Архетипы и бессознательное Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Юнг рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики. В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.

Вложенные файлы: 1 файл

Антропология.Архетипы К.Г.Юнга.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного  бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

Его работы по психологии, по анализу современной культуры, места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас его считают неким духовным пророком.

Карл Юнг известен как один из выдающихся мыслителей-психологов двадцатого столетия. В течение шестидесяти лет он с великой энергией и целеустремленностью отдавал себя анализу разнообразных глубинных процессов человеческой личности. Работы его многочисленны, оказанное влияние — грандиозно. Его знают не только психологи и психиатры, "но и все образованные люди. Он был удостоен многих почестей, в том числе почетных званий Гарвардского и Оксфордского университетов. Он часто выступал с лекциями в Соединенных Штатах, где у него много почитателей и последователей. 20-томное англоязычное издание не вместило всех его работ.

Юнг рассматривал культуру под углом  зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики.

В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура личности.

1.1. Краткая характеристика структуры личности.

Личность в целом, или душа, как  называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем.                                            Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы: персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки — интроверсия и экстраверсия и функции — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость — центр всей личности.

Эго.

Эго — это сознательный ум. Оно  строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и, благодаря ему, мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное.

 Непосредственно под сознанием  находится личное бессознательное — это регион, примыкающий к эго. Оно состоит из переживаний, воспоминаний, импульсов, желаний, нечетких восприятий бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых,  и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное содержит в себе комплексы  или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта [Jung, 1921/1973]. Содержание личного бессознательного сгруппировано в тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и т.п. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей – идеи силы или идеи неполноценности, которые оказывают влияние на поведение человека. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.                                                                                                   Содержание личного бессознательного, доступно сознанию; между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Комплексы. Комплекс — это организованная группа пли констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий пли «кон-стеллирующий» различные переживания (Jung, 1934).  Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальностью, жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях — как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти.

Ядро и многие ассоциированные  элементы в каждый момент времени  бессознательны, но любая ассоциация может стать — и частично становится — сознательной.

 Юнг утверждал, что материал  личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

 

 

 

 Коллективное бессознательное.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень  – коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.                                                                                               

Архетипы.

Архетипы - врожденные тенденции коллективного  бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренней детерминантой психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное русло. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, с основными стадиями жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из них, что были идентифицированы, - архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, Бога, мудрого старца, матери-земли, животного. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это - Анима, Персона, Тень и Самость. Например, Анима — это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины.

Установки.

Юнг различат две установки –  установку экстраверсии и установку  интроверсии. Экстравертная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир, а интровертная – на внутренний, субъективный мир (1921). В личности присутствуют обе установки, но обычно одна из них доминирует.

Функции.

Существуют 4 фундаментальные психологические  функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. При помощи  мышления люди пытаются понять сущность мира и свою собственную. Чувство как функция дает людям субъективные переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение дает конкретные факты или репрезентации мира. Интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний. Любая из функций может быть ведущей.

Самость.

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.

1.2. Характеристика коллективного  бессознательного.

Юнг главное свое внимание уделял бессознательному, по своей природе которое, никогда не было осознанно. Это привело его к выводу о наличии более глубоко лежащей и обширной области – коллективного бессознательного. К этому понятию он подошел уже в первой крупной работе «Метаморфозы и символы либидо» (Wand eungen und Symbole des Libido: W.,1912). Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Гипотеза о наличии коллективного бессознательного, как и понятие «бессознательного» относится к тем идеям,  которые сначала удивляют публику, а затем, преобразованные ею, превращаются в привычные представления.

Юнг под коллективным бессознательным понимал «разум наших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа»1. Коллективное бессознательное представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Причем коллективное бессознательное обладает собственной многоуровневой структурой и включает в себя семейное, расовое, национальное и общечеловеческое достояние. Юнг сравнивал  коллективное бессознательное с матрицей, грибницей (гриб - душа), с подводной частью горы или айсберга: чем глубже мы уходим «под воду», тем шире основание2.           Коллективное бессознательное транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

Коллективное бессознательное – есть та часть души, которая можно в отрицательном плане, отличить от личного бессознательного, на том основании, что она не обязана подобно последнему, своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением. Содержание коллективного бессознательного никогда не находилось в сознании личности, таким образом, никогда не приобреталось индивидуально, но обязаны свом существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бессознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу, архетипах.

Коллективное бессознательное  — хранилище скрытых воспоминании, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное — это наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.

Расовые воспоминания или репрезентации не наследуются, как таковые: скорее мы наследуем возможность повторного проживания опыта предшествующих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом. Эти предрасположенности проецируются на мир. Например: поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое для индивида обретаемое им знание матери — реализация врожденного потенциала, «встроенного» в человеческий мозг, подобно материалу предсознательного прошлым расовым опытом. Как люди рождаются со способностью трехмерного видения мира и развивают эту способность опытом и тренировкой, так люди рождаются со многими предрасположенностями к мышлению, чувствованию, восприятию соответственно определенным паттернам и содержаниям, которые анализируются в индивидуальном опыте. Люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но, тем не менее, тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к такого рода явлениям. Некоторые идеи легко формируются — например, идея высшего Существа — ибо готовность твердо укоренилась в мозге; для того, чтобы она развилась и стала влиять на поведение, нужно очень незначительное подкрепление. Латентные пли потенциальные воспоминания зависят от унаследованных структур, укоренившихся в мозге в результате куммуликативных переживании человечества. Отвергать врожденный характер этих первобытных воспоминаний, утверждает Юнг, означает отрицать эволюцию мозга и связанную с ним наследственность.

Коллективное бессознательное  — врожденное, расовое основание  всей структуры личности. На нем вырастают личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути, определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее пли селективное влияние с самого начала жизни человека. «Форма мира, в котором он рождается, уже является врожденной как виртуальный образ»3. Этот виртуальный образ становится конкретной перцепцией или идеей через идентификацию с соответствующими ему объектами мира. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью — иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.

Эти два региона бессознательного, личного и коллективного, имеют для человека огромное значение. «Оно (бессознательное) содержит возможности, скрытые от сознательного ума, ибо располагает подсознательным содержанием, всем тем, что было забыто пли незамечено, а также мудростью и опытом неисчислимых столетий, осевшими в его архетипических органах»4. С другой стороны, если эго игнорирует мудрость бессознательного, оно может разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают из отвержения бессознательных процессов.

Информация о работе Архетипы и бессознательное Юнга