Биография Фредерика Скиннера Берреса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 04:26, биография

Краткое описание

(1904 - 1990) – американский психолог, представитель современного бихевиоризма.
В 1972 году членов Американской психологической ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Фредерик Скиннер Беррес.docx

— 125.97 Кб (Скачать файл)

Фредерик Скиннер  Беррес(Burrhus Frederick Skinner) | Биография

(1904 - 1990) – американский психолог, представитель современного бихевиоризма. 

 В 1972 году членов  Американской психологической ассоциации (которых уже в то время насчитывалось  около ста тысяч) попросили  назвать самых выдающихся психологов  ХХ столетия. По их почти единодушному  мнению, этот почетный список  возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев. Однако если в такой оценке и было допущено преувеличение, то небольшое. Скиннер — действительно выдающийся психолог, и если не первый, то один из первых. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке (не в последнюю очередь — и на педагогику) огромно. 

Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а  в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической  мысли уходящего столетия их ни в  коем случае нельзя сбрасывать со счетов.  

 НЕЗАУРЯДНЫЙ УМ 

Беррес (такое русское написание принято для редкого имени Burrhus) Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, 20 марта 1904 года. Как он сам отмечал в автобиографии, которая опубликована в 5-м томе знаменитой «Истории психологии в автобиографиях» (1967), воспитывался он в теплой и доброжелательной семейной атмосфере. Однако в семье была и строгая дисциплина. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив — поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль. 

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны и совершенно несистематичны. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для... аккуратного развешивания собственной пижамы. 

В этих интересах его биографы усматривают (хоть это и кажется  некоторой натяжкой) предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей. 

Успел он поиграть в школьном оркестре, в юности считался неплохим саксофонистом. Но наибольшее внимание юный Скиннер уделял литературе. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Бэкону. Подобные гипотезы высказывались и раньше, и потом, но характерно, что американский школьник пришел к такому заключению своим умом, что само по себе характеризует этот ум как весьма незаурядный. Много ли вы знаете восьмиклассников, способных на такие умозаключения, да еще и читавших Бэкона? А Скиннер с особым вниманием вникал в бэконовскую философию науки, восхищаясь верой английского мыслителя в возможность научного решения практических жизненных проблем.

ЮНОШЕСКИЕ ИСКАНИЯ

Скиннер был известен среди коллег потрясающей работоспособностью.

С молодых лет он большую  часть суток проводил в лаборатории  

Высшее образование Скиннер  получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Здесь он специализировался в области английского языка и литературы, намереваясь в будущем посвятить себя литературному творчеству. О студенческих годах он сохранил не самые приятные воспоминания. Многое в учебном распорядке его раздражало, особенно — обязательные ежедневные богослужения (на протяжении всей жизни религиозность была ему абсолютно чужда). 

Близко сойтись с однокашниками  ему не удалось, поскольку он считал их (вероятно — небезосновательно) людьми ограниченными, с низкими  духовными запросами. В то время  как они предавались незамысловатым юношеским увеселениям, он с упоением читал Джойса и Пруста. Впрочем, и  в студенческих проказах Скиннер  порой принимал активное участие, а  после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, в 1926 году он получил степень бакалавра.  

Следует отметить, что в  колледже Гамильтона психология преподавалась  факультативно. Скиннер этих занятий не посещал, его интерес к психологии сформировался позже. А в те годы он всерьез планировал свою литературную карьеру. Знакомство с известным поэтом Робертом Фростом еще более укрепило его в этом намерении. Фрост полагал, что юноша подает большие надежды как писатель, и тепло его напутствовал. Этому прогнозу не суждено было оправдаться. По окончании колледжа Скиннер провел довольно продолжительное время в творческих исканиях, пока наконец не пришел к неутешительному выводу, что ему «решительно нечего сказать».

ВЕХИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ

Уже к концу 30-х  годов молодой Скиннер приобрел  
известность как один из ведущих бихевиористов  

В этот момент произошла  его резкая переориентация из области  искусства в область науки, которая, как он осознал, и является «искусством  ХХ века». В 1928 году Скиннер поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Он отдавал себе отчет, что упустил много времени и в плане психологической эрудиции далеко отстал от своих университетских товарищей. Поэтому он установил для себя строжайший, поистине спартанский режим учебных занятий, полностью отказав себе в досуге: на внеучебные занятия он отводил 15 минут в сутки. Такая самоотверженность дала свои плоды. В 1931 году Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое серьезное научное исследование, сразу выдвинувшее его в первые ряды специалистов по поведенческой психологии. 

С 1931 по 1936 год Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои усилия на изучении поведения животных. В 1936 году он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 года. Осенью 1945 года он возглавил кафедру психологии в Университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 года, после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕДЕНИЕ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ  

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. Но самая ранняя публикация, принесшая ему известность, обычно упоминается даже в самых кратких списках его трудов. Это небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». Здесь впервые условный рефлекс трактовался не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора. 

В одной из своих последующих работ Скиннер писал, что за всю свою жизнь он имел только одну идею и эту идею выражает термин «управление» («контроль»), — имеется в виду управление поведением. Справиться с этой задачей экспериментатор способен лишь в том случае, если контролирует все переменные, под влиянием которых складывается и изменяется поведение организма. Он утрачивает власть над своим объектом, когда допускает его зависимость от гипотетических, ускользающих от прямого наблюдения внутренних факторов. Поэтому интерес для науки представляют только непосредственно фиксируемые отношения между экспериментально контролируемыми стимулами и последующими реакциями.

По мнению Скиннера, к гипотезам  и дедуктивным теориям наука вынуждена прибегать там, где ее объектами выступают явления, недоступные прямому восприятию. Психология же находится в более выгодном положении. Взаимодействие факторов, порождающих поведенческие реакции, можно непосредственно увидеть. 

Для этого, однако, требуются  специальные экспериментальные  установки и схемы. Они подобны  оптическим приборам, позволяющим обнаружить события, скрытые от невооруженного глаза. Таким прибором Скиннер считал изобретенный им экспериментальный ящик (названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским ящиком), в котором крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получает подкрепление. Рычаг соединяется с самописцем, регистрирующим движение. 

Нажим на рычаг рассматривается  в качестве образца и самостоятельной  единицы «оперантной реакции» — очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные устройства позволяют соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.).  

Схема опыта может быть усложнена. Например, вместо одного рычажка  перед крысой находятся два, тем  самым ставя ее в ситуацию выбора. Из этого довольно простого набора элементов составляются самые разнообразные  планы управления поведением. Так, крыса  нажимает на рычаг, но получает пищу только тогда, когда загорается лампочка. В  результате в дальнейшем при свете  лампочки скорость реакции заметно  возрастает. Или пища выдается лишь при нажиме с определенной силой. В дальнейшем движения требуемой  силы появляются все чаще и чаще. Можно соединить движения в цепи (скажем, реакция на зеленый цвет ведет к появлению нового раздражителя — красного цвета, двигательный ответ  на который подкрепляется). Экспериментатор  может также широко варьировать  время и порядок положительного и отрицательного подкрепления, конструируя  различные «планы подкрепления».

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

В своих экспериментах  Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально  

Скиннер отрицательно относился к  статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии — предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. 

Статистические данные, касающиеся группы (выборки), недостаточны для  выводов, имеющих предсказательную силу в отношении каждого из ее членов. Частоту реакций и их силу запечатлевают кривые, которыми, по Скиннеру, исчерпывается все, что  позитивная наука способна сказать  о поведении. В качестве образца  такого типа исследований предлагалась работа Скиннера, выполненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы подкрепления» (1957), в которой были собраны в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 часов. 

Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция «оперантного обусловливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S. Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S), то есть раздражителя.

Скиннеровский ящик разнообразных конструкций «сопровождал» своего создателя всю его творческую жизнь

Поведение же в «скиннеровском ящике» было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сперва производит реакцию (R), а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике. 

По мнению Скиннера, ограниченность традиционной поведенческой формулы S — R состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как детерминанта, которая преобразует организм. Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, писал Скиннер, всегда должна учитывать три фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) саму реакцию, 3) подкрепляющие последствия. Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

ОПЕРАНТНАЯ ТЕХНИКА

Так наметился принципиальной важности переход от линейного представления  о поведении к утверждению  роли обратной связи в построении реакций. В этой роли выступало подкрепление, производящее отбор и модификацию  реакций. 

Разработанная Скиннером и его  последователями техника «оперантного обусловливания» получила в Соединенных Штатах широкое применение в различных областях практики. Установка на то, чтобы приложить принципы оперантного бихевиоризма к решению практических задач разного рода, придала этому направлению широкую популярность далеко за пределами психологии. Оперантную технику стали использовать при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения. 

В годы II мировой войны  наблюдение за склевыванием пищи обученными голубями привело Скиннера к изобретению особых управляемых снарядов. Однако это изобретение не было применено на практике. (Эта идея Скиннера много лет назад была спародирована датскими кинематографистами: в комедии «Бей первым, Фредди!» специально обученные голуби были подменены в чреве ракеты обычными почтовыми голубями, которые приучены... возвращаться домой.)

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ  

В педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Сам он объяснял это явление случайностью, как, впрочем, и все свои достижения (верный своей теории, все происходящее в жизни он оценивал как следствие складывающихся обстоятельств). 

11 ноября 1953 года, посетив  урок арифметики в школе, где  училась его дочь, Скиннер, как  он вспоминает в автобиографии,  пришел в смятение: «Внезапно  ситуация представилась мне совершенно  абсурдной. Не ощущая своей  вины, учитель нарушал почти все  законы, открытые учеными относительно  процесса научения».

Под впечатлением от этой картины  Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал  серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции.

Информация о работе Биография Фредерика Скиннера Берреса