База данных для информационной системы «Туристическое агентство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Данный раздел посвящен выбору автоматизируемых функций и информационного обеспечения, служащих основой для дальнейшего проектирования структуры базы данных. Здесь дается краткое описание предметной области «Туристическое агентство»; производится выбор и описание автоматизируемых функций; выполняется первичное описание информационного обеспечения.

Содержание

1. Выбор автоматизируемых функций
1.1 Краткое описание предметной области
1.2 Выбор и описание автоматизируемых функций
1.3 Первичное описание информационного обеспечения
1.4 Вывод
2. Проектирование исходных локальных моделей
2.1 Составление исходных локальных моделей
2.2 Спецификации локальных ограничений и правил
2.3 Вывод
3. Проектирование нормализованных локальных ER-моделей
3.1 Нормализация локальных ER-моделей
3.2 Спецификации локальных ограничений и правил
3.3 Вывод
4. Проектирование глобальной ER-моделей
4.1 Анализ дублирования в локальных моделях
4.2 Спецификации локальных ограничений и правил
4.3 Синтез глобальной ER-модели
4.4 Вывод
5. SQL-код создания таблиц

Вложенные файлы: 1 файл

Кафедра автоматизированных систем управления.docx

— 147.46 Кб (Скачать файл)

Кафедра автоматизированных систем управления

База данных для  информационной системы «Туристическое агентство»

Пояснительная записка  к курсовому проекту

по дисциплине

«Базы данных и  знаний»

Уфа-2009

Содержание

1. Выбор автоматизируемых функций

1.1 Краткое описание предметной  области

1.2 Выбор и описание автоматизируемых  функций

1.3 Первичное описание информационного  обеспечения

1.4 Вывод

2. Проектирование исходных локальных  моделей

2.1 Составление исходных локальных  моделей

2.2 Спецификации локальных ограничений  и правил

2.3 Вывод

3. Проектирование нормализованных  локальных ER-моделей

3.1 Нормализация локальных ER-моделей

3.2 Спецификации локальных ограничений  и правил

3.3 Вывод

4. Проектирование глобальной ER-моделей

4.1 Анализ дублирования в локальных  моделях

4.2 Спецификации локальных ограничений  и правил

4.3 Синтез глобальной ER-модели

4.4 Вывод

5. SQL-код создания таблиц

1. Выбор автоматизируемых функций

Данный раздел посвящен выбору автоматизируемых функций и информационного обеспечения, служащих основой для дальнейшего  проектирования структуры базы данных. Здесь дается краткое описание предметной области «Туристическое агентство»; производится выбор и описание автоматизируемых функций; выполняется первичное описание информационного обеспечения.

1.1 Краткое описание предметной области

В данном подразделе дается краткое  описание предметной области, в которой  функционирует информационная система  «Туристическое агентство».

Описываются среда функционирования, объект и субъект управления, цели и задачи управления.

1.1.1 Среда функционирования информационной  системы «Туристическое агентство».

Информационная система «Туристическое агентство» позволяет упорядочить  работу туристического агентства: все  договора, путевки, заявки, данные туристов и т.д. хранятся в электронном  виде в одном файле на компьютере и легко могут быть найдены  и воспроизведены на бумаге. Информационная система позволяет печатать данные о путешествии на типографском бланке - нет необходимости заполнять  бланк от руки, намного облегчается  ведение и анализ клиентской базы, упрощается работа и расчеты с  клиентами: расчетные документы (например, приходные кассовые ордера) легко  могут быть оформлены и учтены. Данные клиента и информация о  путешествии вносятся в базу один раз и используются для оформления всех необходимых документов: путевок, заявок, договоров, памяток и т.д. При этом значительно уменьшается  вероятность ошибок при заполнении документов (например, ошибок в ФИО  туристов или их паспортных данных). Информационная система позволяет  легко собирать и анализировать  статистические данные о количестве и характере путешествий туристов, качестве работы менеджеров агентства, популярности туристических маршрутов, отелей и т.д.

1.1.2 Объект управления представляет  собой подсистему материальных  элементов экономической деятельности  и хозяйственных процессов.

1.1.3 Субъектами управления системы  «Туристическое агентство» являются  работники туристического агентства.  Но, в первую очередь, данная  информационная система адресована  руководителям туристических агентств, как инструмент эффективного  управления офисами продаж.

1.1.4 Цель управления заключается  в повышении качества обслуживания  клиентов за счет сокращения  сроков обслуживания на всех  этапах, начиная с подбора подходящего  тура и заканчивая оформлением  документов, а также за счет  сокращения ошибок персонала.  Все это, в конечном итоге,  должно привести к увеличению  прибыли предприятия.

1.2 Выбор и описание автоматизируемых функций

В данном подразделе выбираются и  кратко описываются четыре функции  управляющей системы, которые предполагается автоматизировать с использованием разрабатываемой информационной системы.

1.2.1 Перечень автоматизируемых  функций

Для автоматизации были выбраны  следующие типовые бизнес-процессы:

1) Учет кадров;

2) Учет клиентов;

3) Учет туроператоров;

4) Оформление заказа.

1.2.2 Функция 1 «Учет кадров»

Данная функция предназначена  для поддержки процесса управления персоналом организации. Эта цель достигается  за счет того, что в компьютерной базе данных накапливается информация о сотрудниках, в том числе  та, которая в неавтоматизированном режиме собирается работниками отдела кадров и содержится в его трудовой книжке.

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в том, что  в базе данных размещаются сведения о контактных телефонах сотрудника, позволяющие обеспечить руководству  быструю связь с ним в критических  ситуациях.

Ожидается, что автоматизация данной функции позволит повысить быстродействие и снизить трудоемкость получения  сведений о сотрудниках за счет использования  оперативных запросов к компьютерной базе данных и формирования аналитических  отчетов на ее основе.

1.2.3 Функция 2 «Учет клиентов»

Данная функция предназначена  для учета всех клиентов туристического агентства, в том числе и потенциальных.

Ожидается, что автоматизация  данной функции приведет к значительному  сокращению времени и трудоемкости данного учета, позволит создать  единую базу клиентов, а также позволит получать и анализировать отчетность в маркетинговых целях.

1.2.4 Функция 3 «Учет туроператоров»

Данная функция предназначена  для учета контрагентов туристического агентства.

Ожидается, что автоматизация данной функции приведет к значительному  сокращению времени и трудоемкости этого вида учета.

1.2.5 Функция 4 «Оформление заказа»

Данная функция вести  единую базу заказов клиентов в рамках одного туристического агентства.

Особенности автоматизированной реализации функции состоят в  том, что заказ представляет собой  совокупность услуг. В системе есть возможность заводить девять услуг: туры, отели, авиабилеты, ж/д билеты, визы, загранпаспорта, страховки, трансферы, экскурсии. Для всех услуг в рамках одного заказа покупателем является одно и то же лицо. Одна услуга может оформляться на несколько клиентов.

Ожидается значительное сокращение времени  и трудоемкости оформления заказов, а также печати всех необходимых  документов (Договор, тур-1, приходный  ордер и т.д.) с уже заполненными данными клиентов.

1.3 Первичное описание информационного обеспечения

В данном подразделе дается описание информационного обеспечения функций, выбранных для автоматизации. Информационное обеспечение функций -- это совокупность данных, значения которых должны храниться в создаваемой базе данных для реализации автоматизируемых функций. Ниже для каждой из автоматизируемых функций перечислены необходимые атрибуты с соответствующими пояснениями.

Функция 1 «Учет кадров». Для реализации этой функции требуются следующие  данные в базе данных:

1) Табельный номер - однозначно  идентифицирует каждого сотрудника

2) Сведения о сотруднике - фамилия,  имя и отчество сотрудника, дата  рождения

3) Сведения о стаже - общий  стаж работы сотрудника на  каждой должности в различных  подразделениях организации

4) Контактные сведения - сведения  о контактных телефонах сотрудника. У одного сотрудника может  быть несколько телефонов, причем  различных категорий (типов): служебных,  домашних, мобильных, прочих. Для  каждого телефона могут быть  указаны номер по порядку контактного  телефона данного сотрудника; номер  телефона в соответствующем формате;  категория телефона; дополнительные  сведения

5) Сведения о местах работы  сотрудника - отделах или др. подразделениях  организации. Каждый сотрудник  мог работать на нескольких  местах, что должно отражаться  в базе данных. В каждый момент  времени сотрудник может иметь  только одно место. По каждому  месту работы сотрудника необходимы: номер по порядку места работы  данного сотрудника; идентификатор  места работы сотрудника; название  места работы; дата зачисления  сотрудника на данное место;  дата увольнения сотрудника с  данного места. На каждом месте  работы сотрудник может занимать  несколько должностей, для это необходимы следующие атрибуты: номер по порядку; идентификатор должности; название должности; дата назначения сотрудника на данную должность; дата снятия сотрудника с данной должности.

Функция 2 «Учет клиентов». Для реализации этой функции требуются следующие  данные в базе данных:

1) Сведения о клиенте - уникальный  код, фамилия, имя, отчество, пол,  дата рождения, количество полных  лет, гражданство, категория клиента,  e-mail, место работы

2) Контактные сведения - сведения  о контактных телефонах клиента.  У одного клиента может быть  несколько телефонов, причем различных  категорий (типов): служебных, домашних, мобильных, прочих. Для каждого  телефона могут быть указаны  номер по порядку контактного  телефона данного клиента; номер  телефона в соответствующем формате;  категория телефона; дополнительные  сведения

3) Сведения о российском паспорте  клиента - код, серия, номер,  дата выдачи, кем выдан паспорт

4) Сведения о заграничном паспорте  клиента - код, серия, номер,  дата действия, кем выдан паспорт.

Функция 3 «Учет туроператоров». Для  реализации этой функции требуются  следующие данные в базе данных:

1) Сведения о туроператоре - уникальный  код, наименование, юридическое название, ИНН, номер в реестре, финансовое  обеспечение, название, адрес гарантирующей  организации, банковская гарантия, договор страхования, примечание

2) Контактные сведения - ФИО руководителя, контактного лица, адрес сайта,  e-mail, сведения о контактных телефонах туроператора. У одного туроператора может быть несколько телефонов, причем различных категорий (типов): служебных, домашних, мобильных, прочих. Для каждого телефона могут быть указаны номер по порядку контактного телефона данного туроператора; номер телефона в соответствующем формате; категория телефона; дополнительные сведения

3) Сведения о реквизитах - у одного  туроператора может быть несколько  реквизитов: номер по порядку,  код банка, наименование банка,  расчетный счет, корреспондентский  счет, БИК, адрес

4) Сведения об оказываемых услугах  - каждый туроператор может оказывать  несколько услуг. Для каждой  услуги указывается уникальный  код, наименование

5) Сведения о комиссии туроператора - размер комиссии, размерность комиссии.

Функция 4 «Оформление заказа». Для  реализации этой функции требуются  следующие данные в базе данных:

1) Сведения о заказе - код, номер,  дата, курс доллара, курс евро, количество туристов

2) Сведения о менеджере, оформившем  заказ - табельный номер, фамилия,  имя, отчество сотрудника

3) Сведения о покупателе - код,  фамилия, имя, отчество

4) Сведения об услугах заказа - в одном заказе может быть  несколько услуг. Для каждой  услуги необходимо указать следующие  сведения: уникальный код услуги, наименование, статус, код туроператора, наименование туроператора, код  валюты, наименование валюты, стоимость  к оплате, размер предоплаты, дата  последней предоплаты. На каждую  услугу можно оформить несколько  туристов. Для каждого туриста  услуги указываются уникальный  код клиента, фамилия, имя, отчество.

1.4 Вывод

В результате анализа предположительного функционирования автоматизированной системы «Туристическое агентство» выбраны четыре автоматизируемые функции, охватывающие деятельность по учету  сотрудников, клиентов, туроператоров  и заказов клиентов агентства.

2. Проектирование исходных локальных моделей

Данный раздел посвящен проектированию исходных локальных моделей базы данных. Для каждой автоматизируемой функции строится иерархическая  модель данных. Специфицируются исходные локальные ограничения целостности  и операционные правила.

2.1 Составление исходных локальных моделей

В данном подразделе на основе описательных моделей данных, полученных на предшествующих этапах проектирования для каждой автоматизируемой функции, строятся исходные концептуальные модели иерархического вида в графической  форме. Рисунки, содержащие исходные модели, приведены в конце раздела.

2.1.1 Функция 1 «Учет кадров»

Исходная иерархическая модель для данной функции, полученная на основе описания, приведенного в разд. 1, представлена на рисунке 2.1.

Состав и структура модели. Модель содержит единственную сущность «Сотрудник», набор атрибутов которой имеет  сложную структуру: простой агрегат  «ФИО», повторяющиеся агрегаты «Телефон»  и «Место работы». Последний агрегат, в свою очередь, содержит повторяющийся  агрегат «Карьера».

Обобщение атрибутов. Исходные атрибуты, отражающие различные телефоны, имеющиеся у служащего («служебный», «домашний», «мобильный» и т. д.), обобщены в повторяющийся агрегат «Телефон» с атрибутами «Номер по порядку», «Номер телефона», «Тип телефона», «Примечание».

2.1.2 Функция 2 «Учет клиентов»

Исходная иерархическая модель для данной функции, полученная на основе описания, приведенного в разд. 1, представлена на рисунке 2.2.

Состав и структура модели. Модель содержит единственную сущность «Клиент», набор атрибутов которой имеет  сложную структуру: простой агрегат  «ФИО» и повторяющиеся агрегаты «Телефон» и «Паспорт».

Обобщение атрибутов. Исходные атрибуты, отражающие различные паспорта, имеющиеся у клиента («российский», «заграничный»), обобщены в повторяющийся агрегат «Паспорт» с атрибутами «Код», «Вид», «Серия», «Номер», «Дата выдачи/Действителен до», «Место выдачи».

2.1.3 Функция 3 «Учет туроператоров»

Исходная иерархическая модель для данной функции, полученная на основе описания, приведенного в разд. 1, представлена на рисунке 2.3.

Состав и структура модели. Модель содержит единственную сущность «Туроператор», набор атрибутов которой имеет сложную структуру: простые агрегаты «ФИО руководителя», «Контактное лицо», а также повторяющиеся агрегаты «Услуга», «Телефон» и «Реквизиты».

Информация о работе База данных для информационной системы «Туристическое агентство»