Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:41, реферат
Психогенетика –сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т. д. ).
Предполагает 
исследование специфических близнецовых 
эффектов и особенностей внутрипарных 
отношений. Используется как вспомогательный 
метод для проверки справедливости гипотезы 
о равенстве средовых условий для партнеров 
МЗ и ДЗ пар. 
 
    Сопоставление близнецов с неблизнецвми.
Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты бллизнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.
Так 
было отмечено некоторое отставание 
членов близнецовых пар в развитии 
от одиночнорожденных. Особенно эта разница 
заметна в раннем возрасте. Но сопоставление 
результатов исследования членов близнецовых 
пар, чей партнер умер в раннем детстве 
и одиночнорожденных не выявил существенной 
разницы в уровне развития. То есть особенности 
развития близнецов обусловлены не столько 
трудностями эмбрионального развития, 
сколько с особенностями воспитания близнецов 
как пары (семейные трудности при рождении 
близнецов, замкнутость близнецов в паре 
и т. п. ). Таким образом, близнецы несколько 
отличаются от всей популяции, но с возрастом 
эта разница заметно сглаживается и близнецы 
по большей части становятся сопоставимы 
с остальной популяцией. 
 
    Метод разлученных близнецов.
Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.
Поэтому 
эксперименты проведенные по вышеприведенным 
схемам требуют дополнительной верификации. 
Она может быть двух видов. Во-первых, можно 
проверить гипотезу о сходстве среды МЗ 
и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на 
исследуемую характеристику не влияют 
различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но 
подобная проверка весьма трудна и обладает 
невысокой надежностью. Во-вторых, данные 
исследований можно сопоставить с результатами 
исследований по “жестким” схемам, которые 
позволяют точно отделить влияние средовых 
факторов от генетических. Одним из таких 
методов и является метод разлученных 
близнецов. В этом методе проводится внутрипарное 
сравнение близнецов, разлученных в раннем 
возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены 
подобным образом и росли в разных условиях, 
то все их сходство должно быть определено 
их генной идентичностью, а различия– 
влиянием средовых факторов (см. Рис. 2). 
 
    а) Монозиготные близнецы 
    б) Дизиготные близнецы
Рис. 
2 Генетические и средовые факторы, 
определяющие сходство разлученных 
близнецов. 
 
    Метод частично разлученных близнецов.
Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.
В этих 
исследованиях также можно определить 
в какой степени справедлив постулат о 
равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так, 
если МЗ близнецы живущие отдельно становятся 
все менее схожи друг с другом по некой 
психологической характеристике, а ДЗ 
близнецы, живущие врозь, не отличаются 
по внутрипарному сходству от вместе живущих 
ДЗ близнецов, то можно сделать вывод, 
что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны, 
а выводы о наследуемости изучаемой характеристики 
завышают показатель наследуемости этой 
характеристики. 
 
    Заключение
Близнецовый 
метод и его разновидности 
является одним из немногих экспериментальных 
методов исследования влияния среды 
и генотипа на психологические