Проектирование баз знаний "Гостиничная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет разработана база данных для автоматизации предметной области «Гостиничная система», а также база знаний для извлечения новых знаний из данной предметной области.
Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей мировой экономики, которая несет в себе огромный потенциал, как для зарубежного, так и для отечественного рынка. Это тот бизнес, в который охотно вкладывают средства и частные лица, и корпорации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой БД.doc

— 4.18 Мб (Скачать файл)

Введение

Проектирование  баз знаний – одно из важнейших  направлений искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта отличаются от обычных программ тем, что они оперируют не данными, а знаниями.

Второе отличие  состоит в том, что для обычных  программ всегда программируется тот или иной результат, который должна выдать программа при определенных данных, а система искусственного интеллекта способна сама вырабатывать решения, которые в нее никто не закладывал.

В данной курсовой работе будет разработана база данных для автоматизации предметной области «Гостиничная система», а также база знаний для извлечения новых знаний из данной предметной области.

      Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей мировой экономики, которая несет в себе огромный потенциал, как для зарубежного, так и для отечественного рынка. Это тот бизнес, в который охотно вкладывают средства и частные лица, и корпорации.

        Для осуществления процесса обслуживания туристов в гостинице должен быть предусмотрен минимальный набор следующих основных служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг:бронирования;обслуживания;приема и расчетная часть;эксплуатация номерного фонда.

На гостиничных  предприятиях различных типов и  разной вместимости число служб может быть больше или меньше приведенного выше. Их функции также могут различаться.

1. Анализ  предметной области

1.1 Описание  исходных данных, ключевых сущностей  и процессов, протекающих в  предметной области

 

Предметная  область – Гостиничная система(сведение о номерах, клиентах, использовании номеров).

Наименование  объекта: гостинечный комплекс оказывающий услуги населению.

Объект  автоматизации: комплекс задач по организации и выполнению гостиничных услуг для населения.

Цель  автоматизации: сокращение трудозатрат по ведению информации и отчетных документов при решении комплекса задач при выполнении гостиничных услуг для населения.

Организационная структура объекта: администратор; клиенты.

Внешняя среда: клиенты; заказы на бронирование номеров от ФЛ.

Функционирование  объекта. Гостиница — коммерческое предприятие, производящее и предлагающее на рынке свой «товар», продукт в виде комплекса услуг, среди которых основными являются услуга размещения и услуга питания.

Областью применения базы данных является Гостиница. Задачей администратора гостиницы является отслеживание финансовой стороны работы гостиницы. Его деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет нoмeра клиентам на определенный срок. Каждый номер хaрaктеризуется вместимостью, комфортностью и ценой. Клиентами гостиницы являются различные лица, о которых администратор собирает определенную информацию (фамилия, имя, отчество и некоторый комментарий). Сдача номера клиенту производится при нaличии свoбoдных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При поселении фиксируeтся дата пoселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.

Срок хранения информации: определяет разработчик (не менее 5 лет).

Входная информация:

– информация о  клиeнтах;

– информация о  персонале;

– информация о  номерах;

– информация о  категориях номеров;

– информация об учете работы гостиницы.

Выходная информация:

  1. Формирование отчетных документов о деятельности гостиницы:
  • отчет о стоимости услуг (список услуг (наименование, описание, стоимость));
  • отчет об операциях  заселения/выселения (по месяцам, по кварталам) (номер заказа, ФИО клиента, стоимость номера, дата заселения); 
  • отчет об операциях  бронирования (по месяцам, по кварталам) (номер заказа, ФИО клиента, паспортные данные, стоимость операции, дата подачи заявки);
  • отчет по способам оплаты(по месяцам, по кварталам)

(ФИО клиента,  паспортные данные, способ оплаты (наличные, безналичный));

  • отчет о клиентах гостиницы (самостоятельно);
  • общий отчет о деятельности гостиницы (общее кол. сдаваемых номеров , общая стоимость оказанных услуг).

1.2 Описание действующих лиц предметной области и их взаимосвязей

На основании изучения предметной области выделим действующих лиц, которые участвуют в решении задач, определенных для последующей автоматизации. Организационная структура «гостиничная система» представлена на рисунке 1.1 и состоит из следующих компонентов:

  1. Директор.
  2. Сотрудник (Портье).
  3. Менеджер.
  4. Клиент

 


 


 

 


 


 

 


 

Рисунок 1.1 –  Организационная структура

1.3 Описание понятий и прецедентов.

Выделим прецеденты для базы данных:

    • Отчет о клиентах;
    • Отчет о сотрудниках, работающих в гостинице;
    • Отчет о справочнике номеров;
    • Отчет об предоставляемых гостиницей услугах;
    • Отчет о поданных заявках;
    • Отчет о сданных номерах;

Выделим из предметной области понятия, необходимые для  разработки базы знаний:

    • Эффективность гостиницы{средняя, высокая, низкая};
    • Классификация номеров по популярности и перспективности сдачи комнат.
    • Популярность комнат {большая, малая, средняя};
    • Степень соответствия комнаты запросам клиента {подходящая, неподходящая, альтернативная};

Выделим задачи (прецеденты), которые должна выполнять  база знаний:

    • Оценка эффективности работы гостиницы;
    • Оценка изменения уровня достатка населения;
    • Помощь клиенту в выборе подходящей ему комнаты (классификация по запросам клиента);
    • Классификация комнат по популярности и перспективности сдачи комнат.

 

2. Проектирование  структуры БД

2.1. Построение  концептуальной модели БД

Для построения концептуальной модели выделим подзадачи, которые будет решать база данных:

  1. Учет клиентов гостиницы (КМ1).
  2. Учет номеров гостиницы (КМ2).
  3. Учет бронирования номер (КМ3).

Определим для  каждой локальной КМ набор сущностей  и представим его в виде таблицы (табл. 2.1). Т.е. определим основные информационные объекты, которые необходимы пользователю для решения задач из предметной области.

Таблица 2.1—  Описание сущностей по задачам

№ п/п

Имя сущности

Описание сущности

Псевдо-нимы

Особенности

использования

1

2

3

4

5

КМ 1 -  Учет клиентов бюро

1

Клиент

Лицо, которому оказывает услуги гостиница

   

2

Заявка

Заказ на бронирование номера

Заказ

У клиента может  быть несколько заявок

3

Услуга

Виды предоставляемых  гостиницей услуг

 

В заявке можут  быть описаны услуги только на одного человека

КМ 2 -  Учет номеров гостиницы

4

Справочник

Номера, которые  есть в справочнике гостиницы

Номер

У клиента может  быть несколько комнат

5

Заявка 

Заказ на бронирование номера

Заказ

У клиента может  быть несколько заявок

6

Клиент

Лицо, которому оказывает услуги гостиница

   

7

Договор

Письменное  соглашение на предоставление услуг

 

Не  для всех заявок заключается договор, а если заключается то только один

КМ 3 -  Учет операций бронирования

8

Заявка

Заказ на бронирование номера

Заказ

У клиента может  быть несколько заявок

9

Клиент

Лицо, которому оказывает услуги гостиница

   

10

Договор

Письменное  соглашение на предоставление услуг

 

Не  для всех заявок заключается договор, а если заключается то только один

17

Услуга

Виды предоставляемых  гостиницей услуг

 

В заявке можут  быть описаны услуги только на одного человека

18

Портье

Сотрудник гостиницы

 

Сотрудник за определенный срок может заключить несколько  договоров


 

Далее определим  связи, которые существуют между  отдельными сущностями в рамках каждой локальной КМ и представим их в табличной форме (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Описание связей между сущностями по задачам

№ п/п

Имя сущности

Имя связи

Имя сущности

Кардинальность

КМ 1

1

Клиент

Составляет

Заявки

1:N

2

Услуга

Присутствует  в

Заявке

1:1

КМ 2

3

Клиент

составляет

Заявки

1:N

4

Заявка

Присутствует  в

Договоре

1:1

5

Номер(Справочник)

Сдается по

Договору

1:1

КМ 3

7

Клиент

Составляет

Заявки

1:N

8

Заявка

Присутствует  в

Договоре

1:1

9

Услуга

Присутствует  в

Заявке

1:1

11

Портье

Составляет

Договоры

1:N


 

Построим диаграмму  «сущность-связь» для первой подзадачи (рис. 2.1):

 

Рисунок 2.1 –  Диаграмма  «сущность связь» подзадачи 1

 

Построим диаграмму  «сущность-связь» для второй подзадачи (рис. 2.2).

 

Рисунок 2.2 –  Диаграмма  «сущность связь» подзадачи 2

Построим диаграмму  «сущность-связь» для третьей задачи (рис. 2.3).

 

Рисунок 2.3 –  Диаграмма  «сущность связь» подзадачи 3

Объединенная  концептуальная модель 1-ой и 2-ой задачи приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 –  Результат объединения КМ1 и КМ2 в КМ1_2

 

Объединив КМ1_1 и КМ3 получим  результирующую концептуальную модель (рис. 2.5).

Таким образом, результатом  объединения локальных концептуальных моделей из предметной области является единая концептуальная модель структуры БД в виде единой диаграммы "сущность-связь". Эта модель содержит концептуальное отражение представлений пользователя о предметной области.

Рисунок 2.5- Концептуальная модель БД.

 

2.3. Построение  логической модели БД

Определим атрибуты и представим их в табличной форме (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Описание атрибутов

№ п/п

Имя

сущности  или связи

 

Атрибут

Тип

данных

1

2

3

4

1

Номера

Код номера

Числовой

Категория номера

Текстовый

Количество  мест

Числовой

Стоимость в  сутки

Денежный

Количество  комнат

Числовой

2

Портье

Код портье

Числовой

ФИО портье

Текстовый

Дата рождения

Дата

Образование

Текстовый

Телефон

Числовой

3

Клиент

Код клиента

Числовой

ФИО клиента

Текстовый

Дата рождения

Дата

Пол

Текстовый

Телефон

Числовой

Вид документа

Текстовый

Серия

Тесктовый

Номер

Числовой

4

Услуга

Код услуги

Числовой

Название

Текстовый

Описание

Текстовый

Стоимость

Денежный

5

Заявка

Код заявки

Числовой

Код услуги

Числовой

Код клиента

Числовой

Дата поступления

Дата

6

Договор

Код договора

Числовой

Код номера

Числовой

Код портье

Числовой

Код заявки

Числовой

Дата подписания

Дата

Информация о работе Проектирование баз знаний "Гостиничная система"