Информационная безопасность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Объектом настоящего исследования являются правоотношения в сфере обеспечения, управления и закрепления мер по осуществлению информационной безопасности в Российской Федерации.
Предметом исследования в реферате выступает информационная безопасность Российской Федерации с точки зрения правового закрепления мер, ее обеспечивающих.
Основной целью исследования является анализ правовых основ обеспечения информационной безопасности российского общества в условиях глобальной информатизации мирового сообщества, оказывающих на них значительное влияние.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
I. Информационная безопасность в Российской Федерации............................5
1.1 Понятие информационной безопасности и ее содержание.........................5
1.2 Характеристика угроз информационной безопасности...............................9
Заключение...........................................................................................................16
Список литературы...........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность в Российской Федерации.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

В качестве внутренних угроз в этой сфере безопасности названы такие, как резкое снижение финансирования научных учреждений, утечка за рубеж идей и технологий, технологическое отставание России от западных стран в сфере информационных технологий, что вынуждает российских производителей импортировать зарубежные комплектующие и программное обеспечение, проблемы с патентной защитой российских изобретений и т.д.

Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности РФ в области науки  и техники - это, по мнению авторов  доктрины, совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего  отношения в данной области, и  механизмов его реализации.

В этих целях  государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

В духовной сфере  в качестве угроз определяются: неконтролируемое расширение сектора зарубежных масс-медиа  в российском информационном пространстве, использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории России, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации, вытеснения русского языка в большинстве постсоветских государств и т.д. [13]

В ответ составители  доктрины предлагают заняться духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения  и содействовать укреплению патриотизма.

В общегосударственных  информационных и телекоммуникационных системах в качестве основной внешней угрозы рассматривается деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных и телекоммуникационных систем. Естественной защитной мерой называется усиление защиты информации.

И, наконец, угрозами в сфере обороны для современной  России являются:

Все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

Информационно-технические  воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

Диверсионно-подрывная  деятельность специальных служб  иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

Деятельность  иностранных политических, экономических  и военных структур, направленная против интересов РФ в сфере обороны.

Помимо этого, в качестве внутренних угроз для  обороноспособности Российской Федерации указаны такие факторы как возможная подрывная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил РФ и их боеготовность, а также нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

Для преодоления  этих проблемы предлагается систематически выявлять потенциальные угрозы и  их источники, структурировать цели обеспечения информационной безопасности в области обороны и определять соответствующие практические задачи; осуществлять защиту информации, которая имеет военное значение, а также более активно применять специфические армейские методы защиты (маскировка, разведка, радиоэлектронная борьба и т.д.).

В целом противодействие  информационным угрозам в сфере  обороны является одной из наиболее сложных и многофакторных задач  по обеспечению национальной безопасности, так как подразумевает целый  комплекс психолого-идеологических мероприятий, направленных на сохранение боеспособности вооруженных сил государств и иных силовых структур в мирное и военное время.

Разведывательная  деятельность специальных служб  иностранных государств, а также  международных преступных сообществ, организаций и групп, связанная  со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел рассматривается также в качестве первостепенной угрозы для объектов обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах.

Еще одной  внешней угрозой является деятельность иностранных государственных и  частных коммерческих структур, стремящихся  получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов. В данном случае также предлагается обеспечить высочайший уровень защиты конфиденциальной информации и повышать уровень подготовки соответствующих специалистов.

Таким образом, изучив в данной главе квинтэссенцию  всего комплекса данных по информационной безопасности, теоретико-методологические основы, заложенные исследователями вопросов информации и информатизации, а также совокупность внешних угроз, представленных в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации мы можем позволить себе судить о том, что современному государству, к числу которых Российская Федерация без сомнения относится, просто необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведя итоги  реферата можно обобщить все изученное  и сделать ряд выводов:

Во-первых, изучая данные по теме реферата мы пришли к  выводу, что современному государству, к числу которых Российская Федерация  без сомнения относится, просто необходимо создавать систему обеспечения  информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз;

Во-вторых, в  России на данный момент существует и успешно действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая опирается на Доктрину информационной безопасности Российской Федерации - основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие и может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации, аналогичных нормативно-правовых актов в других странах.

Также можно  сделать заключение, что именно это  направление государственной политики России является на сегодняшний момент одним из приоритетных элементов  внешнеполитической стратегии российского  государства. Поскольку эффективность информационной безопасности в значительной степени определяет место и роль любого государства в мировой политике, то правительство России начало уделять особое внимание реализации этой задачи в первой половине 2000-х годов. В этот период российская внешняя политика претерпела наиболее значимые изменения, вызванные постепенным преобразованием постсоветского пространства под усиливающимся контролем других влиятельных субъектов международных отношений.

В этих условиях Российская Федерация предприняла  ряд усилий, направленных на укрепление присутствия в мировом информационном пространстве, которые свидетельствуют о том, что государственная информационная политика России нацелена в настоящее время на формирование и поддержание благоприятного имиджа российского государства. С этой целью используется деятельность структур внешнеполитического и внешнеэкономического аппарата (дипломатических и консульских представительств, информационных центров, торговых домов и т.д.), которые не только выполняют свои прямые обязанности, но и обязаны пропагандировать российские традиции и культурные ценности.

При этом следует  подчеркнуть, что на сегодняшний  день осуществление этих задач наталкивается  на целый ряд проблем, связанных, в первую очередь, с недостатком  финансирования государственной информационной политики Российской Федерации за рубежом. Еще одной проблемой является недостаток профессиональных специалистов, которые способны эффективно решать информационные задачи за пределами России. И, наконец, еще одной составляющей указанного комплекса проблем является слабая теоретическая разработка основ современной российской политики в указанной сфере, о чем, к примеру, свидетельствует незначительное количество публикаций по избранной теме.

Необходимо  также отметить, что в ближайшем будущем межгосударственная кооперация Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности потребует тесного взаимодействия, учитывая стремление третьих стран оказать влияние на информационное пространство России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Абдеев Р.Ф.  Философия информационной цивилизации. - М, 1994;

2. Арский В.Г., Гиляровский И.А., Гуров А.Н., Чёрный  И.А. Инфосреда: информационные  структуры, системы и процессы  в науке и обществе. - М., 1996;

3. Буданцев  Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. - М., 1986;

4. Виноградова  С. .М. Международный обмен информацией:  проблемы свободы и ответственности  // Информационное общество. Некоторые  аспекты. - СПб, 1999;

5. Конецкая  В.П. Социология коммуникации. - М., 1998;

6. Копылов  В.А. Информация как объект  правового регулирования // НТИ.  Сер.1. - 1996. - №8; Мелюхин И. Проблемы  формирования основ информационного  общества в России // Информационные  ресурсы России. - 1997. - №6;

7. Моисеев  Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996. - №1;

8. Панарин  А.С. Глобальное информационное  общество: вызовы и ответы // Власть, 2001. - №1;

9. Пирогов  А.И. Информатизация российского  общества и укрепление обороноспособности  страны. - Дисс. … д-ра филос. наук. - М.: ВУ, 1996;

10. Почепцов  Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998;

11. Ракитов  А.И. Компьютерная революция и  информатизация общества. - М., 1990;

12. Суханов  А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск, 1981;

13. Тихомиров  М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. - М., 1999;

14. Урсул А.Д.  Информация: методологические аспекты. - М., 1974;

15. Уэбстер  Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В.  Малыхиной. Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004 и др.;

16. Боер В.М.  Информационно-правовая политика  государства. - СПб.: СПб. ГУ, 1998;

17. Гаджиев  К.С. Средства массовой информации  и политика // Вестник МГУ. - Сер.18. - 1995. - №1;

18. Кирюшин  С.Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика. Материалы международной научной конференции.17 марта 2001г.

19. Фролов Д.Б.  Государственная информационная  политика в условиях информационно-психологической  войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003;

20. Нисневич  Ю.А. Информационный фактор политической  модернизации // Вестник МГУ. - Сер.12. - 2001

21. Судоргин  О.А. Императивы и приоритеты  политики обеспечения информационной  безопасности России. - Дисс. … канд. полит. наук. - М.: МГОУ, 2005;

22. Андреев  Э.М. Средства массовой информации  в реформировании России // Социально-политический  журнал. - 1996. - №4;

23. Давыдов  Л. В.: Роль средств массовой  информации в обществе // Вестник  МГУ. - Сер.10. - 1995. - №2; Средства массовой информации постсоветской России. - М, 2002;

24. Бусленко  Н.И. Политико-правовые основы  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации в условиях  демократических реформ. - Дисс. …  д-ра полит. наук. - Ростов на  Дону, 2003;

25. Информационная безопасность российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. - М., 2001;

26. Ильюшенко  В.Н. Информационная безопасность  общества. Учебное пособие. - Томск, 1998;

27. Кулаков  В.Г. Региональная система информационной  безопасности: угрозы, управление, обеспечение. - Автореф. дисс. … д-ра техн. наук. - Воронеж, 2005;

28. Трахименок  С.А. Безопасность государства.  Методолого-правовые аспекты. Мн.: "Хата", 1997;

29. Уткин А.И.  Глобализация: процесс осмысления. М.: "Логос", 2001;

30. Турарбекова Р.М. Информационное неравенство на Ближнем и Среднем Востоке: мифы и реальность // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2. http://beljournal. by.ru/2002/2/index. shtml.21.04.2006;

31. Информационное  право. Уч пос Ч.1_Боер В.М., Павельева О. Г__ГУАП, 2006;

Информация о работе Информационная безопасность в Российской Федерации