Агрессия как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. Понятие агрессии. 4
2.1. Понятие агрессии и агрессивности 4
2.2. Виды агрессии 7
2.3. Причины детской агрессии 9
3. Основные теории агрессии: 12
3.1 Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 12
3.2. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода (Лоренц). 15
3.3. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия 18
3.4. Бихевиоральная концепция агрессии. 20
3.5 Когнитивные модели агрессивного поведения 22
3.5.1 Модель образования новых когнитивных связей Берковица 22
3.5.2 Взаимозависимость познания и возбуждения 23
3.6 Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное научение насилию. 24
4. Исследовательская часть 29
Заключение. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессия как феномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)
    • группировка этих элементов в определенные синдромы, т.е. их классификация;
    • определение взаимоотношений между фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбирают умозрительно, а берутся из жизни.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют фрагментам, наиболее характерным для данного ребенка.

ВВ – враждебность по отношению ко взрослым.

  1. Переменчив в настроениях.
  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.
  3. Появляется упорство и настойчивость в ручной работе.
  4. Часто бывает в плохом настроении.
  5. при соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
  6. Когда о чем-то просит воспитателя, то бывает иногда очень сердечным, иногда равнодушным.
  7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем.
  8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.
  9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
  10. Очень переменчив в поведении.  Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.
  11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)
  12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
  13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.
  14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.
  15. Негативно относится к замечаниям.
  16. Временами  лжет без всякого повода и без затруднений.
  17. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.
  18. «Дикий взгляд» смотрит «исподлобья»
  19. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
  20. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).
  21. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными» типами.
  22. Ведет себя непристойно.

Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии.

Симптомы 5-9 – относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения.

Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся  асоциальном поведении.

Симптомы 18-22 – полная неуправляемая привычная враждебность

Кирилл В. – 1, 4, 5, 6, 7, 9, 14, 15, 16, 17, 20 (11 баллов)

Артем – 3, 4, 5, 6, 9, 14 ,19 (7 баллов)

Настя – 1, 2, 9, 10, 14, 13, 15, 16 (8 баллов)

Глеб – 5, 15 (2 балла)

Соня – 5 (1 балл)

Кирилл Ф. 1, 2, 8, 9, 10, 11, 15, 18, 19, 20, 22 (11 баллов)

 

 

Для выявления особенности детско-родительских отношений, а именно эмоционального принятия ребенка родителями, я использовал методику ОДРЭВ Е.И. Захаровой. Результаты даны в таблице.

 

 

   

Кирилл В.

Настя

Артем

Кирилл Ф.

Глеб

Соня

БЛОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Способ воспринимать состояние ребенка

2,4

2,4

3,8

1,8

3,8

4,4

Понимание причин состояния

2

2,2

2,6

1,4

3,6

3,4

Способность к сопереживанию

2,2

1,2

3

1,4

3,2

2,6

БЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком

2,4

2,4

2,8

3,4

3,8

4

Безусловное принятие

2,4

2

2,8

1,8

3,2

4

Отношение к себе как к родителю

2

2,6

2,6

1,4

5

4,4

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия

1,6

2,2

2,6

1,6

4

4

Выборочное среднее

2,1

2,3

2,7

2,05

4,0

4,1

БЛОК ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Стремление к телесному контакту

2,2

1,8

4

2,6

3,6

3,2

Оказание эмоциональной поддержки

2,4

2,4

4

2

2,8

2,8

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

2,6

3,2

3,8

3,4

2,8

2,8

Умение воздействовать на состояние ребенка

1,8

0,6

2,4

1,4

3,8

3,8


 

 

 

Проведение корреляционного анализа.

Для проведения корреляционного анализа, я выбрал методику ранговой корреляции Ч. Спирмена:

Гипотеза Н1 – связь между фактором X и  признаком Y имеется.

 

X

Y

ранг X, dx

ранг Y, dy

(dx - dy)2

2.1

11

2

5.5

12.25

2.7

7

4

3

1

2.3

8

3

4

1

4

2

5

2

9

4.1

1

6

1

25

2.05

11

1

5.5

20.25

 

 

 

 

 

 

 

 

68.5


 

                   

 

Показатель |p|, входит в зону действия гипотезы Н1. Отсюда следует, что корреляционная связь между признаком Y и фактором X сильная и обратная, иными словами, проявление агрессии ребенка по отношению к взрослым зависит от эмоционального принятия ребенка родителями.

 

 

Заключение.

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушение в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственных сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло-ролевой идентификации и социализации.

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения-наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия педагогических взглядов родителей.

Существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей, например воспитателей или сверстников (в особенности значимых), и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и принять причины агрессии другого.

Для исследования агрессивности в работе применялась методика наблюдения Скотта, для определения особенностей детско-родительских отношений, а именно эмоционального принятия ребенка родителями, использовалась методика ОДРЭВ, Е.И. Захаровой.

В ходе применения статистических методов было выявлено, что проявление агрессии ребенком по отношению к взрослым, зависит от уровня эмоционального принятия ребенка.

 

 


 



Информация о работе Агрессия как психологический феномен