Контрольная работа по «Информационные технологии в юридической деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

После преобразования в марте 2008 года Мининформсвязи России и полной смены руководства отрасли, ФЦП «Электронная Россия(2002-2010)» была подвергнута очередной, третьей ревизии. В анализе Минкомсвязи России вновь обращалось внимание на излишне ведомственный характер Программы, не улучшающий качество взаимоотношений государства и общества. Отмечались задачи, требующие решения: разработка системного проекта электронного правительства, перенесение с граждан и организаций на государственные органы обязанности по подтверждению первичных прав заявителей, оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид, разработка стандартов создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированных технологий и протоколов ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия, понятие необходимого нормативного правового обеспечения для оказания государственных услуг в электронном виде и ряд других.

Вложенные файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)
  1. 2015+ — если все пойдет хорошо, риски создания умного (электронного) правительства России не реализуются и будет поставлена задача формирования умного электронного правительства, чтобы не выпасть из мировой обоймы таких правительств, — то будет умное правительство.

Перечисленные выше типы электронных правительств России назовем электронными правительствами России 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го поколений.

Следует отметить, что в русскоязычной литературе электронные правительства всех отечественных поколений не получили специального названия, но в литературе англоязычной для, например, ЕПГУ+СМЭВ оно есть: “связанное сетью правительство” (connected government, по определению Cisco).

Электронное правительство России на перепутье

Перевод государственных услуг в электронный вид является одним из первоочередных направлений государственной программы “Информационное общество 2011—2020 гг.” и касается развития инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации. Важно отметить, что имея приоритетный статус и значение, такая деятельность регламентируется значительным числом федеральных нормативно-правовых актов, и это — находка российского государства: ни в одной другой стране такого способа плотного государственного руководства созданием и развитием электронного правительства — вплоть до рассмотрения и утверждения его концепций, архитектур и дорожных карт — нет.

Международная практика показывает, что центральный орган по руководству созданием и сопровождением электронного правительства в государстве имеет, как правило, межведомственные полномочия и его директивы выполняются безусловно, без всяких дополнительных бюрократических прокладок типа правительственных комиссий и т. п. Отечественная практика дала пример такого централизованного руководства созданием и сопровождением пока регионального электронного правительства в виде министерства государственного управления, ИТ и связи правительства Московской области. Это министерство является “центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере совершенствования системы государственного управления Московской области, оптимизации исполнения государственных функций и государственных услуг, исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере информационных технологий и связи, проводящим государственную политику, осуществляющим государственное межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью”.

Структуризация проблемы

В мировой практике принята четырёхуровневая модель обеспечения интероперабельности в международном и внутристрановом межведомственном межуровневом и одноуровневом взаимодействии министерств и ведомств при предоставлении электронных услуг (сверху вниз):

  1. нормативно-правовой уровень;

  1. организационно-методический уровень;

  1. семантический уровень;

  1. технический уровень.

Каждому уровню свойственны свои риски в ходе создания и сопровождения системы предоставления государственных услуг в электронном виде, причем риски некоторых уровней взаимосвязаны.

Риски нормативно-правового уровня.

  1. Большое число участников процесса разных уровней (федерального, регионального, муниципального) создает угрозу постоянного торможения процесса из-за различных проблем коммуникации. В число таких проблем входят: конфликты интересов; территориальная разрозненность участников; рассогласованность понятийного аппарата участников; технические проблемы коммуникации.

  1. Недостаточная степень вовлеченности экспертов, а также сотрудников органов исполнительной власти, обладающих практическим опытом оказания государственных услуг может привести к выработке административных регламентов, оторванных от реальности.

  1. Большой объем нормативно-правовой базы, регулирующий различные аспекты оказания государственных услуг, и недостаточное внимание к ее анализу могут привести к выработке решений, вполне приемлемых с технологической, но абсолютно недопустимых с правовой точки зрения.

  1. Изменения в наборе и функциях федеральных и региональных, а также муниципальных органов власти. Например, на сайте госуслуг “застревает” информация о министерствах и ведомствах, которые уже ликвидированы решениями правительства или президента. И нет никакой информации, кому переданы функции по предоставлению услуг ликвидированного министерства или ведомства и переданы ли они вообще.

  1. Изменения в нормативно-правовых актах (НПА), непосредственно касающихся параметров услуг. Например, изменение возраста выхода на пенсию по старости может повлечь лавину изменений в других НПА и в услугах, которые используют этот параметр.

Риски организационно-методического уровня.

  1. Отсутствие единой методологии разработки административных регламентов оказания государственных услуг, полноценно учитывающей требования автоматизации, на уровне субъектов Российской Федерации приводит к невозможности внедрения, распространения и тиражирования готовых решений на муниципальном уровне.

  1. Отсутствие типового, настраиваемого в соответствии с единой методологией инструмента оказания государственных услуг в органах государственной власти и органах местного самоуправления делает фактически невозможной реализацию федерального закона № 210-ФЗ на муниципальном уровне, что, безусловно, не позволит обеспечить возможность качественного и своевременного оказания государственных услуг в электронном виде.

Риски семантического уровня.

  1. Гетерогенный и распределенный характер технологической платформы исполнения государственных услуг ведет к чрезмерному усложнению процесса проектирования и реализации. Так, например, обычная операция по передаче данных о заявителе между ФОИВ (федеральный орган исполнительной власти) и РОИВ (региональный орган исполнительной власти) в рамках полноценной системы исполнения государственных услуг требует взаимодействия от трёх до десяти информационных систем. При этом каждая система имеет своё лингвистическое обеспечение, использует свою модель данных, поддерживает собственные протоколы передачи данных, обладает определённой степенью автоматизации и т. д.

  1. Отсутствие четкого стандартизированного процесса подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид в лучшем случае ведет к неэффективному расходованию ресурсов, а в худшем — к срыву всего процесса перевода.

  1. Отсутствие средств контроля над ходом подготовки услуг к переводу в электронный вид может привести к систематическим нарушениям графика перевода и неверным оценкам степени готовности услуг к оказанию в электронном виде.

Риски технического уровня.

  1. Неготовность ИКТ-инфраструктуры регионов и муниципалитетов к развертыванию системы предоставления услуг в электронном виде, включая подключение к СМЭВ и использование решений по информационной безопасности (ИБ) и охране персональных данных. Другими словами — высокий порог подключения региональных и особенно муниципальных информационных (зачастую унаследованных) систем к СМЭВ и сложность реализации требований к ИБ и охране персональных данных.

  1. Отсутствие в регионах и муниципалитетах кадров для разработки и сопровождения электронных услуг.

  1. Отсутствие опыта использования разделяемых внутренних и внешних услуг и соответствующего НПА для организации коллективной работы министерств и ведомств над одной проблемой.

По каждому виду обеспечения интероперабельности имеется много документов:

  • по нормативно-правовому обеспечению системы в целом есть список в Концепции, но значительно более широкие реестры НПА содержатся на сайтах регионов, потому что значительная часть процесса перевода регулируется именно на региональном уровне. Перечень нормативно-справочной документации о СМЭВ есть на ЕПГУ;

  • организационно-методические материалы размещены на Портале методической поддержки реализации федерального закона № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”;

  • к сожалению, понятие “ семантической интеграции министерств и ведомств при совместном предоставлении министерствами и ведомствами электронных услуг” вообще отсутствует в лексиконе участников и субподрядчиков проектов разработки и сопровождения услуг, предоставляемых в электронном виде;

  • система документов по технической платформе для исполнения функций системы предоставления услуг в открытом доступе отсутствует, отдельные документы есть на региональных сайтах.

В различных местах Концепции есть лишь “хотелки” по совершенствованию (оптимизации) административных регламентов обеспечения перевода услуг в электронный вид. Но требования к переводу не обозначены.

Тупик развития системы предоставления госуслуг в электронном виде

К середине 2013 г. отставание в реализации масштабного плана перевода федеральных, региональных и муниципальных услуг на электронные рельсы на платформе ЕПГУ+СМЭВ стало хроническим и нарастало; в результате эта проблема была специально рассмотрена на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в органах власти. Председатель комиссии Д. Медведев высказал на заседании мнение, что перевод услуг в электронный вид можно ускорить за счет решения следующих задач.

  1. Формирование единой общефедеральной структуры оказания услуг, включающей как онлайновые, так и офлайновые сервисы. Под этой структурой подразумевается не только единый портал государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн. граждан, но и сеть многофункциональных центров. На момент проведения заседания было создано около 700 центров, к 2015 г. откроется около 3 тыс. Ещё один элемент — это филиальная сеть “Почты России”, естественно, при условии модернизации самих отделений, а их более 40 тыс., и обучение соответствующего персонала, чтобы он был готов к этой работе,

  1. Четкое определение понятия “предоставление услуги в электронном виде”. За ним должна стоять не веб-страница соответствующего ведомства, а “нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками”. Интерфейс должен быть понятным не только “продвинутым” пользователям, но и обычным людям, в том числе пожилым, которые, тем не менее, пытаются осваивать электронные услуги.

  1. Создание системы, позволяющей получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от места жительства или пребывания.

Правительство России переименовало Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность органов власти. Теперь она называется Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности; при этом существенно расширены ее полномочия.

На первом заседании переименованной Правительственной комиссии Минкомсвязи и Минэкономразвития — после обсуждения ситуации с торможением развития системы предоставления электронных услуг — был сделан вывод о том, что необходимо разработать, согласовать и утвердить “Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде” (протокол № 1 п. 4 р. 1 от 19.09.2013). Проект Концепции 16 октября 2013 г. был представлен общественности для обсуждения на сайте Минкомсвязи.

Информация о работе Контрольная работа по «Информационные технологии в юридической деятельности»