Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:11, доклад
Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебно – воспитательного процесса, так и отдельно взятого урока, занятия;
  Цель технологии заключается в адаптации учебно – воспитательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся воспитанников. 
  Основная сущность технологии заключается в одновременной работе воспитателя по:
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей  и возможностей детей;
- максимальному включению всех обучающихся воспитанников в учебно – воспитательный процесс.
Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.
Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, мы используем следующие методы и приемы:
Формы организации:
Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.
Критерии оценки эффективности программы
| № | Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки | 
| 1 | Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни | Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей | Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению | Наблюдение; Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым; Тестирование | 
| 2 | Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию | Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах | Стремление к самопознанию и самоизменению; Уровень самооценки | Методика “Карта желаний”; Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост” Д.В. Григорьева, И.В.Кулешова, П.В.Степанова | 
| 3 | Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом | Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом | Физическое развитие; Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях. | Диагностика физического развития | 
| 4 | Воспитание негативного отношения к вредным привычкам | Критерий процента употребляющих ПАВ | Снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников группы | Наблюдение; Тестирование; Анкетирование. | 
Прогнозируемые результаты
| Дети должны знать | Уметь | 
| Здоровье и здоровый образ жизни | |
| - Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. | - Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры | 
| Спорт – это жизнь | |
| - О роли двигательной 
  активности в повышении  - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры 
  и спорта на секреты  | - Выполнять комплексы 
  упражнений утренней  - Выполнять доступные виды закаливания. | 
| Твой выбор | |
| - Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. - Последствия курения, алкоголя и наркозависимости. | - Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. | 
| Саморазвитие и саморегуляция | |
| - Знать самого себя и свои возможности. - Способы взаимодействия с людьми. - Качества, достойные человека. - Черты характера людей. - Причины неуверенности в себе. - Виды давления. - Причины неуверенности в себе. | - Оценивать самого себя. - Отстаивать свою точку зрения. - Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном. - Говорить “нет” в опасных ситуациях. - Искать способы сотрудничества 
  с людьми в различных  - Находить друзей по интересам. | 
Тематический план
| № | Направление | Всего часов | 1 год | 2 год | 3 год | |||
| т | п | т | п | т | п | |||
| 1. | Я и мое здоровье | 9 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 
| 2. | Спорт – это жизнь | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 
| 3. | Твой выбор | 12 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 
| 4. | Самопознание и саморазвитие | 18 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
Содержание программы
1. Направление “Я и мое здоровье”
Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.
Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.
Правила питания. Гигиена питания.
Теоретическая часть: беседы, викторины, круглый стол, дисскусия.
Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.
2. Направление “Спорт – это жизнь”
Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.
Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.
3. Направление “ Твой выбор”
Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.
Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.
4. Направление “Самопознание и саморегуляция”
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: круглый стол, беседы, тренинг, дискуссия.
Практическая часть: тестирование, анкетирование.
Список использованной литературы по программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Система формирования здорового образа жизни
Воспитание культуры здорового образа жизни:
- гигиена тела;
- культура питания;
- культура общения;
- воспитание нравственности;
- умение справедливо оценивать 
свои поступки и поступки 
- конкурсы рисунков.
Физическая культура и спорт:
- физкультурные праздники и развлечения;
- Дни здоровья;
- Всемирный день борьбы со СПИДом;
- Всемирный день борьбы с курением;
- занятия в спортивных секциях;
- спартакиады и соревнования.
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- лечебная физкультура;
- гимнастика для глаз;
- прогулки, игры на свежем воздухе;
- контроль часто болеющих детей;
- профилактика сколиоза;
- использование элементов звук терапии;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- дыхательная гимнастика.
Учебно-воспитательная работа
1) Обучение 
детей элементарным приемам 
- обучение профилактическим методам: оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- освоение простейших 
навыков первой медицинской 
- привитие детям элементарных навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.);
- самоуправление;
- проведение мониторинга;
- работа в творческих группах по пропаганде ЗОЖ.
2) применение здоровьесберегающих технологий:
- рациональное воспитание;
- проведение физкультминуток во время занятий;
- развитие проектных технологий;
- разно уровневое и модульное обучение;
- коллективное взаимообучение;
- сквозное проветривание;
- влажная уборка помещений;
- функциональная музыка;
- чередование занятий 
с высокой и низкой 
3) проведение 
реабилитационных мероприятий 
- ЛФК;
- психогимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- тренинги;
- массовые оздоровительные мероприятия, конференции;
- спортивные оздоровительные праздники;
- тематические праздники здоровья;
- выезды на природу, экскурсии.
Оздоровительные мероприятия:
- регулярное прохождение диспансеризации;
- отбор детей в оздоровительные группы;
- проведение утренней зарядки;
- обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики;
- обеспечение сбалансированного питания;
- проведение профилактических прививок;
- организация физкультурных 
разминок во время учебного 
процесса для активизации 
- профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- организация летней 
Внедрение новых технологий
Обстановка и гигиенические условия в группе должны соответствовать следующим нормам:
1) разнообразие видов деятельности, так как однообразие утомляет воспитанников;
2) средняя продолжительность 
и частота чередования 
3) смена форм работы не позже чем через 10-15 минут;
4) на занятиях, самоподготовках 
следует применять такие 
5) на занятиях, самоподготовке должна осуществляться смена положения тела воспитанников;
6) должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
7) в содержание занятия, 
самоподготовки следует 
8) необходима мотивация деятельности.
Приложение №2
Циклограмма работы воспитателя
Ежедневно:
- контроль за тепловым, 
санитарным режимом и 
- проведение физкультминуток (на самоподготовках, занятиях);
- организация питания;
- организация питьевого режима.
Еженедельно:
- занятия на уроках физической культуры;
- занятия в спортивных 
секциях и танцевальных 
- учет посещаемости учащимися школы.
Ежемесячно:
- проведение консультационных встреч с родителями;
- организация классных 
часов с приглашением 
- генеральная уборка квартиры;
- организация дежурства по общежитию;
- контроль соблюдения режима дня воспитанниками;
- уборка школьной территории;
- организация спортивных часов.
Один раз в четверть:
- организация экскурсий, походов, родительских собраний, классных семейных праздников;
- проведение «Дня здоровья».
Один раз в год:
- организация медицинского осмотра, диспансеризация учащихся;
- профилактика гриппа и других вирусных инфекций;
- организация праздника здоровья;
- анализ заболеваний и их динамика;
- составление социологических карт по группе;
- оценка состояния здоровья детей.
Приложение№3
Информация о работе Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков