Аутичные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:13, реферат

Краткое описание

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером (1857-1939).
Auto – по-гречески сам. Аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребенка. Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его « погружении» в свой собственный мир.

Вложенные файлы: 1 файл

аутичные дети.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером (1857-1939).

Auto – по-гречески сам. Аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребенка. Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его « погружении» в свой собственный мир.

 Выделяют  ряд групп детского аутизма:

- аутические  психопатии;

- органические  аутические психопатии;

- аутический  синдром при олигофрении;

- аутизм детей с эпимитическими припадками;

- аутические  реакции и патологическое развитие  личности по аутическому типу.

Интеллектуальное  развитие детей разных групп протекает по-разному. Коэффициент интеллекта по тесту Д. Векслера может быть у аутичного ребенка как слишком низким ( при олигофрении), так и достаточно высоким ( при психопатии).

Многие авторы рассматривают ранний детский аутизм как начальный этап детской шизофрении. Однако причины возникновения раннего  детского аутизма до конца не выявлены. В.Е.Каган считает, что синдром аутизма имеет органическое происхождение. Гаффней Г. И его коллеги исключают возможность органической и соматической природы данного синдрома. Ряд авторов полагают, что в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее диспатическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка.

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.

Основные  клинические признаки аутизма:

-Трудностикоммуникации; 
- Побочные реакции на сенсорные раздражители;

- Нарушения  развития речи;

- Стереотипность  поведения;

- Социальное  взаимодействие;

Развитие  психических функций имеет серьезные  искажения:

- До года  отсутствует « комплекс оживления»;

- на руках  остаются пассивными, бездеятельными;

- в младенческом  возрасте отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета;

- в период  раннего детства навыки самообслуживания  формируются медленно, дети называют  себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, речь часто не имеет конкретного адресата;

- в дошкольном возрасте появляются «необычные» интересы, (увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов); возрастает число неадекватных страхов (боятся оставаться одни в квартире, ездить в транспорте);

- всего нового  боятся. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – защита, (воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков;

- в младшем  школьном возрасте проявляется  или усиливается стремление к  творческой деятельности, привязанность к некоторым значимым взрослым. На уроках они чаще пассивны и невнимательны.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов: невропатологом, психиатром, психологом, дефектологом, педагогами. Даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.

О.С.Никольская предложила классификацию  раннего  детского аутизма по четырем группам:

1 группа. Отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, агрессивность, доходящая до патологии. Дети не владеют навыками самообслуживания. Имеют наихудший прогноз развития.

2 группа. Свойственно отвержение внешней среды. Характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность. Их речь односложна. Эта группа самая многочисленная. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа. Характерны отвлеченные интересы и фантазии. Речь боле развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери, в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития благоприятен.

4 группа. Сверхтормозимость – отличительная черта.  Как правило, они робкие, пугливые, часто неуверенные в себе. Активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети бывают парциально одаренными. В речи встречается меньше штампов и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития еще более благоприятен, они могут учиться в массовой школе, иногда даже без специальной подготовки.

Коррекционная работа:

  1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации.
  2. Развитие навыков самообслуживания.
  3. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

На начальных этапах проведения коррекционной работы должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп(2-3 человека). Желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители. Установление доверительных отношений с ребенком.

Развитие  ощущений и восприятия зрительно  – моторной координации.

Особое внимание следует определять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного  восприятия. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах можно использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее.

 Если целостное  восприятие достаточно развито,  то можно проводить занятия  по развитию других психических  функций ( внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных  возможностей.

Для развития зрительно – моторной координации полезны занятия перед зеркалом (ребенок повторяет за взрослым названия частей тела).

Аутичные дети любят рисовать на своем теле, можно  предложить родителяи использовать пищевые красители.

Для того чтобы  научить ребенка ориентироваться в своем теле используется прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый обводит контуры его тела, а затем вместе с ребенком разрисовывает его. Рисуя определенную часть тела, взрослый или просто называет или ведет с ней диалог.

Развитие  навыков самообслуживания.

В связи с  тем, что для аутичных детей характерны снижение или отсутствие мотивации  к выполнению определенных действий, важно установить доверительные  отношения. Поскольку ребенок постоянно  нуждается в визуальной поддержке, то при отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты.

Развитие  речи и коммуникативных склонностей.

 Развитие  речи осуществляется с учетом  группы РДА.

Занимаясь с  детьми первой группы, взрослому следует особенно четко произносить все слова, при этом обратить внимание на те из них, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.

При работе с  детьми второй группы, следует усиливать их речевую активность. Первоначально использовать в речи простые фразы, затем постепенно добавлять все новые слова. При чтении использовать метод глобального чтения. Ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сразу целое слово, написанное крупно и четко, которое  подкрепляется наглядным изображением.

Детей третьей группы обучать диалогической речи. На первых этапах взрослый в большей мере слушает ребенка, потом начинает задавать ему вопросы. Затем ребенку предлагается продолжить рассказ, сказку или историю. При этом важно эмоционально поддерживать ребенка, не прерывать его и выслушивать до конца.

Четвертая группа. Необходимо вселять уверенность в ребенка, не подвергать сказанное им постоянной критике.

Занятия в любой группе проводить, используя  игру.

Развитие коммуникативных  склонностей также проводить в, используя игру.

Необходимо  составлять индивидуальный план развития, индивидуализацию обучения, специально оборудованные группы или классы, визуальная поддержка инструкций. Для  ориентации во времени использовать часы, а в пространстве – схемы и планы групп и неоднократно возвращаться к ним. Заниматься в группе детей 3-5 человек.

Работа  с родителями.

- Советовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами.

- Педагог и  родители должны поддерживать  контакт с психологом и врачом.

- Как можно  больше говорить с ребенком, читать, многократно перечитывая произведения.  Использовать метод совместного  рисования, во время которого  также активно описывать словами  все, что делают.

- Как можно  чаще посещать группу в детском  саду или класс. 

- Соблюдать  режим, режимные моменты изобразить  в виде пиктограмм.

- Поддерживать  привычный для ребенка порядок  вещей.

- Создание семейных  ритуалов.

- Чтобы ребенок  получал яркие впечатления от произведений искусства организовать совместный просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая  работа специалистов и родителей  – это единственная возможность  оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.
  2. Каган В.Е. Аутизм у детей. М.,1981.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Треннинг эффективного взаимодействия с детьми.- Спб.:Речь;М.:Сфера, 2011.-190с.,ил.

 


Информация о работе Аутичные дети