Биоритмы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации- от молекулярных и субклеточных до молекулярных и являются фундаментальным процессом в живой природе. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (например, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (например, открывание и закрывание раковин у морских моллюсков, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.).

Содержание

Биологические ритмы и развитие человека. Введение……3-5
Биологические часы……………………………………..6
Классификация биологических ритмов………………7
Циркадианные ритмы человека………………………. 8
Циркасептальные и циркунальные ритмы………….. 10
Заключение…………………………………………………12
Список литературы…………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по биоритмам готовый.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Наличие циркадианной активности различных физиологических  систем и органов рассматривается  как один из диагностических критериев состояния здоровья, а нарушение ритмичности в форме её отсутствия или искажения – как показатель предпатологии и патологии.

Выраженность  ритмологических проявлений зависит  от индивидуальных, в том числе  типологических, особенностей человека, выработанного стереотипа времени сна и бодрствования и др. специалисты, занимающиеся физиологией труда, считают, что максимальная работоспособность (и соответственно активность) существует в два временных периода: с 10 до 12 и с 16 до 18 ч., в 14 ч отмечен спад работоспособности, есть он и в вечернее время. Однако у большой группы людей (50%) повышена работоспособность в утреннее время («жаворонки») или в вечернее и ночное время («совы»). Считается, что «жаворонков» больше в среде рабочих и служащих, а «сов» - среди представителей творческих профессий. Впрочем, есть мнение, что «жаворонки» и «совы» формируются в результате многолетнего, предпочтительно утреннего или вечернего, бдения. Во всяком случае, эти особенности следует учитывать при индивидуализации режима труда, отдыха, приёма пищи, что может повысить функциональную результативность.

4. Циркасептальные и циркунальные ритмы

В недельном цикле биоритмов тоже есть период подъёма эмоциональных и физических сил. Он приходится на вторник-четверг. Эти три дня наиболее благоприятны для выполнения ответственных и сложных заданий. Воскресенье тоже можно отнести к периоду подъёма, но его показатели соответствуют примерно 80% от предыдущего периода.

Существуют  периоды в течении годового цикла. Оказывается, в первый месяц от даты рождения число лучших показателей по физической и эмоциональной направленности намного выше, чем в остальные. Кроме того, значительно выделялись из среднемесячных данных и 9, 10, 11 – й месяцы от даты рождения.

Есть основания  предположить, что в годовом цикле существуют периоды максимальной надёжности организма (как биологические системы).

По наилучшему иммунному состоянию организма  отмечается 1-й месяц от даты рождения, наихудший показатель - в 12-й месяц. Заболевания ОРЗ в первые 6 месяцев от даты рождения значительно реже, чем с 7-го по 12-й месяцы. Причём, наиболее выраженными были 7,8 и особенно 12-й месяц. Чётко проявляются эти негативные месяцы при сопоставлении случаев летального исхода при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Обобщая материалы многих авторов, можно установить физическое и эмоциональное развитие определёнными скачками у мальчиков: в 6-7, 9-10, 12-13, 15-18 лет. У девочек: в 7, 9, 11, 13, 15, 17 лет. Однако не все дети растут скачками, немало таких, у которых рост происходит монотонно, вяло, без выраженных рывков.

Существуют  периоды повышенной утомляемости и  раздражительности, ослабления общей  иммунологии и снижения работоспособности: возраст 7,5-8, 13,5-14, 16,5-17 лет.

Также известны многолетние биологические ритмы. Так, через 5-6 лет у человека наблюдаются подъёмы творческой активности, индивидуальной результативности спортсменов через 2 года, у спортсменок – через год. Описан трёхлетний волновой процесс становления эндокринных функций у детей с 7 до 13 лет. Тот же ритм установлен для иммунных процессов в организме. Перечень подобных процессов, имеющих большой не только теоритический, но и клинический интерес, достаточно велик (Ф. И. Комаров, С.И. Рапопорт). Описана зависимость критерия здоровья от времени и года рождения.

Важное практическое значение имеет исследование многодневных (околомесячных, годовых и пр.) ритмов, датчиком времени для которых  являются такие периодические изменения  в природе, как смена сезонов, лунные циклы и др.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние годы широкую популярность приобрела теория "трех ритмов", в основе которой лежит теория о полной независимости этих многодневных ритмов, как от внешних факторов, так и от возрастных изменений самого организма. Пусковым механизмом этих исключительных ритмов является только момент рождения (по другим вариантам – момент зачатия) человека. Родился человек, и возникли ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. Графическим изображением этих ритмов является синусоида. Однодневные периоды, в которые происходит переключение фаз ("нулевые" точки на графике) и которые якобы отличаются снижением соответствующего уровня активности, получили название критических дней. Если одну и ту же "нулевую" точку пересекают одновременно две или три синусоиды, то такие "двойные " или "тройные " критические дни особенно опасны.

Многократные исследования, проведенные с целью проверки этой гипотезы, не подтвердили, однако, существование этих сверх уникальных биоритмов. Сверх уникальных потому, что у животных аналогичных ритмов не выявлено; никакие известные биоритмы не укладываются в идеальную синусоиду; периоды биоритмов не постоянны и зависят как от внешних условий, так и от возрастных изменений; в природе не обнаружено явлений, которые являлись бы синхронизаторами для всех людей и в то же время были "персонально " зависимы от дня рождения каждого человека.

Биоритмы организма  – суточные, месячные, годовые –  практически остались неизменными  с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации  всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность  и хорошее самочувствие могут  быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Антропология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманит. (В.М. Харитонов, А. Т. Ожигова, Е.З. Година, Е. Н. Хрисанова) изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
  2. Рогинский Я. Я., Левин М.Г. – Антропология: Учебник для студентов ун-тов. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М., Высш. школа,1978. – 528 с.
  3. В.Б. Брин., С. А. Чеснокова. – Физиология человека: Учебник/ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина,2003. – 656 с.:(Учеб. лит. для студентов мед. Вузов).
  4. Губарева Л.И.,Мизирева  О.М.,Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум для Вузов.
  5. Биохимические и молекулярнобиологические основы физиологических функций:Сборник статей (под ред.Ещенко Н.Д., Скворцевича Е.Г.)
  6. Столяренко В. Е., Столяренко Л.Д. – Антропология – системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.(Серия «Высшее образование») – 384 с.



Информация о работе Биоритмы человека