Анализ работы психологической службы за 2012 – 2013 учебный год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью психологической службы ставилось создание социально – психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия, для воспитания свободной самоопределяющейся личности.
Поставленные задачи:
Выявление причин неуспеваемости
Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей
Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация ( 5 классы).
Психологический анализ детско-родительских отношений

Вложенные файлы: 1 файл

№2 город.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

МКОУ СОШ №2 г. п. Нарткала

Анализ работы

психологической службы

за      

2012 – 2013 учебный год.

 
 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог- психолог:

                                       Тхазеплова И. М.

 

Целью психологической службы ставилось создание социально – психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия, для воспитания свободной самоопределяющейся личности.

Поставленные задачи:

  1. Выявление причин неуспеваемости
  2. Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей
  3. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация ( 5 классы).
  4. Психологический анализ детско-родительских отношений
  5. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-9 классов в профессиональном самоопределении
  6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Статистика:

Количество, проведённых мероприятий за отчётный период:

Направления работы

Дети

Учителя

Родители

Консультирование

62

19

20

Коррекционно – развивающая работа

Индивид.

Групповая

   

62

33

Диагностика

Индивид.

Групповая

   

31

19


 

 

Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам. Применялись  методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. 

Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.

Проведены диагностики по исследованию:

- уровня адаптации учащихся  5 - х классов,

- типы личности в педагогическом  коллективе,

- межличностных отношений в классных коллективах,

- уровня школьной мотивации  учащихся 5-7 классов,

- склонности к суициду  учащихся в 9 классе,

- профессиональных интересов  и склонностей 8-9 классов.

 Проведено 62 индивидуальных  диагностик по запросам родителей, классных руководителей, социального педагога, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня развития.

С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.

После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.

В начале года  и в конце года (для динамики) среди учащихся 5- х классов было проведено психологическое обследование по опроснику Т. А. Ратановой «Оценка школьной мотивации» и были получены следующие  сравнительные результаты:

Уровни

школьной

мотивации

5 «А»

класс/

человек

5 «Б»

класс/

человек

5 «В»

класс/

человек

5 «Г»

класс/

человек

5 «Д»

класс/

человек

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

3/5

3/5

1/3

-/1

7/6

Хорошая школьная мотивация

6/7

9/8

3/6

-/3

6/5

Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами

8/8

11/10

13/11

7/8

8/10-

Низкая школьная мотивация

3/1

4/2

11/5

4/1

-

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

-

-

-

-

-


В таблице через дробь указаны результаты в конце года

Выводы и рекомендации:

Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.
  • Уверенность в себе.
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности.
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.
  • Потребность и возможность в самовыражении.
  • Принятие и одобрение значимыми людьми.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

С начала года ежеквартально по запросу отдела опеки проводилось психологическое обследование опекаемых детей, и сдавался отчет Гуровой О. Ф.  В среднем звене школы опекаемых детей  8 человек:

Ф.И.О.

Дата рождения

Тищенко Александр Сергеевич

22.04.01

Никитина Галина Анатольевна

25.09.98

Елеева Фатима Залимбековна

18.02.01

Тищенко Егор Сергеевич

03.02.00

Броев Юрий Муратович

31.08.00

Никитин Александр Анатольевич

25.09.00

Шаповалов Василий Федорович

05.05.99

Жемухов Тембулат Хажмуратович

18.12.99



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы проведения обследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учеников и педагогов, изучение документации.

Форма проведения обследования – индивидуальная.

Были применены такие методики,   как:

  • Личностный опросник Кеттела
  • Диагностика эмоционально- личностного состояния: тест- опросник Шмишека
  • Методика «Отношения в семье»

             Психолог предоставил данные  полученные с помощью диагностик  в отдел опеки,  классному руководителю  и работает над ними. И даны рекомендации:

  • составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;
  • взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного, тактичного повторения прививать правила поведения в школе.

Также во втором полугодии была проведено открытое занятие по профориентации в 9 «Б» классе по теме: «Мой выбор» и занятия по профориентации «Карта интересов» в 8-х классах. Целью которого являлось: активизация знаний учащихся о профессиональных сферах деятельности; приобретение обучающимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии.

В  конце года педагог-психолог выступил на родительском собрании  в 5 «Б» классе с психологической информацией по следующим темам: адаптация пятиклассников в старшей  школе, особенности психического и физиологического  развития в подростковом возрасте. 

Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 5-х классов. Для этого с учащимися пятых классов была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа.

Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» осуществляется  с помощью различных форм, методов и приемов работы.  Данная работа проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

На основании полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция. По этому направлению  работа осуществлялась в форме индивидуальных занятий.

По результатам диагностической деятельности, а также  по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа, которая проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

В связи с этим  был проведен открытый классный час с двумя классами 5 «А» и 5 «Г» , так как у них проходят спаренные уроки и возникают проблемы в общении. Тема классного часа была «Поговорим о дружбе».

        Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, познавательной сферы и т.д. Индивидуально занимались: Кейль Н, Кудаев А, Карданов И., Осадчий Н, Болотоков И, Ханичева М, Енжиевский Д, Безруков Р.

      Консультативное направление. В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность,           демонстративность и т.п.)
  3. проблемы в детско-родительских отношениях
  4. трудности в профессиональном самоопределении
  5. трудности обучения
  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу.

Организационная и методическая работа осуществляется постоянно– планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Информация о работе Анализ работы психологической службы за 2012 – 2013 учебный год