Чёрный рынок в СССР. Формирование хозяйственной мафии в 60-80-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Степень нерасчлененности формальной и неформальной экономики в Советском Союзе беспрецедентна. Самостоятельные хозяйственные практики (особенно со второй половины 1960-х гг.), имели значительные масштабы, различные формы и виды (от торговой спекуляции до подпольного промышленного производства). В них проявился особый тип (если не сказать, стереотип) ведения самостоятельной экономической (предпринимательской) деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Самостоятельная хозяйственная деятельность в СССР 5
2. Фарцовщики в СССР 11
2.1 Кто такие фарцовщики? 11
2.2 Что такое фарцовка? 12
2.3 Фарцовка в 1960-е годы: «романтическая эпоха» фарцовки 13
2.4 Фарцовка 1970-х -1980-х: каналы поставки 15
2.5 Продавцы товара 22
2.6 Причины возрождения в России в советский период небуржуазных форм торговли 23
Заключение 25
Список литературы и Интернет-ресурсов 28

Вложенные файлы: 1 файл

КР история росс. предпринимательства.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

Дальнобойщики. Еще одним крупным каналом поставки товара для фарцовки были шоферы-дальнобойщики, работники организации «Совтрансавто», которая занималась перевозкой грузов за границу. Схема фарцовки у них была такая же, как у моряков торгового флота: в страны Скандинавии они везли спиртное и сигареты, там продавали их проверенным и постоянным покупателям, на вырученные деньги приобретали ширпотреб, который прятали в машинах (под сиденьями, в кузове и т.д.) и большей частью «сдавали» дома по твердой цене оптовикам-фарцовщикам и совсем немного оставляли себе – для личного пользования и для мелкой торговли в кругу знакомых. В страны соцлагеря везли в основном золото, а привозили оттуда товары, которые котировались в СССР – игрушки из ГДР, польские дубленки, югославские сапоги.

Виды мелкой фарцовки. Обслуга  «Интуристов», «торговнавты» и шофера-дальнобойщики  – три самых крупных канала поставки, через которые иностранный, и прежде всего западный ширпотреб бесперебойно поступал на черный рынок СССР. По мелочам фарцевали гиды туристических групп, «бомбилы», которые околачивались у гостиниц, и обслуга и посетители «Интерклубов», то есть закрытых клубов, созданных в портовых городах СССР специально для отдыха иностранцев. Эти каналы фарцовки серьезного значения не имели и соответственно отношение к тем, кто в них был задействован, со стороны крупных «системных» фарцовщиков было снисходительное, а то и презрительное. Гиды-фарцовщики занимались этим от случая к случаю, это не было для них основным источником дохода. В «Интерклубах» работала молодежь, которая там, так сказать, получала квалификацию. Что же касается окологостиничных «бомбил», которых официальная пропаганда и отождествляла с собственно фарцовщиками, то они среди «системных» фарцовщиков считались самой низшей презренной кастой.

«Бомбилы» стояли у гостиниц или подкарауливали иностранцев  в подворотнях с пиджаками, полными  значков и сувениров, не от хорошей  жизни. Швейцар, который пускал в  гостиницу «системного» фарцовщика-оптовика за нафарцованным обслугой товаром, никогда бы не пустил «бомбилу», предложи он хоть вдвое больше за вход; и дежурные и горничные никогда не продали  бы ему товар. «Бомбила» был вне  «системы», он был предоставлен сам  себе и работал на свой страх и  риск. «Бомбилы» в отличие от «системных», не были защищены, и хотя они исправно платили постовым милиционерам, во время плановой облавы все равно  несколько «бомбил» попадалось (тогда  как «системные» фарцовщики находились «под крышей» КГБ и их милиция не трогала).

За всю историю фарцовки в СССР практически не было случаев, чтобы взяли оптовика с крупной партией, зато «бомбил» с парой кофточек или дамских колготок брали и сажали регулярно и именно о них писали газеты, в итоге обыватель и думал, что фарцовщики – это странные парни, готовые попасть за решетку за пару французских дамских колготок.

Помимо того, «бомбилы»  вынуждены были сами реализовывать  товар, поскольку посредников у  них также не было. В итоге с  какой стороны ни подойди, бомбила  был фактически изгоем среди фарцовщиков, не имеющим крупных доходов, зато постоянно подвергавшимся опасности  ареста и тюремного срока за спекуляцию. Его презирал и свой брат фарцовщик, и законопослушные граждане. Ясно, что желающих заниматься такого рода торговлей было немного, и текучка  кадров среди бомбил была высокой, многие бросали это дело после первой облавы и воспитательной беседы в пункте милиции.

К 1980-м годам «система»  окончательно подмяла под себя «бомбил», над ними появились «смотрящие», более удачливые фарцовщики, которые  снабжали «бомбил» сувенирами и водкой, и оправляли их искать клиентов, желательно таких, которые могли  бы поставлять вещи регулярно. Полученные вещи у «бомбил» подчистую забирались за мизерную цену в рублях. Желающих заниматься таким опасным и не приносящим большой прибыли видом  фарцовки было и раньше не очень  много, после введения «новых порядков»  почти не стало совсем [3].

2.5 Продавцы товара

 

Добытчики или поставщики товара сами вещи почти не продавали (разве что по мелочам и в кругу знакомых). Продажей занимались скупщики и посредники, иногда в одном лице. Они покупали товар оптом, а сдавали его в розницу, соблюдая строжайшие правила конспирации. В 1970-х годах продажа осуществлялась на квартирах фарцовщиков, но попадал туда покупатель через посредника, в качестве которого выступал другой фарцовщик. Он наводил покупателей на своего товарища, а тот – на него. Фарцовщика советский гражданин, желающий купить заграничные вещи, и имеющий для этого нужную сумму денег, определял по внешнему виду. Ведь фарцовщик был не просто спекулянтом, а представителем определенной субкультуры: он одевался по последней западной моде, курил западные сигареты, пил западные спиртные напитки, хорошо разбирался в западной музыке, говорил на сильно англизированном жаргоне. Короче, он вел себя так, как по его советским представлениям, должен себя вести стопроцентный американец.

Посредник никогда не сообщал  покупателю адрес продавца заранее, он вез его к своему товарищу «втемную». Ассортимент товаров и цены покупатель тоже узнавал лишь «на месте». Каждый фарцовщик имел знакомых покупателей, которые становились постоянными покупателями и обращались только к нему (и еще рекомендовали его своим знакомым). Конкуренции между продавцами поэтому не было, наоборот, он помогали друг другу, поставляя друг другу клиентов (конечно, это была не бескорыстная помощь, она предполагала ответную услугу). В 1980-х в городах СССР возникают специальные места, где фарцовщик стали продавать товар фактически полулегально, но это была уже эпоха заката фарцовки [3].

2.6 Причины возрождения в России в советский период небуржуазных форм торговли

 

Марксисты привыкли считать  любую форму торговли буржуазной. Если же перед ними разновидность  торговли, которая никак не укладывается в стандарты капиталистического рынка, они выходят из ситуации при  помощи ярлыка «мелкобуржуазность», как  будто речь идет о величине торгового  оборота, а не о качественных отличиях. В действительности, чаще всего за этим термином «мелкобуржуазный» скрываются добуржуазные формы производства, распределения  или торговли, к которым марксисты  испытывают такое презрение, считая их безнадежно архаичными, что даже не вникают в их тонкости. Потому марксисты в СССР и фарцовку определили как возрождение буржуазной торговли, а затем либералы, большинство  которых вышло из бывших истматчиков, повторили это. На самом деле фарцовка была возрождением пусть в вырожденной форме общинной, характерной для России издавна торговой корпорации (вспомним артели коробейников или офеней). И это естественно, что советские фарцовщики стремились внешне выглядеть как их сверстники из США, но по своей ментальности они были выходцами из традиционного российского третьего сословия. Дети и внуки крестьян-общинников, купцов и коробейников не могли создать классический буржуазный рынок, архетип общинной небуржуазной торговли был у них в подсознании, потому они и стали фарцовщиками, а не спекулянтами. Само явление фарцовки должно было бы насторожить нынешних либералов и заставить их подумать, что даже те советские люди, кто искренне подражал всему западному, не смогли выйти за рамки свойственной для России общинной модели торговли. Но, увы, либералы также непроницательны, как и марксисты, для них вне дихотомии «социализм-капитализм» никаких форм экономики не существует. [3]

Заключение

Причины существования теневого бизнеса следует искать в том, что административно-командная система  не в состоянии сбалансировать отраслевую структуру экономики, обеспечить соответствие производства и платежеспособного  спроса. Социалистическое планирование постоянно порождало нестыковку госзаказов и их ресурсного обеспечения. Например, в розничной торговле отдельно планировались объем товарооборота  и его товарное обеспечение. В  итоге торговля из сферы обмена превратилась в сферу распределения дефицита. За нужными товарами население шло  на «черный рынок», переплачивая там  за них в 2-3 раза.

«Черный рынок» в нашей  стране имел особенность: он удовлетворял не какие-то пристрастия и пороки (например, наркотики), а насущные, повседневные потребности людей в одежде, обуви  и даже в книгах. Таким образом, он являлся экономическим инструментом, восполнявшим нехватку жизненно важных товаров. В этой связи следует  отметить, что теневая экономика  в значительной степени гасила инфляционные тенденции в советской хозяйственной  системе, сокращая разрыв между растущим платежеспособным спросом (особенно в 70-е гг., когда в страну хлынули  нефтедоллары) и неадекватным предложением со стороны государственного производства.

Вместе с тем подпольная рыночная экономика неизбежно приобретала  криминальный характер. Это проявлялось  в расхищении теневиками государственных  ресурсов, создании заведомо невыгодных производств, деформировании территориальных  и отраслевых структур, подкупе администрации, органов правопорядка, партийного руководства. В 80-е гг. практически вся правящая верхушка была коррумпирована. Из хозяйственных  структур наиболее пораженными коррупцией оказались торговля и сфера обслуживания. Чрезвычайно опасным для советского общества являлось то, что теневая  экономика постепенно начинала сращиваться с организованной преступностью. Теневики стали использовать профессиональных преступников для устранения конкурентов, контроля за соучастниками, нелегального сбыта продукции, привлекать уголовных преступников для своей охраны и т.п.

Наличие благоприятных условий  для получения стабильно высокой  прибыли противоправным путем закономерно  порождало интерес организованной преступности к теневой экономике. Причем если в большинстве стран  с рыночной экономикой организованная преступность контролирует в основном игорный и наркобизнес, проституцию  и торговлю оружием, то в нашей  стране она приобрела влияние  во всех сферах экономики. В конце 70 - начале 80-х гг. в советском обществе полностью оформилась система, включавшая в себя теневую экономику, организованную преступность и представителей всех ветвей власти.

В 60-70-е гг. стала развиваться  практика индивидуальной трудовой деятельности, в результате которой появились  так называемые «нетрудовые» доходы. В юридическом отношении они  делились на законные и незаконные нетрудовые доходы. К незаконным нетрудовым доходам относилась вся прибыль  теневой экономики, к законным - прибыль, формировавшаяся за счет разрешенной  государством трудовой деятельности вне  общественно организованного производства. Такой труд оплачивался выше, чем  на госпредприятии.

В это время начала складываться прослойка врачей, помогавших больным  по месту своей службы за дополнительную плату, укрепился рынок репетиторских  услуг в сфере образования, распространилась практика предоставления услуг по повышенным тарифам, деятельность индивидуалов или  бригад, работавших по договору с частными лицами и колхозами («шабашничество»), в товарный оборот включался принадлежавший гражданам жилищный фонд. В начале 80-х гг. в финансовых органах было зарегистрировано 65 тыс. граждан, занимавшихся кустарно-ремесленными промыслами, 3,5 тыс. человек, имевших частную врачебную, зубопротезную, адвокатскую, репетиторскую практику. Еще 152 тыс. человек были зарегистрированы как лица, сдающие внаем жилье. Все эти виды предпринимательской деятельности были полезны обществу.

Однако развитие этого  незначительного по своему объему предпринимательства  сдерживал налоговый прессинг государства. Средняя ставка налога для различных  групп частников составляла 25%. Налоговая  политика власти в отношении индивидуалов свидетельствовала о незаинтересованности государства в развитии такого рода предпринимательства.

Весь опыт развития экономики  в советский период свидетельствует  о том, что партийно-бюрократическая  правящая верхушка неуклонно осуществляла курс на уничтожение частной собственности  и свободных рыночных отношений. Но результаты реализации этого курса  доказывали, что человеческая смекалка и предприимчивость неуничтожимы. Предпринимательство  в советском обществе играло определенную экономическую и социальную роль, компенсируя недостатки социалистической экономики, помогая воплощению объективных  закономерностей хозяйствования, снимало  кризисные явления и социальную напряженность в обществе. Оно  подтверждало также истину, рожденную  историческим опытом развития человечества: единственно разумной, наиболее соответствующей  потребностям людей является конкурентная рыночная экономика [2].

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. А. А. Тимофеева. История  предпринимательства в России: учебное  пособие. М.: Флинта, 2011.
  2. Курс лекций Система дистанционного обучения ФГБОУ ВПО МГУИЭ «История российского предпринимательства».
  3. Рустем Вахитов. Статья с сайта http://bizataka.ru/eschyo-/biznes-v-istorii/fartsovschiki-v-sssr.html
  4. Ц.В. Шварцбурд. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований), Том 3, № 2. 2011

1 Форма организации строительных и монтажных работ собственными силами застройщика, без при-

влечения подрядных организаций.


Информация о работе Чёрный рынок в СССР. Формирование хозяйственной мафии в 60-80-е гг