Бихевиоризм – новый взгляд на поведение. Взгляды Д. Уотсона, Э.Ч. Толмена. Роль бихевиоризма в развитии психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченераина американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Влияние зоопсихологии на бихевиоризм ………………………….……..3
Джон Б. Уотсон ……………………………………………………………4
Методы бихевиоризма ……………………………………………………5
Инстинкты …………………………………………………………………6
Эмоции ……………………………………………………………….……..7
Процесс мышления ………………………………………………………..8
Критика бихевиоризма Уотсона …………………………………….…...9
Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии …………….....11
Эдвард Чейс Толмен ………………………………………………..……12
Целенаправленный бихевиоризм …………………………………….....12
Промежуточные переменные ……………………………………...…….13
Теория научения ………………………………………………………….14
Заключение …………….…………………………………………………16
Использованная литература ……………..……………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

КонтрРаб. Бихевиоризм новый взгляд на поведение.docx

— 92.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Бихевиоризм –  новый взгляд на поведение. Взгляды  Д. Уотсона, Э.Ч. Толмена. Роль бихевиоризма в развитии психологии.

(по учебной дисциплине «Психология с историей психологии»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………3

Влияние зоопсихологии на бихевиоризм ………………………….……..3

Джон Б. Уотсон ……………………………………………………………4

Методы бихевиоризма ……………………………………………………5

Инстинкты …………………………………………………………………6

Эмоции ……………………………………………………………….……..7

Процесс мышления ………………………………………………………..8

Критика бихевиоризма Уотсона …………………………………….…...9

Вклад бихевиоризма Уотсона  в развитие психологии …………….....11

Эдвард Чейс Толмен ………………………………………………..……12

Целенаправленный бихевиоризм …………………………………….....12

Промежуточные переменные ……………………………………...…….13

Теория научения ………………………………………………………….14

Заключение  …………….…………………………………………………16

Использованная литература ……………..……………………………...…17

 

 

 

Бихевиоризм –  новый взгляд на поведение. Взгляды  Д. Уотсона, Э.Ч. Толмена. Роль бихевиоризма в развитии психологии.

Введение.

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченераина американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Влияние зоопсихологии  на бихевиоризм.

Уотсон указал на отчетливую связь между зоопсихологией и  бихевиоризмом: «Бихевиоризм представляет собой прямое продолжение исследований поведения животных, проведенных в первые десятилетия двадцатого века». Зоопсихология, развивающаяся на основе эволюционной теории, привела к попыткам продемонстрировать наличие разума у низших организмов и показать непрерывность перехода от разума животных к разуму человека.

Вскоре зоопсихологии  предстояло стать моделью для  разработки учения о поведении —  бихевиоризма, основатель которого, Уотсон, предпочитал при проведении исследований использовать животных, а не людей. Ознакомившись с результатами исследований специалистов по зоопсихологии и обработав их, Уотсон разработал основы науки о поведении, положения которой в равной степени справедливы и для людей, и для животных

Бихевиоризм — концепция науки о поведении, созданная Уотсоном, занимающаяся только наблюдаемыми актами поведения, доступными для объективного описания.

Позитивизм — методологическая доктрина, которая признает только естественные явления или объективно наблюдаемые факты.

 

Джон Б. Уотсон (1878-1958)

Джон Бродес Уотсон (1878-1958) американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века. В автобиографии Уотсон говорит, что начал развивать идеи объективной психологии человека, еще когда учился на старших курсах Чикагского университета, но эти идеи были встречены с таким ужасом, что он предпочел держать их при себе. После того как он стал ведущим специалистом в области психологии животных, Уотсон решился публично обнародовать свое понимание объективной психологии. Тринадцатого февраля 1913 г. он начал чтение лекций по психологии животных в Колумбийском университете. Первой была прочитана лекция «Психология, какой ее видят бихевиористы». Вдохновленный поддержкой редактора Psychological Review Говарда Уоррена, Уотсон опубликовал свою лекцию; в 1943 г. группа выдающихся психологов оценила эту статью как самую важную работу, которая когда-либо публиковалась в Psychological Review

Новое течение получило название бихевиоризма, а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Всего за десять лет до этого Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете. В те времена — в 1903 году — Чикаго был центром функциональной психологии, то есть одного из течений, которое Уотсон вознамерился сокрушить

Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и прямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул—реакция». Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как «образ», «разум», «сознание», которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, — для науки о поведении потеряли всякий смысл.

Уотсон особенно упорствовал  в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб и двигал» сознания. Сознание — «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие "души"». Методы интроспекции, которые предполагают существование сознательных процессов, оказались, таким образом, совершенно неуместными и не имеющими отношения к науке о поведении.

Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном — они  развивались в психологии и биологии в течение многих лет. Уотсон, как  и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали  интеллектуальному «духу времени». Основные силы, которые Уотсон столь успешно свел воедино, чтобы сформировать новую систему психологии: 1) философские традиции объективизма и механицизма; 2) зоопсихологию; 3) функциональную психологию.

Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (5), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

Предметом психологии бихевиоризм  считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражение  среды. Внешние раздражители, простые  или сложные ситуации – это  стимулы; ответные движения – реакции. Задача психологии – установить однозначные  отношения между стимулами и  реакциями. В отличие от того направления  биологической психологии, которое  стремилось объяснить все поведение  животных и человека, исходя исключительно  из внутренних, "глубинных" органических тенденций – инстинктов, влечений, поведенческая психология как учение о реакциях пытается вывести все  поведение из действия внешних раздражителей.

«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана».

Методы бихевиоризма

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался  исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать не психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Наиболее важным методом  исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который  был разработан в 1915 году, через два  года после того, как Уотсон формально  провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись  в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга  их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову.

Таким образом, Уотсон продолжил  атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его на отдельные компоненты, атомы или элементы.

Исключительная приверженность к использованию объективных  методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает  экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями. Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи-исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция»

Инстинкты

Уотсон с самого начала признавал роль инстинктов в поведении. В своей книге «Поведение: введение в сравнительную психологию» он описывает одиннадцать видов инстинктов. Уотсон изучал поведение крачки, водоплавающей птицы, в болотах острова Тортуга, неподалеку от побережья Флориды. Его сопровождал Карл Лешли, студент университета Джонса Хопкинса. Позднее Лешли вспоминал, что экспедицию пришлось резко свернуть, когда у него и Уотсона закончились сигареты и виски.

К 1925 году Уотсон изменил  свою позицию и совершенно отказался от концепции инстинктов. Те аспекты человеческого поведения, которые кажутся инстинктивными, утверждал он, на самом деле являются социально условными рефлексами. Встав на точку зрения, что научение является ключом к пониманию человеческого поведения, Уотсон совершенно отошел от своих прежних взглядов. Более того, он пошел дальше: он не только отрицал роль инстинктов, но даже отказался признавать существование наследственных дарований любого рода! Те качества, которые кажутся наследственными, утверждал он, прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Дети не рождаются на свет со способностями выдающихся спортсменов или музыкантов, их направляют родители или воспитатели, которые поощряют определенные виды поведения.

Этот акцент на решающее значение воздействия воспитания и  окружающей социальной среды — а как следствие, вывод о том, что из ребенка можно сделать все, что пожелает воспитатель, — стал одной из причин небывалой популярности Уотсона.

Уотсон не был одинок в  своем предположении, что влияние  социального окружения более значимо, чем любые врожденные качества; в психологии уже просматривалась тенденция минимизировать значение влияния инстинктов на поведение. Позиция Уотсона отражала уже происходящий в науке сдвиг. Кроме того, его позиция могла быть обусловлена также характерной для американской психологии начала XX века склонностью к прикладной ориентации. Психологию нельзя применить для модификации или управления поведением, если само поведение не может меняться. Если поведение регулируется силами инстинктов, то его невозможно модифицировать, а если поведение зависит от обучения или тренировки, то оно фактически подлежит изменениям.

Эмоции

Эмоции, согласно Уотсону, являются реакцией организма на специфические раздражители. Такие раздражители, как нападение или агрессия, вызывают внутренние изменения в организме — в частности, учащение сердцебиения, а также те внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. Эта теория не предполагает какого-либо сознательного восприятия эмоций или внутренних ощущений.

При каждой эмоции имеют  место определенные виды психологических изменений. Несмотря на то, что Уотсон признавал внешнее проявление ответных реакций, он продолжал верить в преобладание внутренних. Он утверждал, что эмоции являются формой неявного поведения, при котором внутренние ответные реакции проявляются, к примеру, в виде изменения цвета лица, появление потливости или учащенного сердцебиения.

Теория эмоций Уотсона  кажется гораздо менее сложной, чем теория Вильяма Джемса. Согласно теории Джемса, изменения в организме следуют непосредственно за восприятием раздражителя, а ощущение этих органических изменений и вызывает эмоции. Уотсон подверг критике позицию Джемса. Отбрасывая сознательный процесс восприятия ситуации и состояния чувств, Уотсон провозгласил, что эмоции могут быть полностью описаны в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних реакций организма и внутренних психологических изменений.

Информация о работе Бихевиоризм – новый взгляд на поведение. Взгляды Д. Уотсона, Э.Ч. Толмена. Роль бихевиоризма в развитии психологии