Психолог 
школы: Машина Вероника 
Юрьевна
Форма 
проведения: Родительское собрание
Тема: 
Адаптация пятиклассников к предметной 
системе
Классы:  
5 «а» и 5 «б»
Цели: 
раскрыть сущность понятия «адаптация 
пятиклассников» и познакомить родителей 
с результатами первичной диагностики.
Задачи:
  - Познакомить 
  детей с понятием «адаптация» и «дезадаптация» 
  пятиклассников к школе;
-  Познакомить 
  родителей с результатами первичной диагностики 
  по адаптации учеников к школе.
Учебные 
технологии: информационные.
Оборудование: 
проектор, презентация, аудиозапись инстументальной 
музыки. 
Ход 
родительского собрания
I. 
Организационный момент
II. 
Знакомство с темой 
собрания
Очень 
многие родители не знают, что их дети 
при переходе  из начальной школы в 
среднее звено, преодолевают очень много 
проблем, связанных с адаптацией к школе.И 
чтобы более подробно познакомить вас 
с понятием «Адаптация пятиклассника» 
я хочу предложить вам посмотреть небольшую 
лекцию психолога-консультанта Московского 
института имени Нестеровой Барложецкой 
Натальи Федоровны, в которой она рассказывает 
про адаптацию пятиклассников.
1 слайд
-Исходя 
из данного ролика давайте сформулируем, 
что же такое «Адаптация»?
2 слайд
  -  Адаптация 
  психологическая 
  – процесс приспособления ученика как 
  личности,  к существованию в школе,  
  согласно с его требованиями и личными 
  потребностями, мотивами и интересами.
-Какими 
же должны быть пятиклассники?
3 слайд
Пятиклассники 
должны:
  - уметь общаться 
  с одноклассниками, иметь свое мнение 
  и формировать его с учетом мнения других, 
  уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно 
  распределять и планировать свое время, 
  проявлять самостоятельность в своих 
  делах и в случае необходимости обращаться 
  за помощью взрослых;
- стараться 
  учиться, стремиться овладевать знаниями, 
  уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, 
  иметь постоянного друга, общаться с мальчиками 
  и девочками, самостоятельно разрешать 
  возникающие конфликты; 
- иметь постоянные 
  обязанности дома, выполнять их без напоминания, 
  помогать родителям; 
- уметь общаться 
  с продавцом, врачом и т. д.; 
- уметь предвидеть 
  последствия своих действий, делать безопасный, 
  правильный выбор.
-Но не всегда дети бывают 
такими.Соответственно в ходе адаптации 
у учеников возникают и проблемы. С чем 
это связано?
4 слайд
  - очень много 
  разных учителей;
- 
  непривычное расписание; 
- много новых 
  кабинетов; 
- новые дети 
  в классе;
- новый классный 
  руководитель;
- проблемы 
  со старшеклассниками;
- возросший 
  темп работы;
- возросший 
  объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, 
  даже противоречивость требований отдельных 
  педагогов;
- ослабление 
  или отсутствие контроля;
- необходимость 
  на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному 
  темпу, особенностям речи учителей;  
- несамостоятельность 
  в работе с текстами;
- низкий уровень 
  развития речи;
- слабое развитие 
  навыков самостоятельной работы;
- своеобразие 
  подросткового возраста.  
- Все 
пятиклассники по-разному привыкают 
к новой предметной системе. 
У одних детей адаптация проходит 
быстро и без каких-либо проблем, 
у других детей наоборот адаптация 
проходит длительное время, которая 
может длиться и полгода. Как 
же отличить адаптировался ли 
ребенок к среднему звену или 
нет?
5 слайд
-Существуют 
признаки успешной адаптации, 
к которым относятся:
  - удовлетворенность 
  ребенка процессом обучения;
- ребенок легко 
  справляется с программой;
- степень самостоятельности 
  ребенка при выполнении им учебных заданий, 
  готовность прибегнуть к помощи взрослого 
  лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание 
  самому;
- удовлетворенность 
  межличностными отношениями – с одноклассниками 
  и учителем.
6 слайд
-Также 
существуют и признаки дезадаптации, 
то есть наоборот, когда ребенок не может 
адаптироваться к новой предметной системе 
и испытывает при этом множество проблем. 
Это проявляется при следующих признаках:
  - Усталый, 
  утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание 
  ребёнка делиться своими впечатлениями 
  о проведённом дне.
- Стремление 
  отвлечь взрослого от школьных событий, 
  переключить внимание на другие темы.
- Нежелания 
  выполнять домашние задания.
- Негативные 
  характеристики в адрес школы, учителей, 
  одноклассников.
- Жалобы на 
  те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный 
  сон.
- Трудности 
  утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные 
  жалобы на плохое самочувствие.
III. 
Знакомство с результатами 
исследования
-На 
протяжении 4-х месяцев с пятиклассниками 
проводились тренинги для успешной 
адаптации пятиклассников, а также 
в октябре проводилась первичная 
диагностика по исследованию 
уровня тревожности пятиклассников, 
по выявлению любимых и нелюбимых 
предметов и по уровню проявления 
школьной мотивации, с результатами 
которых я хочу вас познакомить.
7-12 слайды
-Адаптация 
пятиклассников является одним 
из важных этапов становления 
личности.Поэтому в этот период им необходима 
особая поддержка и понимание. 
Многие 
родители не всегда осознают, что даже 
словом они могут растроить ребенка. 
Вот примеры слов, которые поддерживают 
и которые разрушают веру в себя у ребенка:
13 слайд
Слова 
поддержки: 
  - Зная тебя, 
  я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь 
  это очень хорошо.
- У тебя есть 
  некоторые соображения по этому поводу? 
  Готов ли ты начать?
- Это серьезный 
  вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова 
разочарования: 
  - Зная тебя 
  и твои способности, я думаю, что ты смог 
  бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея 
  никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя 
  слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
-Чтобы пятиклассник 
усешно прошел адаптацию к предметной 
системе и меньше испытывал тревожность 
существует много способов, которые вы 
видите на слайде:
14 слайд
  - Не сравнивайте 
  ребенка с окружающими.
- Доверяйте 
  ребенку.
- Чаще хвалите 
  его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте 
  образцы уверенного поведения, будьте 
  во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте 
  к ребенку завышенных требований. 
- Будьте последовательны 
  в воспитании ребенка. Не запрещайте без 
  всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь 
  делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте 
  наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте 
  ребенка, наказывая его.
- Общаясь с 
  ребенком, не подрывайте авторитет других 
  значимых взрослых людей. Например, нельзя 
  говорить ребенку: «Много ваша учительница 
  понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите 
  ему найти дело по душе.
IV. 
Заключение
- Чтобы 
данный материал усвоился для вас лучше 
я хочу раздать вам памятки, где описано 
все, что сегодня вам было рассказано. 
- Берегите 
себя, берегите своих детей, не 
бросайте их в трудную минуту, 
и в будущем ваши дети обязательно 
скажут вам «СПАСИБО»!