Бихевиоризм: истоки и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:33, реферат

Краткое описание

В данной работе автор хочет подробно познакомиться с основой бихевиоризма, узнать о ее истоках и понять её.

Содержание

Введение …………………………...……………………………….……..…….. 3
Предшествующее влияние...…………………………..……..……………….. 4
Влияние зоопсихологии на бихевиоризм.……………………….….………...6
Влияние функциональной психологии на бихевиоризм…………...….........7
Предмет изучения бихевиоризма………………………………………………9
Прорыв в психологии………………………………………………..…………10
Заключение …………………………………………...………………………....12
Список литературы ……………………...……………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

---.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая психология

 

 

Вид работы

РЕФЕРАТ

 

 

Тема  работы:

Бихевиоризм: истоки и развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

 

Введение …………………………...……………………………….……..…….. 3

Предшествующее влияние...…………………………..……..……………….. 4

Влияние зоопсихологии  на бихевиоризм.……………………….….………...6

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм…………...….........7

Предмет изучения бихевиоризма………………………………………………9

Прорыв в психологии………………………………………………..…………10

Заключение …………………………………………...………………………....12

Список литературы ……………………...……………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Более столетия назад во всем  мире начался усиленный рост  промышленного производства, особое  место в этом принадлежало  США.

     В связи с этим  возникновение новых социально-экономических  отношений способствовало появлению  такого течения в философии,  как прагматизм.1

     Прагматизм в свою  очередь дал путевку в жизнь  бихевиоризму в психологии. Возникновению  бихевиоризма способствовало появление  разработки условных рефлексов  в психологии и развитие зоопсихологии,  как экспериментальной ветви  психологии.

     Более дальней прародительницей  бихевиоризма можно считать древнюю  традицию ассоциаций, основанную  на предположении, что наша  психика при получении информации  связывает ее с предыдущей  информацией, т.е. возникают ассоциации. При этом считалось, что при  рождении наш разум не имеет  никакой информации об окружающем  мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир,  и создаются ассоциации.

     В 30 — 50 годы прошлого  века Б. Скиннер разработал  самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции,  что познание — это только  набор отношений "стимул-реакция", а вовсе не вид умственной  деятельности. В его понимании  мышление, как и внешнее поведение,  состоит из действий, зависящих  от окружающей среды и от  стимулов, получаемых от нее.

     В данной работе, я хотела бы  более подробно познакомиться  с основой бихевиоризма, узнать  о ее истоках и понять её.

 

 

 

 

 

 

 

Предшествующее  влияние

     Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой. Психологи — функционалисты переписывали правила, используя психологию в том виде, в котором она вряд ли могла быть принята в Лейпциге или Корнелле.

     Движение функционализма было не столько революционным, сколько эволюционным. Функционалисты не стремились намеренно изничтожать положения Вундта и Титченера. Вместо этого они внесли в него некоторые коррективы — что — то добавили здесь, что — то подправили там, — и вот с течением времени возникла новая форма психологии. Это была скорее тихая перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Лидеры функционалистов были не настолько амбициозны, чтобы добиваться официального признания. Свою роль они видели не столько в разрушении прошлого, сколько в построении нового на основе старого. Поэтому переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.

     Такова была ситуация в области психологии в США во втором десятилетии XX века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные, хотя уже не исключительные позиции.

     В 1913 году обе позиции были опротестованы. Это было намеренное и запланированное нападение, тотальная война против обеих точек зрения. Автор этой акции не хотел никаких модификаций прошлого, никаких компромиссов с ним.

     Новое течение получило название бихевиоризма, а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Всего за десять лет до этого Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете. В те времена — в 1903 году — Чикаго был центром функциональной психологии, то есть одного из течений, которое Уотсон вознамерился сокрушить.

     Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и прямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул — реакция». Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как «образ», «разум», «сознание», которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, — для науки о поведении потеряли всякий смысл.

     Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб и двигал» сознания. Сознание — «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие «души»». Методы интроспекции, которые предполагают существование сознательных процессов, оказались, таким образом, совершенно неуместными и не имеющими отношения к науке о поведении.

     Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном — они развивались в психологии и биологии в течение многих лет. Уотсон, как и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали интеллектуальному  духу времени.

     Настойчивое требование Уотсона большей объективности в психологии для 1913 года не было чем-то необычным. Такой подход имел длинную предысторию, восходившую к Декарту, попытки которого объяснить функционирование организма человека на основе простых механических представлений были первыми шагами на пути к большей объективности. Наиболее важной фигурой в истории объективизма был французский философ Опост Конт (1798–1857), основатель учения, получившего название позитивизма2 и ставившего во главу угла только позитивное знание (факты), истинность которых не вызывает сомнений. Согласно Конту, единственно истинным знанием является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии совершенно исключают из рассмотрения интроспекцию, зависящую от личного, индивидуального сознания и не являющуюся объективно наблюдаемой.

     В первые годы XX века «духом времени» в науке был именно позитивизм. Уотсон редко обсуждал положения позитивизма — как, впрочем, и большинство американских психологов того времени, — но все они «действовали, как позитивисты, даже если отказывались навешивать ярлыки». Таким образом, к тому времени, когда Уотсон начал работать над бихевиоризмом, объективистские, материалистические и механистические влияния были достаточно сильны. Их воздействие было настолько существенным, что неизбежно привело к появлению нового вида психологии, в которой не упоминалась ни душа, ни сознание, ни разум, — психологии, которая принимала во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Неизбежным результатом этого подхода стало появление науки о поведении, рассматривающей людей как некие машины.

Влияние зоопсихологии  на бихевиоризм

     Уотсон указал на  отчетливую связь между зоопсихологией  и бихевиоризмом: «Бихевиоризм  представляет собой прямое продолжение  исследований поведения животных, проведенных в первые десятилетия  двадцатого века». Мы можем  с уверенностью назвать зоопсихологию,  развивающуюся на основе эволюционной  теории, предшественником программы  Уотсона; она привела к попыткам  продемонстрировать наличие разума  у низших организмов и показать  непрерывность перехода от разума  животных к разуму человека.

     Благодаря выдвинутому  Морганом закону экономии и  его приверженности к экспериментальным,  а не к словесным, методикам,  зоопсихология стала более объективной  наукой. Тем не менее, в фокусе  изучения все еще оставалось  сознание. Таким образом, несмотря  на то, что методология становилась  все более объективной, сам  предмет изучения не менялся.

     В 1889 году Альфред  Бине опубликовал труд «Психическая  жизнь микроорганизмов», в котором  он высказал предположение, что  одноклеточные организмы обладают  способностью воспринимать и  различать предметы, а также способностью  целенаправленного поведения. В  1908 году Френсис Дарвин (сын Чарльза  Дарвина) обсуждал вопросы наличия  сознания у растений. Изучая становление  зоопсихологии в Соединенных  Штатах, мы обнаруживаем неослабевающий  интерес к процессам сознания  у животных.

     Зоопсихология как  область науки была создана  и продолжала развиваться в  направлении большей объективности  — как в своих методах, так  и в предмете изучения.

     Так и самая известная  в истории психологии лошадь – Умный Ганс, иллюстрирует важность применения экспериментального подхода к изучению поведения животных. Стало ясно, что животные способны обучаться и менять свое поведение в зависимости от условий. Уже мало кто сомневался в том, что экспериментальное изучение животных намного полезней абстрактных размышлений на тему, что может происходить в их голове, — со ссылками на их разум и сознание. Отчет Фунгста об опытах с Умным Гансом был рассмотрен Джоном Б. Уотсоном; знакомство с итогами исследования еще более укрепило его в убеждении, что психология должна иметь дело с понятием не сознания, но поведения.

 

 

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм

 

     Другим предшественником  бихевиоризма явился функционализм.  Не будучи всецело объективным  течением, функциональная психология времен Уотсона тем не менее отличалась большей объективностью, чем прочие течения. Кеттел и его единомышленники делали главный акцент на поведение и объективность, выражая свое несогласие с понятием интроспекции. Прикладные психологи не находили применения для концепции сознания и интроспекции, в специальных областях утверждались принципы объективной функциональной психологии. Таким образом, даже до появления на научной арене самого Уотсона, функциональные психологи уже оторвались от психологии сознательного опыта Вундта и Титченера. В своих книгах и лекциях многие из них вполне определенно высказывались за объективную психологию, которая будет сосредоточена на изучении не сознания, а поведения.

     Выступая на Всемирной  ярмарке в Сент — Луисе,  штат Миссури, в 1904 году, Кеттел  сказал: «Я не убежден в том,  что психология должна ограничиваться изучением сознания… Довольно распространенное мнение, что психологии в отрыве от интроспекции не существует, упрямо опровергается свершившимися фактами. Мне кажется, что большинство исследовательских работ, выполненных мною или в моей лаборатории, не более связаны с понятием интроспекции, чем работы по физике или зоологии… Не вижу причины, почему применение систематизированного знания к изучению человеческой природы не может в нынешнем веке привести к результатам, которые сравнятся с достижениями физики девятнадцатого века и их значением для изучения материального мира…»

     Уотсон присутствовал  при выступлении Кеттела. Сходство  его будущей позиции с утверждениями  Кеттела настолько разительно, что  один историк позднее предложил,  чтобы Кеттела называли «дедушкой»  бихевиоризма Уотсона.

     За десять лет до  того, как Уотсон основал бихевиоризм,  интеллектуальный климат Соединенных  Штатов благоволил к идее объективной психологии Общая тенденция развития американской психологии была направлена в сторону бихевиоризма. Роберт Вудворт из Колумбийского университета заметил, что американские психологи «медленно скатываются к бихевиоризму… по мере того, как все большее их число, начиная с 1904 года, выражает свою приверженность к определению психологии как науки о поведении, а не к попыткам описать сознание».

     В 1911 году Уолтер  Пилсбери, который учился вместе  с Титченером, в своей книге  определил психологию как «науку о поведении». Он настаивал на том, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому другому объекту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью — йоркское отделение Американской психологической ассоциации работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?» Он говорил о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания, и заменить их концепцией поведения как достаточного объекта для психологического исследования». Макс Мейер опубликовал книгу «Фундаментальные законы человеческого поведения», Вильям Мак — Дугалл написал книгу «Психология: изучение поведения»; а НайтДанлоп, психолог университета Джонса Хопкинса, где преподавал Уотсон, предложил вообще вычеркнуть понятие интроспекции из психологии.

     Энджелл — возможно, наиболее прогрессивный из функциональных  психологов — полагал, что  американская психология готова к переходу к большей объективности. В 1910 году он говорил, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как уже исчез термин «душа». Три года спустя, незадолго до публикации манифеста бихевиоризма Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных.

Информация о работе Бихевиоризм: истоки и развитие