Агрессия подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
o Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»
o Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
o Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
o Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
o Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию
o Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков

Содержание

Введение
1. Агрессия как психологический феномен
1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия
2. Общая характеристика подросткового возраста
1. Основные психологические особенности подростков
2. Подростковый кризис
3. Агрессивное поведение у подростков
1. Специфика агрессии в подростковом возрасте
2. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.rtf

— 261.37 Кб (Скачать файл)

       Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

       Многочисленные исследования24 показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности25.

       На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между  братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у         которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

       Один из самых спорных источников обучения агрессии -- средства массовой информации. После многолетних исследований    с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его    остается неизвестной.

       Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение. Методы и технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков более подробно рассмотрим в следующей главе.  

 

        3.2. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков 

       Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и  одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи   следует повторить,  что важным условием развития агрессии является не  только социальное научение как таковое, но и фрустрация26, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

       Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения,   превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии    маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно  действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты  агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так  как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения    сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий  родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте  тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и     правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения  уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

             Активное наказание также рассматривается в  качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако  заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут   вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

   Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.27

   Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

   Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

       Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

       Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.  
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
 
 

 

       Заключение

        

         Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.

       Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

       Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких    психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую   его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

        Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих   пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории,  обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

    • врожденные побуждения или задатки;
    • потребности, активизируемые внешними стимулами;
    • познавательные и эмоциональные процессы;
    • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

       Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети   учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же,   как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

 

Список литературы 

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
  2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
  3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989
  5. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999.
  7. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
  8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.
  9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления         личности. М., 1994.
  10. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»//  http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
  11. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

Информация о работе Агрессия подростков