Формы кооперационных связей субъектов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

В рыночных условиях хозяйствования основными формами
кооперации крупных, средних и малых хозяйственных структур является
субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. Содержанием
указанных форм является интеграция (переплетение) функциональных сфер
деятельности крупных, средних и малых предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

реф ПД.docx

— 77.85 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра

«Менеджмент организаций»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 «ФОРМЫ КООПЕРАЦИОННЫХ  СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

Выполнил: ст. гр. МО 10 б

Толстенкова Ю.В.

Проверил: Усова Г.В. 

 

 

 

Горловка, 2014г.

В рыночных условиях хозяйствования основными формами кооперации крупных, средних и малых хозяйственных структур является субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. Содержанием указанных форм является интеграция (переплетение) функциональных сфер деятельности крупных, средних и малых предприятий. В частности, формой производственных функциональных интеграционных связей является субподряд, формой производственно-сбытовых - франчайзинг, формой производственно-финансовых - лизинг, а формой инновационных функциональных интеграционных связей является венчурное финансирование.

 

Рис. 1 Основные формы кооперационных связей малых, средних и крупных предприятий

Все указанные формы хозяйственной кооперации субъектов крупного, среднего и малого бизнеса отвечают существенным критериям поддержки субъектов предпринимательской деятельности, так как следствием их использования есть (должно быть): во-первых, рост стабильности, предвзятости внешней среды субъектов предпринимательства; во-вторых, взаимовыгодный движение информационных, технологических, сырьевых, финансовых, кадровых ресурсов.

 

Рассмотрим более подробно основные формы кооперации крупных, средних и малых хозяйственных структур.

СУБПОДРЯД

Дальнейшее развитие системы хозяйственной кооперации стало возможным прежде всего благодаря росту производственной специализации, который произошел в результате освобождения крупных компаний массового производства от необходимости изготовления небольшими объемами изделий и деталей для непосредственного обслуживания потребителей. Именно благодаря этому процессу происходит развитие системы производственно-хозяйственной кооперации, появление ее новых форм.

Среди организационных форм взаимодействия (интеграции) крупных, средних и малых фирм в области производства, прежде всего, необходимо выделить субподрядные системы. Она представляет собой долгосрочные отношения в сфере поставок между большой (главной) компанией, которая производит значительные объемы массовой продукции, и многими малыми предприятиями, которые работают на основе подетальной, технологической, модельной специализации производства продукции производится относительно небольшими объемами или узкой номенклатуры.

Сущность субподряда заключается в увеличении объема работ, передаваемых крупными компаниями по контрактам малым и средним фирмам, а также в сокращении общего количества прямых поставщиков комплектующих.

Субъектам малого предпринимательства такая форма кооперации очень выгодна, так как шансов остаться на самостоятельных рынках у них почти нет. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыта которой требует больших управленческих, финансовых и технических возможностей, которыми малые фирмы не обладают. Используя производственный потенциал малых фирм, большие головные компании предоставляют им определенные льготы: гарантируют закупку значительной доли продукции, доставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения сырья и материалов и т.п..

Субподрядные системы особенно развиты в отраслях массового сборочного производства. Например, в автомобильной, электротехнической, электронной промышленности, в некоторых сферах машиностроения.

Реализация субподрядных работ стала важной составляющей хозяйственной стратегии малых фирм, способствует их возрастающей независимости. Нередко специализированные малые предприятия устанавливают деловые контакты не с одной, а с несколькими крупными компаниями, отходят от системы длительного "привязки" и сами активно ищут новых потребителей своей продукции.

В основе создания системы субподряда как формы кооперирования крупного, среднего и малого производства лежат объективные факторы, порожденные научно-техническим прогрессом, и прежде всего это принципиальные изменения технической базы производства. В целом новые технические достижения сделали малого предпринимателя важным фактором любого промышленного комплекса. В специфических условиях современного этапа НТР трудно однозначно оценить эффективность сдвигов, происходящих в концентрации производства, но можно утверждать, что развитие и специализации, и механизма кооперации делают среднее и малое предпринимательство составляющей большого производства, помогают ему (в том числе и через субподряд) преодолеть традиционные ограничения малого производства, повышают его место и роль в повышении эффективности общественного производства.

ФРАНЧАЙЗИНГ

В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение получила система договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных, средних и малых фирм в области распределения продукции и услуг, которая получила широкую известность в мире под названием франчайзинг.

Франчайзинг - это способ доставки продукции и услуг потребителю, форма организации и осуществления предпринимательской деятельности на основании кооперации материальных и финансовых ресурсов и усилий различных предприятий.

Франчайзинг - это сделка, при которой производитель или единоличный распространитель продукции или услуги, которые защищены товарным знаком, дает эксклюзивные права на распространение на определенной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Наибольшее количество фирм, работающих по системе франчайзинга, сосредоточена в таких областях, как сеть ресторанов, кафе, и продуктовых магазинов; строительная и реконструкторская деятельность; автосервис т.п.. Активно используется франчайзинг в розничной и оптовой торговле, а также при оказании различного рода услуг (бухгалтерских, аудиторских, юридических, гостиничных и туризма). Франчайзинг может распространяться на любую хозяйственную деятельность, для которой разработаны процессы производства, переработки и продажи товаров и услуг.

Ярким примером использования франчайзинговой системы является индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Так, компании "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен-Ап" благодаря франчайзингу получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и поставлять его местным заводам, специализирующихся по розливу, обладатели которых в конечном итоге становились руководителями местных розничных продаж

В сфере общественного питания больших этапа развития и значительного роста бизнеса на основе франчайзинга получила компания "МакДональдс" новой стратегии быстрого обслуживания клиентов как в США, так и в других странах, в том числе и в Украине.

Первый ресторан "Макдональдс" открылся в Киеве в мае 1997 г., ко Дню города, следующий - 24 августа, ко Дню независимости. Всего же в Украине открыто более 100 ресторанов "Макдональдс", что позволило дополнительно создать 5,5 тыс. рабочих мест. Для организации и эффективного функционирования проекта будут построены современные заводы для переработки мяса и картофеля.

Реализация специфических преимуществ франчайзинга становится основой повышения жизнеспособности всех субъектов предпринимательства. Благодаря исключительной рыночной мобильности франчайзинг доказал свою эффективность и жизнеспособность. Так, по данным Администрации малого бизнеса США, на конец пятого года существования ликвидировалось лишь 14% франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых форм хозяйствования этот показатель составил более 65%.

Одной из главных причин быстрого распространения и успеха франчайзинга является сочетание в нем глубоких знаний, опыта и устойчивого финансового состояния франчайзера - организатора дела, обладателя генеральной лицензии, владельца "ноу-хау" или патента, главного консультанта и опытного поставщика необходимых продуктов, материалов, сырья, оборудования, технологий, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, и франчайзи - энергичного предпринимателя, менеджера, деятельность которого полностью самостоятельной, но его предприятие функционирует не как обособленный субъект правоотношений, а как доля единого комплекса, объединенное франчайзером который является владельцем нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.

Нематериальные активы, то есть интеллектуальная собственность, является причиной, ради которой сотни тысяч предпринимателей - франчайзи - соглашаются платить за право пользования системой франчайзера даже в тех немногих случаях, когда они знают ее во всех деталях. Интеллектуальная собственность охватывает широкий круг объектов: товарные знаки и знаки обслуживания, изобретения, промышленные знаки, фирменные наименования, авторские права и т.д.. Все эти объекты при всем их многообразии защищены патентами, свидетельствами или сертификатами исключительных прав, выданные государственными органами власти.

Именно потому, что они защищены и в случае неправомерного заимствования права собственности на эти субъекты его можно защищать в судебном порядке, потенциальные франчайзи вынуждены заключать соглашения и получать право на использование соответствующими объектами интеллектуальной собственности за плату.

Правовые и деловые взаимоотношения между субъектами франчайзинга определяются франчайзинговым соглашением, по которому одно лицо (франчайзер), которое имеет разработанную систему ведения определенной деятельности, дает разрешение другому лицу (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям франчайзера в обмен на вознаграждение (компенсацию). Эта система называется франшизная система, или франшиза (от англ. Franchise - привилегия, льгота, особое право).

Формирование и дальнейшее развитие системы франчайзинга в Украине будет способствовать решению многих проблем становления субъектов предпринимательства. В частности, это привлечение в малое и среднее предпринимательство кругу лиц, которые еще никак осмелятся заниматься бизнесом (без поддержки и обучения). В наших условиях основой потенциальных франчайзи могут быть представители военно-промышленного комплекса и научно-техническая интеллигенция, военнослужащие, уволенные в запас, то есть те, что остались без работы и желающих заняться более надежным и эффективным бизнесом. К этой категории также относятся предпринимателей и других лиц, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью "под руководством". Кроме того, франчайзинг способствует овладению малым и средним предпринимательством, новыми технологиями, созданию дополнительных рабочих мест, повышению качественного уровня подготовки кадров, расширению сфер деятельности субъектов предпринимательства.

ЛИЗИНГ

Одним из методов обновления материальной базы и основных фондов малых и средних предприятий различных форм собственности является лизинг как эффективный способ стимулирования инвестиционной активности, привлечения дополнительных вложений (в том числе иностранных) в развитие экономики, и в первую очередь, ее производственной сферы.

"Лизинг - как отмечается  в статье 1 Закона Украины" О  лизинге ", это предпринимательская  деятельность, направленная на инвестирование  собственных или привлеченных  финансовых средств и состоит  в предоставлении лизингодателем  в исключительное пользование  на определенный срок лизингополучателю  имущества, являющегося собственностью  лизингодателя или приобретается  им в собственность по поручению  и согласованию с лизингополучателем  у соответствующего продавца  имущества, при условии уплаты  лизингополучателем периодических  лизинговых платежей ".

Причинами бурного развития лизинговых операций в мировой коммерческой практике были быстрое моральное старение техники и растущая конкуренция. Для тех, кто начинает свое дело, пробиться на рынок очень сложно. Поэтому надо искать такие способы маркетинга, которые дали бы возможность клиентам на практике ознакомиться с образцами изготавливаемой. Предлагая ее в лизинг на определенный срок, производитель нередко берет на себя проблемы установкой и обслуживание оборудования, обучение персонала своего клиента. К лизингу начали охотно обращаться при подписании соглашений на осуществление капиталоемких проектов, в том числе при строительстве промышленных предприятий, поставке самолетов, судов и т.п..

Согласно законодательству большинства стран лизинг до недавнего времени регулировался общими нормами, которые определяли отношения сторон при передаче имущества на временное хранение. Однако в гражданском праве промышленно развитых стран уже дают юридические определения аренды (лизинга) машин и оборудования, а в отдельных странах приняты специальные законы. Понятие "лизинг имущества" трактуется довольно широко. Однако, несмотря на различия в юридических нюансах и оценках толкования лизинга как экономической категории, можно утверждать, что существенной особенностью этой формы является не разделение функций собственности, а именно отделение использования имущества от владения им. В международной практике в основном используются два вида лизинга: финансовый и оперативный.

Финансовый лизинг - это договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, близкий его полной амортизации.

В США устанавливают, что лизинг является финансовым, когда:

а) срок лизинга равен или более 75% ожидаемого срока полезной службы лизингового имущества;

б) настоящая стоимость минимальных лизинговых платежей равна или больше 90% свободной рыночной цены аналогичного имущества.

В Украине для финансового лизинга установлен срок пользования объектом лизинга, не меньше срока, за который амортизируется 60% стоимости объекта лизинга, а сумма лизинговых платежей за период договора финансового лизинга должна включать не менее 60% стоимости объекта лизинга в ценах на день заключения договора.

Информация о работе Формы кооперационных связей субъектов предпринимательской деятельности