Близнецовый метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 08:31, реферат

Краткое описание

Психогенетика - наука о наследственности и изменчивости психических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин генетика поведения. Основной задачей психогенетики является установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия.
Изменчивость людей обусловлена взаимодействием наследственности и среды. Наследованием называется передача информации от одного поколения индивидов к другому.

Содержание

Введение
История становления метода
Биология близнецовости
Концепция близнецового метода
Разновидности близнецового метода
Диагностика зиготности
Ограничение метода
Репрезентативность метода
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

близнецовый метод.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)
  • сходство, создаваемое у МЗ близнецов идентичностью их генотипов;
  • сходство, придаваемое им средой в широком смысле слова;
  • несходство, порождаемое распределением ролей в паре.

 
Согласно Р.Заззо специфика ситуации заключается в том, что близнецы чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными личностями; формирующийся в результате эффект «близнецовости» может оказать существенное влияние на психологические особенности близнецов. «Парность» детей-близнецов может проявляться уже в раннем детстве; иногда в речи детей-близнецов в отличие от одиночнорожденных сначала появляется местоимение «мы» и лишь позже – «я»; это означает, что они прежде всего выделяют себя из внешнего мира как пару и только затем – как отдельных людей. Р. Заззо описывает случаи, когда близнец воспринимал даже собственное отражение в зеркале как образ своего соблизнеца.  
 
Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод. Однако для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить, по крайней мере, один вопрос: Большое сходство среды (в частности, родительского воспитания) в парах МЗ – это фактор, создающий их генетическую идентичность? Иначе говоря, средовое сходство – причина или следствие?  
 
Сведения по этому поводу содержаться в работах С. Скарр, Х. Литтона, Дж. Лоэлина и Р. Никольса. Во всех случаях был использован остроумный прием: выясняли, как обращаются со своими детьми-близнецами родители, имеющие неверное представление об их зиготности – в соответствии с их истинной генетической общностью или с собственной субъективной установкой. Если мнение родителей о генетическом сходстве/несходстве детей является продуктивной средовой детерминантой, то мнимые МЗ (т.е. реальные ДЗ) пары должны иметь большее сходство, чем ДЗ, у которых родительский и объективный диагнозы совпадают, а с реальными МЗ близнецами, принимаемыми за ДЗ, должны обращаться, наоборот, менее одинаково.  
 
Таких пар, родители которых имеют ложное представление о зиготности своих детей-близнецов, немного, поэтому во всех работах выборки невелики. Однако результаты поразительно однообразны: родители обращаются с детьми в соответствии с их истинной зиготностью, а не со своим ложным мнением.  
 
Согласно работам названных авторов оценка, даваемая родителями своим детям-близнецам, отражает истинную зиготность, а не их субъективные представления о генетическом сходстве/несходстве детей. Иначе говоря, более похожее обращение родителей с детьми-монозиготами есть следствие, реакция на их генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку наследуемости.

 
 
8. Репрезентативность(доказанная достоверность выводов) метода.

 
 
Перечисленные ограничения метода ставят еще один вопрос: Насколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночнорожденных людей того же возраста? Это необходимо знать, ибо, если близнецы образуют по исследуемому признаку отдельную группу, полученные на них данные не могут быть перенесены на остальную популяцию. Однако этот весьма серьезный вопрос решаем: дескриптивные статистики (средние величины дисперсии и т.д.) близнецовой выборки необходимо сопоставить с такими же, полученными на выборке одиночнорожденных. Отсутствие статистически значимых различий между ними будет говорить о том, что близнецы являются полноправными представителями своей возрастной, половой и так далее группы, и, следовательно, перенос полученных выводов на популяцию одиночнорожденных правомочен.  

Если расщепление происходит в первые 5 дней, то оба зародыша развиваются в условиях типичных для ДБ. Отсюда и большое количество ошибочных диагнозов.

Если расщепление происходит на 5 -7 дней. Этот случай самый частый. Его можно рассматривать как типичный для ОБ.

Если деление происходит после 7 дней.- сиамские близнецы

Рождение так называемых сиамских близнецов всегда вызывало изумление. Их необычное и причудливое существование полно глубокого человеческого трагизма и для них самих и для их родителей.

Сиамские близнецы с точки зрения медицины относится к случаю «двойного уродства». Они происходят из первой зиготы, то являются ОБ. Как уже говорилось раньше, такое аномальное образование близнецов объясняется крайне законодательным процессом расширения зиготы. Всего несколько часов являются решающими для возникновения самых различных форм и степеней сращивания.

В январе 1981г. в Болгарии родился ребёнок женского пола с двумя головами, или как считаю врачи с одним животом. Они были органически объединены друг с другом, не очень сильно обладали раздельной нервной системой, двумя позвоночными столбами, двумя пищеводами, двумя желудками. Но у них было только 1 легкое, 1 печень, общая выделительная система, 1 сердце. Расщепление зародыша позже пятнадцатого дня приводит к паразитарным образованиям. Такое образование может находиться как снаружи организма носителя, так и внутри в виде опухоли. Рудиментарное тело паразита может содержать конечности и самые разнообразные ткани. Размер их иногда может быть значительным.

В XVII веке, в Западной Европе жил граф Лаццаро Коллоредо. На его груди висел рудиментарный близнец, который достигал, примерно 90 см в длину. Голова и тело были четко оформлены, одной ноги не было, на изуродованных кистях рук, было по три пальца. Человекоподобное существо двигало руками, ушами, губами, дышало, у него прослушивались удары сердца. Всемирно известными стали родившиеся в 1811г. в Таиланде, по которым вся группа близнецов сросшихся между собой получила название сиамских. Благодаря достижениям современной медицины и мужеству врачей удалось смягчить тяжкие человеческие страдания многих сиамских близнецов. Разделение сиамских близнецов почти всегда ставит врача под необходимостью принять трудное решение. За которое он отвечает перед своей совестью, так как шансы на выживание у близнецов с самого начала не велики. Развитие науки позволяет надеяться, что вероятность успеха в будущем будет постоянно увеличиваться.

 

 

Заключение.

Близнецовый метод и  его  разновидности  является  одним  из  немногих

экспериментальных  методов  исследования  влияния  среды   и   генотипа   на

психологические  характеристики.  Как  и  все  остальные   экспериментальные

методы  психогенетики  (семейный  метод,  метод   приемных   детей,   анализ

родословных), он не является  методом,  позволяющим  с  полной  уверенностью

разделить  влияние  генотипа  и   среды   на   исследуемые   характеристики.

Исключением является метод разлученных  близнецов,  но  по  вполне  понятным

причинам его использование на практике весьма  ограничено.  Поэтому,  как  и

при использовании других  экспериментальных  схем,  следует  с  определенной

осторожностью подходить к интерпретации экспериментальных данных  полученных

близнецовым  методом  и  проводить  верификацию  полученных   данных   всеми

возможными  способами,  например  путем  сравнения  с  данными,  полученными

другими методами.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Зинченко В.П. «Большой психологический словарь».
  2. Малых С.Б. «Основы психогенетики».
  3. Равич-Щерба И.В. «Психогенетика».
  4. Трубников В.И. «Психогенетика».

 

 

 


Информация о работе Близнецовый метод