самозащите у студентов 5 курса, чем у других студентов. Следовательно, студенты пытаются защитить самих себя, свое «Я», ответственность берут на себя. Это обусловлено тем, что они на своем жизненном пути сталкиваются с некоторыми препятствиями, которые требуют от них определенных усилий. Из данной таблицы следует, что 3 курсу не свойственна реакция с фиксацией на самозащите. Возможно, это связано с тем, что они на своем жизненном пути не сталкивались с препятствиями. 4 курсу свойственна тенденция выраженности реакции, так как с одной стороны они уже столкнулись с определенными препятствиями, а с другой стороны им это еще предстоит.
Таблица 3.6
Сводные данные по методике Розенцвейг (с фиксацией на удовлетворение потребностей)
NP  | 
  5курс  | 
  4 курс 1  | 
  4 курс 2  | 
  3 курс  | 
1  | 
  2  | 
  7  | 
  6  | 
  7  | 
2  | 
  3  | 
  7  | 
  7  | 
  9  | 
3  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  10  | 
4  | 
  6  | 
  8  | 
  8  | 
  10  | 
5  | 
  6  | 
  9  | 
  8  | 
  10  | 
6  | 
  7  | 
  9  | 
  8  | 
  10  | 
7  | 
  7  | 
  9  | 
  10  | 
  10  | 
8  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
9  | 
  9  | 
  10  | 
  10  | 
  11  | 
10  | 
  11  | 
  10  | 
  12  | |
11  | 
  11  | 
  11  | 
  12  | |
12 13  | 
  12  | 
  12  | ||
13  | 
  13  | |||
Среднее  | 
  6  | 
  9,38  | 
  8,72  | 
  10,46  | 
Из таблицы видно, что у студентов 4 курса свойственна тенденция выраженности реакции. Тоже самое касается и 5 курса и 3 курса. Следовательно, все хотят, удовлетворить некоторые определенные потребности, прибегая при этом к разным способам.
Далее мы обработали данные по методике «Определение состояния фрустрации», разработана В. В. Бойко (см. описание методик исследования 2.3). Полученные данные в нижеследующей таблице.