Абрахамом Маслоу: Гуманистическое направление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Абрахамом Маслоу.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Абрахамом Маслоу: Гуманистическое  направление

Термин “гуманистическая психология” определён группой  психологов во главе с Абрахамом  Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией  третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.  
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:  
1)      физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);  
2)      потребность в безопасности (стабильность, порядок);  
3)      потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);  
4)      потребность в уважении (самоуважение, признание);  
5)      потребность в самоактуализации (развитие способностей).  
 Схема 2 . Иерархия потребностей по Маслоу.  
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.  
Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).  
Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие:  
более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы;  
непосредственность, простота и естественность;  
центрированность на проблеме;  
независимость: потребность в уединении;  
автономия: независимость от культуры и окружения;  
свежесть восприятия; вершинные переживания;  
общественный интерес;  
глубокие межличностные отношения;  
демократический характер;  
разграничение средств и целей;  
философское чувство юмора;

креативность (творческие способности);  
сопротивление окультуриванию.

Карл Роджерс: Феноменологическое направление

В феноменологическом направлении  психологии личности, разработанном  Карлом Роджерсом, центральное место  занимает положение, что поведение  человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.  
С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.  
Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.

4. Отечественные теории личности

1. Концепции личности     К.К. Платонова. 
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности    человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.  
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности.  
Критериями выделения подструктур являются следующие: 
o отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; 
o внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;  
o каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение); 
o объективно существующая иерархическая зависимость подструктур; 
o исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: 
* личность как сумма психических свойств, 
* личность как опыт человека, 
* биологизация личности, 
*социологизация личности.  
Применение данных критериев к анализу личности    позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры. 
1. Подструктура направленности    и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура быть может названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это - формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности.  
Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как "атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности". По К. К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне. 
2. Подструктура опыта, которая "объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности". К. К. Платонов признает, что "далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности". 
Но закрепление их в процессе обучения делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности.  
Ведущая форма развития качеств этой подструктуры - обучение обусловливает и уровень их анализа - психолого-педагогический. 
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.  
К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности    психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.  
Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора. 
Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне. 
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят "половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности    (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки.  
"Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют". Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. 
Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры "могут быть уложены все известные свойства личности.  
Причем часть этих свойств относится, в основном, только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность - к первой; начитанность и умелость - ко второй; решительность и сообразительность - к третьей; истощаемость и возбудимость - к четвертой. Другие, а их болшинство, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером быть может морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. 
  
2.Концепции личности    А.Н. Леонтьева. 
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности    эта характеризуется высоким уровнем абстрактности.  
При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними.  
Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности    отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности    общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: "личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности". 
Таким образом, на первый план выступает категория деятельности    субъекта, поскольку "именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность". 
Каковы же следствия этого принципиального положения? 
Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести    разграничительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность - тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности    как единице психологического анализа личности    - это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева. 
Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение С. Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает "самостоятельной силой реакции", иными словами, активностью, то тогда справедливо: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". 
Итак, развитие личности    предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в "отвязанности" от состояний организма. "Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности", - отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей. 
Для психологической трактовки "иерархии деятельностей" А.Н. Леонтьев использует понятия "потребность", мотив", "эмоция", "значение" и "смысл". Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. 
По сути потребность замещается мотивом, так как "до своего первого удовлетворения потребность "не знает своего предмета" ... и потому он "должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом". Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности    и "принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений". Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев? 
Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения. Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехомлибо возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности    субъекта. "Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности" (выделено нами - В. А.). Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности.  
Рациональная оценка следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности.  
Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.  
Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивылибо мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности    А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению "структура личности    представляет собой относительно устойчивую конфигурацию "главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий "психологический" профиль личности". 
Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: 
* широту связей человека с миром (посредством его деятельностей); 
* степень иерархизованности    этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); 
* общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей. 
Процесс становления личности    по А. Н. Леонтьеву есть процесс "становления связной системы личностных смыслов". 
  
3.Концепции личности    Л.И. Божович. 
Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию "личностный смысл", то у Л. И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности    выступает "внутренняя позиция личности" или ее направленность. "На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности    определяется, прежде всего, ее направленностью". Основу направленности    составляет возникающая в течение жизни "устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека". Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности.  
Именно содержание направленности    личности    обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности    личности    зависит не только комплекс присущих личности    качеств, но строение каждого из них. 
Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности    Л. И. Божович - это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности    ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. 
Каждый возраст характеризуется своей специфической для него "констелляцией" мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем, на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

 

5. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.  
 
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я. 
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности. 
 
Самоконтроль  
Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.  
 
Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.  
 
Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.  
 
Саморегуляция  
Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.  
Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.  
 
самооценка = притязания / возможности.  
Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.  
Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.  
 
Можно выделить 2 уровня саморегулирования:  
1. Тактический - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;  
2. Стратегический - этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.


Информация о работе Абрахамом Маслоу: Гуманистическое направление