Эволюция предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:26, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………………………...3
Эволюция предпринимательства в России…………………...…………………………….4
Заключение………………………………………………………...………………………….8
Список использованной литературы………………………………………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция предпринимательства в России Янбаевой А., 44 бух.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………….…………………………………...3

Эволюция  предпринимательства в России…………………...…………………………….4

Заключение………………………………………………………...………………………….8

Список  использованной литературы………………………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Предпринимательство есть способ хозяйствования, который  в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

     Что же подвигает человека на занятие предпринимательской деятельностью? С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.  
 
 
 
 
 
 

     Эволюция  предпринимательства  в России 

     Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в  торговой форме и в виде промыслов  — звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и Багдаде.

     Лесной  промысел, развитие сельских и городских  ремесел, обработка дерева и металла  в сочетании с торговлей становились крупными зонами предпринимательства. К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс "Русская правда", составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками.

     Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы  принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность  банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве. Например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство.

     Татаро-монгольское  иго нанесло тяжелейший удар по предпринимательству, задержав его развитие на территории Киевской Руси на несколько столетий.

     Постепенно  примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин "предпринимательство", который  относился ко всем лицам, занятым  деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.

     В XV—XVI веках предпринимательство  было распространено в основном в  виде сельских промыслов, представленных лыкодерством, изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, конопля, полотно, изделия из кожи и металла.

     В XVI веке на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности, — купечества. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX век.

     Мощным  импульсом развития предпринимательства в царской России, в состав которой тогда входила Украина, стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Величайшие русские предприниматели — "птенцы гнезда Петрова" — навеки вписали в историю свои имена. Самым ярким примером этого может служить рождение дома Демидовых, берущего свое начало от тульского кузнеца. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось 40% чугуна в России. Известны были Демидовы и своей благотворительной деятельностью.

     Сам Петр I по существу являлся первым предпринимателем всей России, хотя бы уже потому, что  ему в полной мере были присущи  основные качества предпринимателя, а  его деятельность впитала в себя предпринимательские начала. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в царской России.

     Дальнейший  подъем предпринимательства был  связан с отменой крепостного права и проведением земской реформы. С этого периода начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством.

     Ко  второй половине XIX в. появилась необходимость  проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала — капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем стираются, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления.

     Наиболее  массовыми группами предпринимателей на рубеже XIX–ХХ вв. становятся богатые  крестьяне, ремесленники и торговцы. В это время предпринимательством в царской России занималось более 5 миллионов человек, насчитывалось около полутора тысяч акционерных компаний. Процветал также семейный капитал, частный бизнес. Семьи Прохоровых, Морозовых, Мамонтовых оставили глубокий след в истории отечественного предпринимательства.

     Развитию  торгового бизнеса способствовало биржевое дело, а финансового предпринимательства  — банковское дело, которые были широко представлены в России начала ХХ века. В полной мере нашли проявление такие организационные формы предпринимательства как кооперативы, товарищества, артели.

     В сельском хозяйстве, благодаря проведению столыпинской реформы, были созданы  предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, из-за незавершенности реформ не достигло уровня фермерства. Естественно, что царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.

     Но  самый тяжелый удар по предпринимательству  нанесла октябрьская революция 1917 года. Отмена частной собственности, ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, физическая ликвидация самих  собственников привели, наряду с  гражданской войной, к резкому падению объемов производства и снижению уровня жизни людей. Для восстановления потерянного потребовались долгие годы героического и самоотверженного труда всего народа. На несколько лет предпринимательство возродилось в Советской России в период новой экономической политики (НЭПа) с 1921 по 1926 год. Однако, это был последний свободный вздох бизнеса в России, а затем — в Советском Союзе, перед тем, как он был окончательно задушен системой "социалистических отношений".

     Лишь  начиная с 1965 года, ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло минимальное размораживание предпринимательства.

     Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи "перестройки" и "гласности". Но официальные черты гражданства предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и провозглашением независимости всех входивших в его состав государств.

     Существует  неправильное мнение, что предпринимательство  — удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм. Такой взгляд характерен для экономики прошлых времен. Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось. Наряду с государственной, появились новые формы собственности: коллективная и частная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.

     Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель  активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то достижения. Вкладывая в  собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично — сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.

     Старое  понятие "предпринимательство" в  последнее время получило, таким  образом, новое содержание. В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

 

     Заключение 

     Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

     Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

     Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве- времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания. 

 

     Список  использованной литературы 

     По  материалам сайта http://works.tarefer.ru/68/100110/index.html


Информация о работе Эволюция предпринимательства в России