Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Эмпатия один из самых эффективных инструментов общения человека. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ. В современном мире способность сопереживать не теряет актуальность.
Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по социальной.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТАГАНРОГЕ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

 

 

Выполнила:

Сарычева Мария Павловна

студентка группы И-67

Проверила: преподаватель

Голубева Е.В.

 

 

Таганрог, 2011

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Эмпатия один из самых эффективных инструментов общения человека. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ. В современном мире способность сопереживать не теряет актуальность.

Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].

Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

С. Марсен и Дж. Линг с помощью методики Барона-Кохен провели психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) и выдвинули гипотезу, что сопереживание более характерно для женщин, нежели для мужчин. Однако, эти исследования не показали ожидаемых значимых различий в уровне эмпатии между полами [13].

Р.Барон, С. Стайн и Г.Бук экспериментально установили, что у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.

Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: «Если бы вам представилась возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы обнаружили страстную и горячую увлеченность... чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам, понять это!».

Данные, касающиеся половых различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон (Eysenberg & Lennon, 1983), проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области, обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие различия выявлялись [1].

В целом нельзя сказать, что по этому вопросу получены четкие данные.

Таким образом, недостаточная изученность и высокая практическая значимость послужили основой для постановки проблемы исследования: различается ли уровень эмпатии у мужчин и женщин?

Цель работы: Исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности.

Гипотеза исследования: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Объект исследования: Эмпатия и ее уровни.

Предмет исследования: Зависимость уровня эмпатии от гендерной принадлежности.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему эмпатии в психологической литературе.
  2. Изучить уровень эмпатии у представителей разных полов с помощью эмпирического исследования.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы исследования:
  • Тестирование по методике: Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
  1. Методы математико-статистической обработки данных:
  • Выявление различий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия.
  • Построение гистограмм, графиков.
  1. Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них – 15 юношей, 15 девушек.

Положение, выносимое на защиту: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

 

 

Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии

 

1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики

 

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [21].

Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения [10].

С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.

М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э. Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [2,5].

Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон, различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатия заключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком (syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия является переживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) - в этом случае идентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта (проективная идентификация).

Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].

Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь» [18].

К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то, что есть - повседневное действие, а как то, что должно быть - "Еще-Не-Явленное" (Э. Блох) специализированное действие, "конкретно-утопическое" познавательно-действенное отношение [17].

Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувствование – и не более того [13].

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации [15].

Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной аттрибуции и т.п. [8]

Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.

Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого.

Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои.

В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия [19].

Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень - это "способ бытия" (way of being), способ "быть вместе" с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых, эмпатия - это чрезвычайно полезный способ присутствия, способ профессионального контакта с людьми, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец, эмпатия - это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться [6].

В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируют как уровни:

1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

2. Сопереживание и сочувствие  как более сложные формы соучастия  в эмоциях другого, разделения их [3,8].

 

1.2 Представления об эмпатии мужчин и женщин

 

Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.

К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: "Любить или ненавидеть! – им, женщинам, надобна беспрестанная пища для чувств". Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин [7].

Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющих эмпатию, способных сопереживать — радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет. Различия в степени эмпатии прослеживаются между мужчинами и женщинами и в лабораторных экспериментах, правда, в меньшей степени. Женщины чаще плачут и чаще говорят, что они огорчены чужими бедами. Это объясняет, почему и мужчины, и женщины отмечают, что дружба с женщиной оказывается более тесной, там можно найти больше заботы и взаимопонимания. В те моменты, когда человек — не важно, мужчина это или женщина — нуждается в том, чтобы рядом был кто-то, с кем можно поделиться и радостью и горем, он скорее обратится к женщине.

Одним из объяснений различий в проявлении эмпатии может послужить тот факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав 125 исследований восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на экране демонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что она делала: критиковала кого-то или обсуждала свой развод [11].

Женщины более чувствительны, чем мужчины, к невербальным проявлениям, и это происходит потому, что они проявляют больше эмпатии с партнерами по коммуникации. «Я больше нервничаю (переживаю, тревожусь), если рядом нервничают», «Я так чувствительна к настроению других, что…» - эти и аналогичные по характеру суждения скорее являются женскими, чем мужскими [11].

Информация о работе Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей