Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты надежности психологических тестов.
Рассмотреть основные методики тестирования невербального интеллекта
Провести эмпирическое исследование ретестовой надежноститестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).
Введение
3
1
Надежность теста как психодиагностическая проблема
5
1.1
Понятие «надежность» теста
5
1.2
Виды надежности теста. Способы определения надежности
12
1.3
Невербальные тесты интеллекта. Общая характеристика
17
2
Практическое исследование ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
25
2.1
Схема исследования, участники исследования
25
2.2
Методики исследования
25
2.3
Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
27
 	
Заключение
31
 	
Литература
Где
4 – средний уровень интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта;
6 - уровень интеллекта выше среднего.
Через две недели тест был проведенповторно. Результаты второго тестирования были обобщены в таблице 2.
Таблица 2 – Уровень невербального интеллекта (2 этап)
| Сумма правильных ответов по сериям № матриц | «сырые баллы» | IQ | Уровень интеллекта | Образование | |||||
| А | В | С | D | Е | |||||
| 1 | 12 | 12 | 10 | 11 | 7 | 52 | 116 | 6 | В | 
| 2 | 12 | 11 | 9 | 9 | 8 | 49 | 110 | 5 | С | 
| 3 | 12 | 12 | 10 | 11 | 9 | 54 | 120 | 6 | В | 
| 4 | 12 | 10 | 10 | 9 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 5 | 12 | 12 | 8 | 10 | 8 | 50 | 112 | 6 | В | 
| 6 | 12 | 11 | 8 | 8 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 7 | 12 | 11 | 8 | 7 | 6 | 44 | 100 | 4 | С | 
| 8 | 12 | 12 | 8 | 9 | 10 | 51 | 114 | 6 | В | 
| 9 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 50 | 112 | 6 | С | 
| 10 | 12 | 11 | 8 | 9 | 6 | 46 | 104 | 5 | В | 
| 11 | 12 | 11 | 9 | 9 | 8 | 49 | 110 | 5 | С | 
| 12 | 12 | 10 | 10 | 9 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 13 | 12 | 11 | 8 | 8 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 14 | 12 | 12 | 8 | 9 | 10 | 51 | 114 | 6 | В | 
| 15 | 12 | 11 | 8 | 8 | 6 | 45 | 102 | 5 | В | 
| 16 | 12 | 12 | 10 | 11 | 7 | 52 | 116 | 6 | В | 
| 17 | 12 | 11 | 9 | 9 | 8 | 49 | 110 | 5 | С | 
| 18 | 12 | 12 | 10 | 11 | 9 | 54 | 120 | 6 | В | 
| 19 | 12 | 10 | 10 | 9 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 20 | 12 | 12 | 8 | 10 | 8 | 50 | 112 | 6 | В | 
| 21 | 12 | 11 | 8 | 8 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 22 | 12 | 11 | 8 | 7 | 6 | 44 | 100 | 4 | С | 
| 23 | 12 | 12 | 8 | 9 | 10 | 51 | 114 | 6 | В | 
| 24 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 50 | 112 | 6 | С | 
| 25 | 12 | 11 | 8 | 9 | 6 | 46 | 104 | 5 | В | 
| 26 | 12 | 11 | 9 | 9 | 8 | 49 | 110 | 5 | С | 
| 27 | 12 | 10 | 10 | 9 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 28 | 12 | 11 | 8 | 8 | 7 | 46 | 104 | 5 | С | 
| 29 | 12 | 12 | 8 | 9 | 10 | 51 | 114 | 6 | В | 
| 30 | 12 | 11 | 8 | 8 | 6 | 45 | 102 | 5 | В | 
Где
4 – средний уровень интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта
6 - уровень интеллекта выше среднего.
Для того, чтобы определить ретестовую надежность теста, необходимо вычислить коэффициент корреляции. Для этого была использована программа SPSSStatistik 21, с помощью которой был определен коэффициент корреляции Спирмена для следующих пар показателей:
«сырые» баллы;
IQ;
уровень интеллекта
Были получены следующие результаты:
| Корреляции | ||||
| баллы | баллы2 | |||
| роСпирмена | баллы | Коэффициент корреляции | 1,000 | ,943** | 
| Знч. (2-сторон) | . | ,000 | ||
| N | 30 | 30 | ||
| баллы2 | Коэффициент корреляции | ,943** | 1,000 | |
| Знч. (2-сторон) | ,000 | . | ||
| N | 30 | 30 | ||
| **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). | ||||
| Корреляции | ||||
| iq | iq2 | |||
| роСпирмена | iq | Коэффициент корреляции | 1,000 | ,943** | 
| Знч. (2-сторон) | . | ,000 | ||
| N | 30 | 30 | ||
| iq2 | Коэффициент корреляции | ,943** | 1,000 | |
| Знч. (2-сторон) | ,000 | . | ||
| N | 30 | 30 | ||
| **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). | ||||
| Корреляции | ||||
| уровень | уровень2 | |||
| роСпирмена | уровень | Коэффициент корреляции | 1,000 | ,650** | 
| Знч. (2-сторон) | . | ,000 | ||
| N | 30 | 30 | ||
| уровень2 | Коэффициент корреляции | ,650** | 1,000 | |
| Знч. (2-сторон) | ,000 | . | ||
| N | 30 | 30 | ||
| **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). | ||||
Как видим, коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943. Корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.
Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.
 
Заключение
Таким образом, в процессе работы мы пришли к следующим выводам.
Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т. е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Так какнадежность отражает степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики — это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции подходит к единице, и наоборот.
Тесты интеллекта или тесты 
общих способностей, предназначены для 
измерения уровня интеллектуального развития 
человека.  Интеллект традиционно исследовался 
в рамках двух основных направлений: тестологического 
и экспериментально-
В процессе эмпирического исследования были получены следующие результаты: коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943, корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.
Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.
 
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2005. -688с. (Серия «Мастер Психологии»).
2. Бодалев, А.А.Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. -440 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»).
4.Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1995.
5. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
7. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.