Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Содержание

План:
Введение………………………………………………………………………3
1. Агрессивность у человека и животного………………………………….5
1.1. Агрессия животных и её виды…………………………………...5
1.2. Теории агрессии и агрессивности человека…………………….8
2. Понятия «агрессии» и «агрессивности»………………………………..17
2.1 Виды агрессии у взрослого и ребенка…………………………..17
2.2 Причины возникновения у взрослого и ребенка………………18
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии Агрессия и её понятие.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Теоретические разработки этих авторов являются синтезом теорий научения и когнитивных теорий, определяющих поведение (в том числе и агрессивное), в первую очередь, привлекательностью ожидаемых последствий действий.

Когнитивные модели агрессии акцентируют эмоциональные и познавательные процессы в проявлении агрессивного поведения. В частности, с точки зрения Berkowitz, фрустрация или другие агрессивные стимулы (боль, недомогания, неприятные запахи и т.д.) подвергаются когнитивной переработке и провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. То есть агрессия возникает постольку, поскольку формируется негативная реакция. Zillman утверждал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания». Он утверждал, что осмысление события может влиять на степень возбуждения.

Когнитивные теории достаточно оптимистичны в плане возможности контролирования агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможность проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие « агрессии» и «агрессивности».

              Согласно наиболее распространенному определению агрессия –это любое поведение, содержащее угрозу или наносящие ущерб другим людям, а так же попытка нанесения другим моральных или телесных повреждений. Агрессия может быть направлена не только на другого человека, но также на животное, игрушки, различные предметы и даже себя. Агрессивность – это устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.  Чтобы те или иные действия были квалифицированы как намеренная агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а непреднамеренная, скрытая агрессия, когда мотивы подобных поступков не осознаются агрессором. Этот вид агрессии наиболее трудно выявим и, следовательно, наиболее опасен, а кроме того он наиболее распространен.

 

2.1. Виды агрессии у взрослого и  ребенка

              В природе встречаются несколько основных видов агрессии:

       Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против другого лица или объекта.

       Вербальная агрессия – выражение негативных чувств посредством ссор, крика, визга, угроз, проклятий, ругани.

       Прямая агрессия – непосредственно направленная на объект (прямой конфликт).

       Косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злостные сплетни, интриги, и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью не на сам объект агрессии, а на первое. Что подвернулось под руку, или на предмет, каким – либо образом связанный с объектом агрессии (взрыв ярости, крики, топанье ногами, битье кулаками по столу, битьё посуды и т.п.).

       Инструментальная агрессия – агрессия как средство достижения какой – либо цели (принуждение кого – либо к чему – либо).

       Аутогрессия – самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

       Скрытая агрессия – это неосознаваемая часть поведения, приводящая, в конечном итоге, к последствиям характерных для агрессии, хотя, на первый взгляд, расценить такое поведение как агрессию, очень сложно (часто это – нытьё, жалобы, всяческое подначки, мелкие провокации другого человека на агрессивное поведение по отношению к себе, с той целью, чтобы иметь повод для своего собственного агрессивного поведения).

Для детей же характерны не много другие виды агрессии:

       Пассивная вербальная: ребенок ругается, прикрикивает.

       Активная вербальная (прямая): кричит, орёт, ругает взрослых и детей.

       Активная вербальная (скрытая): злорадный смех, циничные замечания, насмешка.

       Активная невербальная (скрытая): коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ о помощи.

       Пассивная невербальная: пьется, таскает за волосы, боксирует, царапается.

       Активная невербальная (прямая): бьёт, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы.

       Активная вербальная аутогрессия: ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя.

       Активная невербальная аутогрессия: грызёт ногти, рвёт на себе волосы, бьёт себя по голове и т.п.

       Активная вербальная (косвенная): ругает предметы, проклинает их, обзывает.

       Активная невербальная (косвенная): повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи и т.п.

 

2.2. Причины возникновения агрессии у взрослого и ребенка.

              Люди различаются между собой по склонности к агрессивному поведению. Возникновение агрессии может зависеть не только от внешнего влияния (воспитание, общение, влияние окружения и т.п.), но и от такого фактора, как  наследственность. Она связана с темпераментом, со степенью импульсивности личности.

              Общесемейная среда не всегда определяет агрессивность у взрослых, а индивидуальные, физиологические особенности, напротив,  объясняют не менее половины случаев.

              Хромосомные аномалии – изменения числа хромосом или структуры – могут вызвать повышенную агрессивность. Повышенная агрессивность лиц с разными хромосомными аномалиями, в большинстве случаев, является следствием снижения интеллекта и других психологических функций (это некоторые случаи олигофрении, болезни Дауна, патологического аутизма (ухода «в себя»), повышение содержания  Y- хромосом (XYY), синдром Прадера – Вили, синдром Смита – Маджениса, синдром «кошачьего плача» и др.).

              Учёные установили, что повышение содержания серотина в организме тормозит агрессивное поведение, а тестостерона (мужские половые гормоны)- наоборот стимулирует. Таким образом, становится видно, что мужчины более склонны к агрессии. Но не следует забывать, что тестостерон вырабатывается и в женском организме. И избыток его у женщины провоцирует отсутствием должного количества жировой ткани, в которой происходит превращение тестостерона в женские половые гормоны. По этому худые женщины более агрессивны, чем полные. Это же верно и для мужчин.

              Если мы отвлечемся от врожденных причин возникновения агрессии и посмотри м на приобретенные, то увидим, что основы агрессивного поведения закладываются ещё в раннем  детстве. Формирование агрессии у ребенка начинается чаще всего в ситуации неприятия его своими родителями. Общение с окружающими, в особенности эмоциональные взаимоотношения с родителями, влияют на то, проявит ли себя агрессивность как разрушительное поведение. Одна из причин возникновения детской агрессии у младших школьников заключается в том, что дети, общаясь со сверстниками, усваивают различные модели поведения, причем как приемлемые, так и неприемлемые для общества. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение включает физическую агрессию. Они используют в своём поведении запретные и не предсказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Этим детям не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Это проблема воспитания и внимания сор стороны родителей. Злость, агрессия – это часто реакция неудовлетворённой потребности в любви. Она может возникнуть, как проявление ревности, при появлении второго ребенка в семье. Ещё ситуация когда у ребенка проявляется агрессия, это когда младший вырастает и понимает, что есть старший – лучше его, сильнее, умнее и т.п. Младший стремится завоевать внимание родителей множеством способов, в том числе и озлобиться, занять агрессивную позицию по отношению к старшему. Так же малыш может ополчиться против родителей, вести себя агрессивно и вызывающе. Без должностного уровня агрессии ребенок вырастет несамостоятельным. Главное – не искоренить агрессию, а направить её в нужное русло, научить ребенка использовать её.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Заключение.

  Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Мы изучили понятия «агрессия» и агрессивность», проанализировали разные точки зрения учёных на эти понятия. Так же сравнили поведение человека и животного. Но главной нашей целью  было выявить агрессию среди взрослых, а особенно среди детей. Мы справились с поставленными перед нами задачами.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких    психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую   его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети   учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же,   как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.

2.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

3.      Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994.

4.      Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.

5.      Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.

 

3

 



Информация о работе Агрессия