Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа
Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.
Введение
1. Характеристика и особенности  подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст  и его особенности
1.2 Предпосылки девиации  в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные  изменения характера в подростковом  возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера  и современный подросток
2.1 Общие характеристики  акцентуаций характерных для  современных подростков
2.2 Различия в проявлениях  акцентуаций характера между  мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников
Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности (К) у него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 3 - Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с их названиями
| № | Суждение | Шифр | ||
| наиболее характерные | наименее характерные | |||
| Самочувствие | ||||
| 1. | У меня почти всегда плохое самочувствие | А | ||
| 2. | Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил | Г | ||
| 3. | Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо | Ц | ||
| 4. | Мое самочувствие иногда меняется по несколько раз в день | Ц | ||
| 5. | У меня почти всегда что-нибудь болит | АА | ||
| 6. | Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач | |||
| 7. | Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей | |||
| 8. | Я легко переношу боль и физические страдания | Ц | ||
| 9. | Мое самочувствие вполне удовлетворительное | НН | ||
| 10. | У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски | С | ||
| 11. | Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди | |||
| 12. | Я очень плохо переношу боль и физические страдания | |||
| Настроение | ||||
| 1. | Настроение у меня, как правило, хорошее | ГН | ||
| Продолжение таблицы | ||||
| 2. | Мое настроение меняется по незначительному поводу | П | Г | |
| 3. | У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь | |||
| 4. | У меня почти всегда плохое настроение | |||
| 5. | Мое настроение зависит от самочувствия | ЦА | ||
| 6. | Когда меня оставляют одного, то мое настроение улучшается | Ш | ||
| 7. | У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим | |||
| 8. | У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздраженность и гнев | |||
| 9. | Малейшие неприятности меня сильно огорчают | СЛ | ||
| 10. | Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения | |||
| 11. | Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей | |||
| Сон и сновидения | ||||
| 1. | Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения | ГН | ||
| 2. | Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями | Э | ||
| 3. | Я люблю помечтать пред тем, как уснуть | К | ||
| 4. | Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днем | А | ||
| 5. | Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым | Ц | ||
| 6. | У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения | А | ||
| 7. | Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин | |||
| 8. | Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определенное время | |||
| 9. | Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть | ЛА | ||
| 10. | Я часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные | |||
| 11. | Ночами у меня возникают приступы страха | |||
| Продолжение таблицы | ||||
| 12. | Мне часто снится, что меня обижают | |||
| 13. | Я могу свободно регулировать свой сон | |||
| Пробуждение от сна | ||||
| Мне трудно проснуться в назначенный час | Э | Л | ||
| 2. | Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу | К | ||
| 3. | В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, а в другие - угнетенным и унылым без всякой на то причины | |||
| 4. | Когда мне нужно, я легко просыпаюсь | Ц | ||
| 5. | Для меня утро - самое тяжелое время суток | |||
| 6. | Мне часто не хочется просыпаться | |||
| 7. | Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне | Л | ||
| 8. | Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым | А | ||
| 9. | Утром я встаю добрым и энергичным | НН | ||
| 10. | С утра я более активен, и мне легче работать, чем вечером | |||
| 11. | Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь, и что происходит со мной | |||
| 12. | Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня | Ц | ||
| 13. | Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать | |||
| Аппетит и отношение к еде | ||||
| 1. | Неподходящая обстановка, разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть | Ш | ||
| 2. | Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть | |||
| 3. | Я ем мало, иногда долго вообще не ем | А | ЦЭ | |
| 4. | Мой аппетит зависит от настроения | |||
| 5. | Я люблю лакомства и деликатесы | ЛЛП | ||
| 6. | Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях | С | ||
| 7. | У меня хороший аппетит, но я не обжора | |||
| 8. | Есть такие кушанья, которые вызывают у меня отвращение | |||
| 9. | Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно | |||
| 10. | У меня плохой аппетит | |||
| 11. | Я люблю сытно поесть | Н | ||
| 12. | Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде | |||
| 13. | Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее качество | |||
| 14. | Мне легко можно испортить аппетит | |||
| 15. | Еда меня интересует, прежде всего, как средство для поддержания здоровья | |||
| 16. | Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам | И | ||
| 17. | Я плохо переношу голод и быстро слабею от него | Ц | ||
| 18. | Еда не доставляет мне большого удовольствия | |||
| Отношение к спиртным напиткам | ||||
| 1. | Мое желание выпить зависит от настроения | Ц | ||
| 2. | Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться | |||
| 3. | Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному | |||
| 4. | Я люблю выпить в веселой, хорошей компании | ГГ | С | |
| 5. | Я боюсь пить спиртное, потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны | |||
| 6. | Спиртное не вызывает у меня веселого настроения | |||
| 7. | Я испытываю отвращение к спиртному | С | ЦЛ | |
| 8. | Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги | |||
| 9. | Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии | П | ||
| 10. | Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам | СШП | ||
| 11. | Спиртные напитки меня пугают | И | ||
| 12. | Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир | Ц | ||
| 13. | Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию | А | Л | |
| Сексуальные проблемы | ||||
| 1. | Сексуальные проблемы мало меня беспокоят | НН | ||
| 2. | Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку | Ц | ||
| 3. | Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочароваться в жизни | |||
| 4. | Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами безразличия и холодности | |||
| 5. | Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь | НН | ||
| 6. | При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем | |||
| 7. | У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать | К | ||
| 8. | Моя застенчивость мне очень сильно мешает | ИИ | ||
| 9. | Измены я бы никогда не простил | |||
| 10. | Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать | |||
| 11. | Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживания и флирт | ЛС | ||
| 12. | Я люблю анализировать свое отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим | |||
| 13. | Свое половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться | ГЛ | ||
| 14. | Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение | ЛИ | ||
| Отношение к одежде | ||||
| 1. | Я люблю яркие и броские костюмы | А | ||
| 2. | Считаю, что надо всегда быть прилично одетым | |||
| 3. | Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой | |||
| 4. | Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание | ИИ | К | |
| 5. | Я никогда не следую общей моде. А ношу то, что мне нравится | АС | ||
| 6. | Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу | К | ||
| 7. | Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все | |||
| 8. | Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке | |||
| 9. | Я мало думаю об одежде | |||
| 10. | Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм | |||
| 11. | Я предпочитаю темные и серые тона | |||
| 12. | Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой | |||
| Отношение к родителям | ||||
| 1. | Я очень боюсь остаться без родителей | П | ||
| 2. | Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них | |||
| 3. | Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними | ЛЛ | ||
| 4. | В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие - что я непослушен и причиняю родным огорчения | |||
| 5. | Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни | К | ||
| 6. | Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно вниманию моему здоровью | |||
| 7. | Я очень люблю (любил) своих родителей | |||
| 8. | Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются | |||
| 9. | Я очень люблю маму и очень боюсь, что с ней что-нибудь случится | ПП | ||
| 10. | Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей | |||
| 11. | Родители меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю | ГЛПЭ | ||
| 12. | Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими | Ш | ||
| Продолжение таблицы | ||||
| 13. | Я считаю себя виноватым перед родителями | Э | ||
| Отношение к друзьям | ||||
| 1. | Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды | |||
| 2. | Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует | |||
| 3. | Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив | ГЦ | ||
| 4. | Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить | К | ||
| 5. | По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей | |||
| 6. | Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей | И | ||
| 7. | Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы | СС | ||
| 8. | Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям | |||
| 9. | Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне | |||
| 10. | Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них | |||
| 11. | Я не могу найти себе друга по душе | |||
| 12. | У меня нет никакого желания иметь друга | |||
| 13. | Периодами я люблю большие шумные компании, периодами избегаю их | |||
| 14. | Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями | Л | ||
| 15. | Я люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним | А | ||
| Отношение к окружающим | ||||
| 1. | Я окружен глупцами, невеждами и завистниками | |||
| 2. | Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня | Э | ||
| 3. | В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят | |||
| 4. | Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих | |||
| 5. | Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого | |||
| 6. | Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока | |||
| 7. | Я легко схожусь с людьми в любой обстановке | Г | С | |
| 8. | Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе | |||
| 9. | Я чувствую хорошее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним | |||
| 10. | Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь | С | ||
| 11. | Я часто подолгу размышляю: правильно или не правильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих | |||
| 12. | Людское общество меня быстро утомляет и раздражает | |||
| 13. | От окружающих я стараюсь держаться подальше | П | ||
| 14. | Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими | |||
| 15. | Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом | |||
| 16. | Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня | |||
| Отношение к незнакомым людям | ||||
| 1. | Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла | ЭЭ | Г | |
| 2. | Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию | ЭЭ | ||
| 3. | Я избегаю новых знакомств | |||
| 4. | Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу | |||
| 5. | Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди | |||
| 6. | Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом | |||
| 7. | Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним | |||
| 8. | Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык | Ц | ПГ | |
| 9. | Я охотно и легко завожу новые знакомства | ГЦ | С | |
| 10. | Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется | |||
| 11. | В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом - избегаю знакомств | |||
| 12. | Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым | СС | ||
| Отношение к одиночеству | ||||
| 1. | Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива | Н | ШШ | |
| 2. | В одиночестве я чувствую себя спокойнее | СШШ | ||
| 3. | Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей | ГЭН | СПШШШ | |
| 4. | Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество | ЛА | ||
| 5. | В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником | ЭИ | ||
| 6. | В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества | |||
| 7. | Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному | |||
| 8. | Я не боюсь одиночества | Ш | ||
| 9. | Я боюсь одиночества, и, тем не менее, так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве | |||
| 10. | Я люблю одиночество | |||
| 11. | Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями | Л | ||
| Отношение к будущему | ||||
| 1. | Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач | |||
| 2. | Будущее мне кажется мрачным и бесперспективным | |||
| 3. | Я живу так, чтобы будущее было хорошим | |||
| 4. | В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья | |||
| 5. | Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы | ГГ | ||
| 6. | Я не люблю много думать о своем будущем | |||
| 7. | Мое отношение к будущему быстро и часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным | П | ||
| 8. | Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания | Э | ||
| 9. | Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем | |||
| 10. | Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить | П | ||
| 11. | Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту | |||
| 12. | Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее | |||
| 13. | Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным | |||
| Отношение к новому | ||||
| 1. | Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их боятся и избегать | |||
| 2. | Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит | |||
| 3. | Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг | |||
| 4. | У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их | |||
| 5. | Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все | Ш | ||
| 6. | Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает | Э | ||
| 7. | Я не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок | И | ||
| 8. | Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает | |||
| 9 | Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее | ЛЭ | ||
| 10. | Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам | ПШШЭ | ||
| Отношение к неудачам | ||||
| 1. | Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи | Ш | ППЭ | |
| 2. | Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки | ЭЭ | ||
| 3. | Неудачи приводят меня в отчаяние | Э | ||
| 4. | Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, к5оторое я изливаю на невинных людей | |||
| 5. | Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так | И | ||
| 6. | Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать | |||
| 7. | Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным | ЭЭ | ||
| 8. | При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться | Л | ||
| 9. | Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко | |||
| 10. | Неудачи меня пугают, и в них я, прежде всего, виню самого себя | П | Ц | |
| 11. | Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание | |||
| 12. | При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний | |||
| 13. | Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться | К | ||
| Отношение к приключениям и риску | ||||
| 1. | Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск | Г | СС | |
| 2. | Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решусь рискнуть | С | ||
| 3. | Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства | С | ||
| 4. | Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и рис становятся мне не по душе | |||
| 5. | Приключения я люблю только веселые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю | |||
| 6. | Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства | |||
| 7. | Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль | Г | ||
| 8. | Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют | ЛИ | ||
| Отношение к лидерству | ||||
| 1. | Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях | Ц | ||
| 2. | Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других | |||
| 3. | Я люблю опекать кого-нибудь одного, кто мне понравится | |||
| 4. | Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку | И | ||
| 5. | Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими с удовольствием командую сам | |||
| 6. | Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами мне это надоедает это мне надоедает | |||
| 7. | Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю | ПП | ||
| 8. | Я не умею командовать другими | ЛС | ||
| 9. | Я не люблю командовать другими, меня пугает ответственность | И | ||
| 10. | Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет | |||
| 11. | Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следовали другие | |||
| 12. | Я охотно следую за авторитетными людьми | |||
| Отношение к критике и возражениям | ||||
| 1. | Я не обращаю внимания на возражения и критику, всегда думаю и делаю по-своему | ШШ | К | |
| 2. | Слушая возражения и критику, я ищу доводы в свое оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать | |||
| 3. | Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую | |||
| 4. | Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне | |||
| 5. | Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев | Л | ||
| 6. | Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в состояние уныния | |||
| 7. | От критики мне хочется убежать подальше | |||
| 8. | В одни периоды критику и возражения я переношу легко, в другие - очень болезненно | |||
| 9. | Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей | А | ||
| 10. | Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам | ПП | ||
| 11. | Я сразу правильно реагирую на критику и всегда стараюсь это делать | Ц | ||
| 12. | Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться | И | ||
| 13. | Если меня критикуют или мне возражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет | |||
| Отношение к опеке и наставлениям | ||||
| 1. | Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право | ЦП | ||
| 2. | Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья | ЭЭ | ||
| 3. | Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают | |||
| 4. | Я не нуждаюсь в наставлениях | |||
| 5. | Я охотно слушаю советы того, кто меня любит | |||
| 6. | Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается | ЦЛ | ||
| 7. | Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а по временам я ругаю себя за то, что не слушал людей | |||
| 8. | Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном | |||
| 9. | Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают | И | ||
| 10. | Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе | |||
| 11. | Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю. Чтобы мною командовали | ИИ | ||
| 12. | Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемное для меня наставление или избавиться от ненужного для меня покровительства | И | ||
| 13. | Наставления вызывают у меня сильное желание делать все наоборот | |||
| 14. | Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром | |||
| Отношение к правилам и законам | ||||
| 1. | Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение | К | ||
| 2. | Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти | ГГ | С | |
| 3. | Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать | |||
| 4. | Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов | Г | ||
| 5. | Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют | Л | ||
| 6. | Периоды, когда я очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность | |||
| 7. | Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание их нарушать | Ц | ||
| 8. | Правила и законы я всегда соблюдаю | |||
| 9. | Я всегда слежу за тем, чтобы окружающие люди соблюдали правила | И | ||
| 10. | Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и недостаточно строго соблюдал законы | |||
| 11. | Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается | Л | ||
| 12. | Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми | |||
| Оценка себя в детстве | ||||
| 1. | В детстве я был робким и плаксивым ребенком | |||
| 2. | Я очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории | Г | ||
| 3. | В детстве я обычно избегал участия в шумных и подвижных играх | |||
| 4. | Я был как все дети и ничем не отличался от моих сверстников | Ц | ||
| 5. | Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным | |||
| 6. | С детства я был самостоятельным и решительным | Г | С | |
| 7. | В детстве я был веселым и отчаянным | Г | С | |
| 8. | В детстве я был обидчивым и чувствительным | СС | ||
| 9. | В детстве я был непоседливым и болтливым | |||
| 10. | В детстве я был таким же, как и сейчас, меня легко было огорчить, но легко также успокоить и развеселить | Л | ||
| 11. | С детства я стремился к аккуратности и порядку | ИИ | ||
| 12. | В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играли другие дети | Л | ||
| 13. | В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками | И | ||
| 14. | В детстве я был капризным и раздражительным | ЭЭ | Л | |
| 15. | В детстве я плохо спал и плохо ел | |||
| 1. | Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино | ГЭИНН | ||
| 2. | Я сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли | Э | ЭЭИ | |
| 3. | В младших классах я любил школу, а потом она стала меня тяготить | Ц | ||
| 4. | Периодами я любил школу, периодами она начинала мне надоедать | |||
| 5. | Я не любил школу, потому что учителя относились ко мне несправедливо | |||
| 6. | Школьные занятия меня сильно утомляли | |||
| 7. | Больше всего я любил школьную самодеятельность | |||
| 8. | Я любил школу, потому что там была веселая компания | |||
| 9. | Я стеснялся ходить в школу, боялся насмешек и грубости | И | ||
| 10. | Я очень не любил физкультуру | |||
| 11. | Я посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе | ШШ | ||
| 12. | Школьная обстановка меня очень тяготила | |||
| 13. | Я старался аккуратно выполнять все задания | Ц | ||
| Оценка себя в данный момент | ||||
| 1. | Мне не хватает холодной рассудочности | Г | ||
| 2. | Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность | |||
| 3. | Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем | А | ||
| 4. | Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других | |||
| 5. | Мне не хватает усидчивости и терпения | |||
| 6. | Я считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей | ПП | ||
| 7. | Мне не хватает решительности | |||
| 8. | Я не вижу у себя больших недостатков | ЭИ | А | |
| 9. | В хорошие минуты я вполне доволен собой, а в минуты дурного настроения мне кажется, что мне чего-то не хватает | |||
| 10. | Я слишком раздражителен | |||
| 11. | Другие находят у меня крупные недостатки, но я считаю, что они преувеличивают | |||
| Отношение к деньгам | ||||
| 1. | Нехватка денег меня раздражает | |||
| 2. | Деньги меня совершенно не интересуют | Ц | ЭИ | |
| 3. | Огорчаюсь, когда денег не хватает | |||
| 4. | Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно | И | ||
| 5. | Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг | |||
| 6. | Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить | ЛА | И | |
| 7. | Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы | |||
| 8. | Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить | |||
| 9. | Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком | |||
| 10. | Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг | |||
| 11. | Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их, не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег | |||
| 12. | Я никогда не кому не позволяю ущемлять меня в деньгах | |||
В приведенных списках суждений имеется много таких, которые не зашифрованы. Часть подобных суждений в оригинальном, авторском варианте методики Личко служит цели выявления не только акцентуаций, но и патологий характера. Использование описанной методики в этих целях специального образования, профессиональной компетенции и доступно только медицинским психологам, психотерапевтам и психиатрам. Поэтому данная часть методики из описания исключена.
Другая часть незашифрованных суждений не используется и в оригинальном варианте методики. Они служат для того, чтобы испытуемый мог свободно, без внутреннего напряжения отвечать на все суждения, так как та часть незашифрованных суждений, о которой здесь идет речь, является эмоционально и информационно нейтральной, т.е. ответы на них не свидетельствуют о наличии у испытуемых каких-либо акцентуаций в характере.