Проектирование базы данных для библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является создание базы данных библиотеки для работы в ней библиотекаря.
Объектом исследования курсового проекта является библиотека ВУЗа, предметом исследования проектирование базы данных для библиотеки ВУЗа.
В соответствии с заданной целью выделены следующие задачи курсового проекта:
ведение автоматизированного учёта литературы (регистрация новых поступлений, списание литературы);
ведение автоматизированного учёта выдачи/приёма литературы;
ведение автоматизированного учёта читателей (новых и выбывших);
составление списков о наличии книг в библиотеке (количество в библиотеке, сколько взяли, сколько осталось);
составление списков просроченного возврата книг;

Содержание

Введение
3
1 Общие сведения. Функциональное назначение. Выбор СУБД
5
2 Проектирование логической и физической структуры БД
6
3 Описание входных и выходных данных (контрольного примера)
10
4 Описание интерфейса для ввода и редактирования данных
12
5 Описание запросов
15
6 Описание отчетов
19
7 Описание стартовой кнопочной формы
22
Заключение
25
Список литературы
26

Вложенные файлы: 1 файл

Проектирование БД для библиотеки.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

 

 

4 Описание интерфейса для ввода и редактирования данных.

Для удобного ввода данных в таблицу  КАТАЛОГ с помощью Мастера  форм была создана форма УЧЕТ ЛИТЕРАТУРЫ по команде Создание – Другие формы  – Мастер форм. В данную форму были выбраны все поля таблицы.

Для создания дружелюбного интерфейса вид формы задан В столбик, стиль – Изящный, с вставкой рисунка на фон. С помощью Мастера были созданы следующие кнопки:

- добавить новую запись;

- поиск записи по значению в поле, выбранном на форме;

- открыть отчет КАТАЛОГ;

- удалить текущую запись;

, - предыдущая и следующая запись соответственно;

- закрытие формы.

Также за ненадобностью  были убраны кнопки перехода в свойствах  формы.

Окончательный вид формы УЧЕТ ЛИТЕРАТУРЫ:

На  основе таблицы ЧИТАТЕЛИ с использованием Мастера форм создана форма УЧЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ, в нее выбраны все поля таблицы.

С целью  комфортного использования, вид данной формы задан Табличный, стиль создан самостоятельно в режиме конструктора. Для удобного использования формы с помощью Мастера были созданы следующие кнопки:

- добавление  новой записи;

- поиск записи по значению в поле, выбранном на форме;

- открытие отчета  ЧИТАТЕЛИ;

- удаление текущей  записи;

- закрытие формы.

Окончательный вид формы УЧЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ:

Для автоматизированного выполнения основной функции библиотеки – работы с  читателями, на основе таблиц ВЫДАЧА и  КНИЖНЫЙ ФОНД с помощью Мастера  форм создана форма ВЫДАЧА И ПРИЕМ  ЛИТЕРАТУРЫ. В нее выбраны все поля таблицы ВЫДАЧА и поле Местонахождение из таблицы КНИЖНЫЙ ФОНД.

Вид формы выбран В столбик, стиль  определен самостоятельно в режиме конструктора. Для работы с формой, при использовании Мастера, были созданы кнопки:

- добавить новую  запись;

- поиск записи  по значению в поле, выбранном  на форме;

- открыть отчет  ВЫДАЧА КНИГ;

- закрыть форму.

Окончательный вид формы ВЫДАЧА И ПРИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ:

С помощью  описанных выше форм таблицы были заполнены случайными данными, взятыми  в качестве контрольного примера.

 

5 Описание запросов.

Для подсчета книг, взятых читателями и  оставшихся в библиотеке, сконструирован запрос на выборку КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ. Он был создан с помощью групповой операции Count для поля Номер читательского билета, которое переименовали на «У читателей», и оператора Is Null для поля Дата возврата. Таким образом, было подсчитано, сколько определенных книг было взято и еще не возвращено. А с помощью выражения [Количество]-[У читателей], которое было названо «В библиотеке», мы узнали количество оставшихся книг. В данном запросе не отражаются книги, которые находятся в библиотеке в исходном количестве.

Окончательный вид запроса КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ:

Результаты  выполнения запроса:

С помощью  запроса на выборку был создан запрос ПРОСРОЧЕННЫЙ ВОЗВРАТ, который отражает какие книги были возвращены не во время и кем. В данном запросе были использованы операторы Date() и >,  а также встроенная функция Is Null. В результате мы с помощью них выявляем дату возврата, которая больше запланированной даты возврата и запланированную дату возврата, которая больше текущей даты, т. е. книги, возвращенные не вовремя или вообще еще не принесенные обратно в запланированную дату.

Окончательный вид запроса ПРОСРОЧЕННЫЙ ВОЗВРАТ:

Таким образом, на дату 03.01.2012 не возвращены вовремя  следующие книги:

Для подсчета стоимости книг создан запрос на обновление СТОИМОСТЬ, который добавляет поле Стоимость в таблицу КАТАЛОГ и считает произведение Цены на Количество книг:

В результате в таблицу КАТАЛОГ  было добавлено  поле Стоимость со следующими значениями:

С помощью запроса  на создание таблицы СТАРЫЕ КНИГИ организована новая таблица СТАРЫЕ КНИГИ, в которую записан список тех книг, которые изданы более 10 лет назад. В нем используются операторы Year и Date(), выявляющие год издания книги, который на 10 лет меньше либо равен текущему году:

В результате запроса  была создана следующая таблица:

Построен перекрестный запрос КНИГИ ВЗЯТЫЕ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ для просмотра того, сколько книг взяты в определенный день:

Результаты  выполнения запроса:

Таким образом, в БД «Библиотека» была автоматизирована работа с помощью описанных выше запросов, которые позволяют производить различные вычисления и выбирать необходимые данные из таблиц.

 

6 ОПИСАНИЕ ОТЧЕТОВ

Для просмотра  информации о книгах и удобной  ее печати был создан отчет КАТАЛОГ на основе таблицы КАТАЛОГ. В него выбраны все данные из таблицы, макет - табличный, стиль метро, в нижнем колонтитуле отражены текущая дата и номера страниц:

Создан отчет  ЧИТАТЕЛИ на основе таблиц ЧИТАТЕЛИ и  ВЫДАЧА. В нем собрана информация о читателях и взятых ими книгах, стиль выбран метро, макет – табличный, в нижнем колонтитуле отражены текущая  дата и номера страниц:

Просмотреть и  распечатать информацию о выдаче книг позволяет отчет ВЫДАЧА КНИГ.  Данные взяты из таблицы ВЫДАЧА, добавлен уровень группировки по полю Инвентарный номер книги, макет  выбран структура, стиль – литейный, в нижнем колонтитуле отражены текущая дата и номера страниц:

На основе запроса  КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ организован  отчет КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ, для  удобного просмотра и вывода на печать информации об оставшемся количестве книг, взятых читателями. Добавлены  уровни группировки по полям Автор и Название, стиль – борей, макет – структура:

Отчет ПРОСРОЧЕННЫЙ ВОЗВРАТ позволяет просматривать  и печатать информацию из запроса ПРОСРОЧЕННЫЙ ВОЗВРАТ. Макет предпочтен выровненный, внизу страницы отражается текущая дата и номера страниц:

Таким образом, данные отчеты позволяют удобно просматривать и выводить на печать необходимую информацию из БД «Библиотека».

 

7 Описание стартовой кнопочной формы

С помощью команды Диспетчер кнопочных форм на вкладке Работа с базами данных создана КНОПОЧНАЯ ФОРМА:

В данной форме созданы кнопки открытия следующих форм для изменения: ВЫДАЧА КНИГ, УЧЕТ ЛИТЕРАТУРЫ, УЧЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ. Также здесь присутствуют кнопки для открытия отчетов КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ и ПРОСРОЧЕННЫЙ ВОЗВРАТ. Остальные отчеты открываются с помощью кнопок на формах, открывающихся на КНОПОЧНОЙ ФОРМЕ, что было описано в четвертом пункте содержания данного курсового проекта. В режиме Конструктора в форму был добавлен фоновый рисунок, и отредактирован стиль.

Окончательный вид КНОПОЧНОЙ ФОРМЫ:

Для запуска формы при открытии базы данных создан макрос Autoexec, который сначала выполняет макрокоманду Песочные часы, которая выводит указатель в виде песочных часов, чтобы показать пользователю, что следующие шаги могут занять несколько секунд. Затем выполняется макрокоманда ЗапускМакроса, запускающий макрос СООБЩЕНИЕ, приветствующий пользователя. Потом выполняется макрокоманда ОткрытьФорму, которая открывает КНОПОЧНУЮ ФОРМУ.

Макрос  СООБЩЕНИЕ выглядит следующим образом:

В результате выполнения данного макроса выводится информационное сообщение:

Макрос Autoexec, автоматически запускается при открытии базы данных, чтобы избежать его запуска можно нажать клавишу shift.

Макрос Autoexec в режиме Конструктор:

Таким образом, пользователь открывая БД «Библиотека» при сначала видит песочные часы, если база данных еще не готова к работе, затем выходит приветствие и после нажатия ОК автоматически открывается КНОПОЧНАЯ ФОРМА, на которой присутствуют кнопки необходимые для работы с данной базой данных.

В БД «Библиотека» получился следующий состав объектов (команда Файл – Управление – Свойства базы данных, вкладка Состав):

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе разработки курсового проекта была спроектирована база данных для библиотеки ВУЗа, а тем самым, автоматизирована работа библиотекаря. Для его реализации была выбрана реляционная СУБД MS Access 2007.

С целью хранения и обработки данных были созданы таблицы, характеризующие работу библиотеки с книгами и читателями: КАТАЛОГ, КНИЖНЫЙ ФОНД, ЧИТАТЕЛИ и ВЫДАЧА.

Для удобного ввода и редактирования информации о литературе, читателях, выдаче и приема книг были сконструированы формы УЧЕТ ЛИТЕРАТУРЫ, УЧЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ и ВЫДАЧА И ПРИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ.

Курсовой проект также содержит различные запросы, помогающие проводить вычисления или  просматривать данные из нескольких таблиц, и отчеты для удобного просмотра и вывода на печать необходимой информации.

С помощью диспетчера кнопочных форм была создана КНОПОЧНАЯ  ФОРМА, которая позволяет быстро открывать для изменения необходимые  формы, отчеты и закрывать БД. Она  открывается сразу после открытия БД, что происходит благодаря макросу Autoexec.

Таким образом, созданная БД «Библиотека» полностью  решает поставленные перед ней задачи и эффективно функционирует.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базы данных: Методические указания по написанию курсовых работ / Сост. доцент кафедры информационных технологий ФИТУ Шакирова Ф.М.– Уфа.: Восточный университет,2006 г.
  2. Виллариал Б. Программирование Access 2002 в примерах: Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 г. - 496с.
  3. Дунаев В.В. Базы данных. Язык SQL СПб.: БХВ-Петербург, 2006 г., - 288 стр.
  4. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация- СПб.: Питер, 2002 г. – 304 стр.
  5. Керри Н.Праг, Дженифер Рирдон и др. Интенсивный курс программирования в Access 2003 за выходные.: Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. - 480с
  6. Кузин А.В., Левонисова С.В. Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений, М. : Издательский центр «Академия», 2008 г., 320 стр.
  7. Кузнецов С. Д. Основы баз данных: учебное пособие, М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. – 184 стр.
  8. Практикум по курсу «Базы данных» / Сост. Ф.М.Шакирова. – Уфа: Восточная академия, 2008. – 88 с.
  9. Сергеев А. Access 2007. Новые возможности – Питер, 2008 г., - 176 стр.
  10. Справочная система MS Access 2007.
  11. Фред Ролланд. Основные концепции баз данных, Изд. Вильямс, 2002 г., - 256 стр.
  12. Фуллер, Лори Ульрих, Кук, Кен, Кауфельд, Джон "Microsoft Office Access 2007 для чайников" - ООО "И.Д. Вильямс" , г. Москва, 2007 г., - 384 стр.

 


Информация о работе Проектирование базы данных для библиотеки