Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 12:35, реферат
В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из- за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования. Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОЦЕССЫ
4. КОГДА И В КАКОЙ ПОЗЕ ДЕЛАЮТ  УПРАЖНЕНИЯ
5. СНЯТИЕ САМОВНУШЕНИЯ
6. ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ
7. ФОРМУЛЫ ЦЕЛИ
8. НЕДОСТАТКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
4. КОГДА И В КАКОЙ ПОЗЕ ДЕЛАЮТ УПРАЖНЕНИЯ
5. СНЯТИЕ САМОВНУШЕНИЯ
6. ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ
7. ФОРМУЛЫ ЦЕЛИ
8. НЕДОСТАТКИ АУТОГЕННОЙ 
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из- за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования. Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни.
Не нужно особо пояснять, какие психологические нагрузки выпадают на долю практикующего психолога, и как важно для него сохранить свое здоровье на благо и себя и своих пациентов. Последствием нарушения сферы саморегуляции здесь могут стать синдром хронической усталости, сопровождающийся бессонницей, угнетенным настроение. Или психическое выгорание – физическое, эмоциональное и умственное истощение – эмоциональное опустошение, деперсонализация (цинизм к пациенту), редукция профессиональных достижений – сознание неуспеха. А так же психосоматические расстройства.
Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре основные сферы:
1) Эмоциональные процессы
2) Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.
3) Когнитивные процессы
4) Поведенческую сферу.
Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация – смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того существуют многочисленные техники релаксации. На одной из таких техник мы бы хотели остановиться подробнее в данной работе. Речь пойдет об аутогенной тренировке.
2. ИСТОКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ.
Аутогенная (от греч.autos – сам и genos – 
возникающий) тренировка – метод самовнушения, 
предложенный немецким психотерапевтом 
И.Шульцем в 
1932г. при этом методе первоначально путем 
самовнушения вызывается ощущение тяжести 
в теле и таким образом достигается состояние 
мышечного расслабления 
– релаксации. Затем проводятся самовнушения, 
направленные на различные функции организма. 
До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся 
большой популярностью клинике гипноза. 
Здесь зародился его интерес к той области 
науки, которая известна сегодня под названием 
психосоматической медицины. Уже в появившейся 
в 1920 году работе «Образование слоев в 
гипнотической духовной жизни» просматривается 
основная концепция аутотренинга. Участвовавшие 
в его экспериментах лица «с абсолютной 
регулярностью» переживали в состоянии 
гипноза два состояния: «характерную тяжесть», 
особенно в конечностях и характерную 
«теплоту». Тяжесть связана с ослаблением 
тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда 
родилась мысль вызывать состояние аутогипноза 
путем самовнушения ощущений тяжести 
в теле. в 1932 году Шульц выставил на суд 
общественности большую монографию 
«Аутогенная тренировка, концентрированная 
саморелаксация». За этим первым изданием 
последовали многочисленные другие, а 
также переводы на другие языки.
Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она не только нашла лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях.
С лечебной целью аутогенная тренировка может быть применена в качестве симптоматического средства для устранения различных обратимых нарушений, в первую очередь у больных неврозами.
При лечении аутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью засыпания, вызывается состояние покоя и релаксации. Из этого состояния больной сам себя не выводит, и оно быстро переходит в сон. Особенно хорошо поддаются лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации, быстро засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех.
При состояниях тревожного ожидания 
у больных неврозами, эмоциональной напряженности, 
предоперационных волнениях, страхе (невроз 
страха, фобии) вызывается мышечная релаксация 
и проводятся систематические самовнушения 
(формулы: «Я спокоен, всегда спокоен»). 
Таким образом удается предупредить, устранить 
или смягчить тревогу.
Аутогенная тренировка применяется как в групповой терапии, так и в индивидуальной работе пациента под наблюдением ведущего тренировку психолога, или самостоятельно.
Однако, тема нашей работы – саморегуляция, поэтому групповые методы мы рассматривать не будем. Остановимся подробнее, как с помощью аутогенной тренировки вернуть себе хорошую форму.
3. ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Состояние мышечной релаксации и покоя, 
возникающее во время аутогенной тренировки, 
сопровождается ослаблением тонуса не 
только поперчнополосатой, но и гладкой 
мускулатуры, а также уменьшением эмоциональной 
напряженности. 
В этом отношении аутогенная тренировка 
может быть отнесена к методам релаксации 
(мышечного расслабления).
Во время релаксации наступает некоторое 
снижение артериального давления, замедление 
частоты пульса (в среднем на 4-6 ударов 
в минуту); дыхание становится более медленным 
и поверхностным. Состояние релаксации 
характеризуется легкой сонливостью, 
которая может переходить в сон. 
Исследование электрической активности 
головного мозга показало, что в начале 
релаксации отчетливо выступает (-ритм. 
В дальнейшем в одних случаях отмечается 
снижение электрической активности мозга, 
в других – появление медленных волн различной 
частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды 
(от 25 до 100мкВ). Они были либо единичными, 
любо следовали целыми сериями, появляясь 
периодически. Во время самовнушений (вызывания 
представлений тепла) отмечалась депрессия 
фонового ритма, главным образом в начале 
самовнушений.
Диффузный характер изменений электрической активности, как во время релаксации, так и в момент самовнушений, говорит о влиянии ретикулярной формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептивных импульсов, ведет к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым к уменьшению эмоциональной возбудимости.
Состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. В связи с чем особую силу приобретают самовнушения. Особенностью релаксации является то, что на вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможны контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.
Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько градусов с помощью аутогенной тренировки отмечает ряд авторов. Анестезия может быть вызвана в 50% лиц, занимающихся аутогенной тренировкой. Можно учиться путем самовнушения произвольно ускорять частоту сокращений сердца, например, с 68 до 144 в минуту и замедлять ее до 46 в минуту.
С помощью аутогенной тренировки можно резко повысить способность к визуализации представлений. В состоянии релаксации иногда удается вызвать гипермнезию. Так, испытуемые смогли полностью вспомнить стихотворение, которое учили в детстве, в то время как пред этим в бодрствующем состоянии им удавалось вспомнить лишь 1-2 строчки этого стихотворения.
При помощи аутогенной тренировки можно 
научиться погружать себя в аутогипнотическое 
состояние, во время которого путем самовнушения 
вызывать автоматическую речь (глоссолалию) 
и автоматическое письмо (внушая себе: 
«моя рука пишет сама собой, без моего 
участия»), влиять на время простой реакции. 
Быстрый переход от одного поясного времени 
в другое вызывает необходимость перестройки 
циклических ритмов организма (ритма сна 
– бодрствования, приема пищи, физиологических 
отправлений). Было показано, что лица, 
овладевшие техникой аутогенной тренировки, 
могут путем самовнушения значительно 
ускорять и облегчать перестройку этих 
циклических процессов.
При помощи аутогенной тренировки можно научиться просыпаться в строго заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи. Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты – ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии – чувство невесомости тела. В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.
Опыт аутогенной тренировки показал, что, для того, чтобы повлиять на вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию.
4. КОГДА И В КАКОЙ ПОЗЕ ДЕЛАЮТ УПРАЖНЕНИЯ.
Шульц постоянно указывает на о, что «только 
точный систематический и методический 
подход обеспечит успех метода в рамках 
его возможностей». 
Выбрать наиболее благоприятное для себя 
время каждый может сам. Чаще всего последнее 
упражнение совпадает со временем отхода 
ко сну. Вечерняя тренировка абсолютно 
необходима.
В начале курса на первое упражнение отводится примерно две минуты. К окончанию курса можно посвящать каждому из них уже по пять минут. Если к упражнениям добавляются еще формулы цели, то оно может длиться до десяти минут. При освоении аутотренинга надо, как правило, делать упражнения три раза в день. Если вы довольны результатами, то можно автоматически переходить к поддерживающему режиму. Однако тренироваться надо хотя бы раз в день. Обычно первые 3 недели занятия длятся до1-2 минут не дольше, последующие - 2-5 минут или немного дольше.
Упражнения на расслабление необходимо 
проводить в соответствующей позе 
– позе извозчика. Для ее принятия надо 
в сидячем положении выпрямиться, расправить 
позвоночник и свободно осесть всем телом. 
При этом нельзя допускать сдавливания 
живота и нагибаться слишком далеко вперед. 
Голова свободно свисает на грудь. Руки 
без напряжения лежат на коленях. Они не 
должны соприкасаться, потому что это 
чаще всего мешает сосредоточиться и отвлекает. 
Локти слегка согнуты, ноги немного раздвинуты. 
Голень составляет с бедром угол около 
90 градусов, то есть ноги стоят на полу 
вертикально. 
Глаза закрыты. Язык свободный и тяжелый, 
нижняя челюсть свободно отвисает, но 
рот закрыт.
Многим больше всего нравится упражняться 
лежа. Самая распространенная поза при 
этом – лечь удобно на спину и подложить 
что-нибудь под голову, чтобы она была 
слегка приподнята. Локти здесь также 
слегка согнуты, ладони лежат на уровне 
бедер. Если кто-то испытывает в этой позе 
тянущие боли или неудобство в области 
грудной клетки, можно положить подушку 
под плечи. 
Ступни ног в расслабленном состоянии 
должны быть немного разведены. Если они 
направлены вертикально вверх, это свидетельствует 
о скрытом напряжении.
Обычно труднее добиться результата, если все время тренироваться в разных положениях. К позе необходимо привыкнуть.
От умения расслабляться в течение дня 
зависит наше самочувствие. 
Человек, чье тело находится в физическом 
напряжении, закрепощен и душевно, и его 
взаимоотношения с внешним миром зачастую 
тоже натянутые.
5. СНЯТИЕ САМОВНУШЕНИЯ.
Мысли, представления, а еще в большей 
степени формулы цели имеют тенденцию 
претворяться в жизнь. Таким образом, если 
мы в соответствии с первой формулой представляем 
себе, что «правая (левая) рука тяжелая», 
то в ней наступают изменения, симптомы 
которых впоследствии необходимо «снять». 
Здесь необходимо строго следовать указаниям 
Шульца. Даже если вы вообще ничего не 
почувствовали, снятие внушения необходимо 
в любом случае. Формулы снятия звучат 
так:
«Руки напряжены», или:»Разогнуть и согнуть 
руки», «Глубоко вздохнуть», 
«Открыть глаза».
При этом надо энергично согнуть и разогнуть 
руки. Видимо, достаточно просто напрячь 
и расслабить несколько раз мышцы поочередно 
на обеих руках. 
Действие будет то же самое, что и при сгибании 
и разгибании рук. Снятие действует хуже, 
если сначала открыть глаза, а потом напрячь 
мышцы рук и глубоко подышать. В этих случаях 
может продолжительное время чувствоваться 
тяжесть и онемение рук. Некоторые участники 
курсов сообщали, что ощущение тяжести 
сохраняется в течение нескольких часов 
или даже дней. Анализ показал, что снятие 
внушения было произведено не правильно.
Чем решительнее, энергичнее и тщательнее проводиться снятие, тем эффективнее выход из аутогенного погружения. Если вы заснули во время выполнения упражнения в постели, то снятие не требуется.
Аналогичным образом обстоит дело, если вам в процессе выполнения упражнений дома что-то помешало, например, звонок в дверь или телефон. В этом случае человек переживает краткий шок, который делает ненужным снятие внушения.
6. ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ.
Каждая тренировка начинается с сосредоточения на спокойствии, которое известно из всех видов медитации. Все методики расслабления начинаются с настройки на спокойствие, которая не является сама по себе упражнением аутогенной тренировки и которую Шульц называл «целеуказующей интермедией».
Цель: 1. Сужение сознания, фильтрация внешних ощущений, подавление внутренних раздражителей (обрывков мыслей).
2. Успокоение.
Формула звучит так:
«Я совершенно спокоен» (1-2 раза)
Если вы перед тренировкой нервничали или были возбуждены, то рекомендуется следующая формула:
«Я совершенно спокоен и расслаблен» 1-4 раза.
Следует выбрать одну из формул и попытаться представить ее себе как можно нагляднее. При этом необходимо представлять, что желанное спокойствие уже наступило. Необходимо быть внимательным, не слишком наблюдать за своим состоянием и не пытаться оценивать свои успехи. Нежно вести себя пассивно, не включая волю.
В процессе тренировки нужно будет последовательно овладеть шестью упражнениями. Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.е. всего для овладения техникой потребуется около 2-3 месяцев. После этого желательно самостоятельно продолжать тренировку хотя бы по одному разу в день еще в течение 4-6 месяцев, чтобы в совершенстве овладеть техникой и быть способным быстро, автоматически, в любой обстановке оказать влияние на соответствующую функцию организма.