Теория развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития теории предпринимательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII--XIX вв.
- рассмотреть развитие учения о предпринимательстве в XX в.
- исследовать развитие теории предпринимательства в трудах Й. Шумпетера и П. Дракера

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

Анализ предпринимателькой функции в экономичекой итеме ведетя на такой тупени абтракции, где невозможно ограничитья опианием объективных закономернотей и отвлечья от убъективного, личнотного начала.

Таким образом, предприниматель в анализируемых нами теориях - это тип человека, который в илу пецифичеких войтв воей личноти может выполнять в экономике ообую роль.

Однако пециальная теория предпринимателя не получила в западной экономичекой науке веобщего рапротранения. Она ущетвует лишь в виде отноительно небольшого анклава, находящегоя за пределами магитральной линии развития экономичекой теории.

Следует отметить, что в рамках этого анклава уживаютя различные концепции предпринимателькой функции и личноти предпринимателя. К их краткому иторичекому обзору мы ейча и переходим.

Поледние 30--60 лет XX в. ученые амых разных профеиональных направлений (экономиты, филоофы, пихологи, оциологи и др.) уделяют ерьезное внимание развитию теории предпринимательтва, его ущнотным характеритикам, роли в экономичеком развитии тран. ерьезным иледованиям подвергаютя личнотные характеритики предпринимателей, потоянно добивающихя упехов в воем бизнее, разрабатываютя практичекие рекомендации по оущетвлению предпринимательких проектов. Проводятя международные конференции, широко развиваетя предпринимателькое образование, во многих транах ве более уиливаетя роль гоудартва в поддержке предпринимательтва, ообенно малого, год от года позитивно меняетя роль общетвенного менталитета.

Вторая половина XX в. -- это период развития в большинтве западных тран практичекого цивилизованного предпринимательтва. В это же время к этой актуальной проблеме обращаютя видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимателькие организации (фирмы, компании) являютя наряду домохозяйтвами и гоудартвом, важнейшими хозяйтвующими убъектами. Ввиду ограниченноти объема куровой работы не предтавляетя возможным обтоятельно рамотреть теории многих ученых. Поэтому отановимя на наиболее ущетвенных.

В первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательтва таких ученых, как А.И. Агеев, А.В. Буыгин, В.В. Радаев, Оипов Ю.М. и др.

Учитывая неразвитоть в Роии рыночной экономики и предпринимательтва, ледует вопроизвети те определения ущноти предпринимателя, которые изложили в воих трудах роийкие ученые в начале XX в. Так, А. Каминка читал, что «...предпринимателем называетя лицо, которое в целях извлечения прибыли амо или через поредтво других лиц ведет предприятие за вой чет, причем оно может вети его единолично или в оединении другими лицами». ледовательно, предприниматель -- это лицо, которое являетя владельцем обтвенного предприятия, финанирует его, руководит им и имеет главный мотив -- получение прибыли.

Другой дореволюционный роийкий ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем ледует признавать того убъекта, который амотоятельно, лично и от воего имени ведет хозяйтвенную деятельноть и неет «рик вего имущетва» и «ответтвенноть вем воим дотоянием». Как видно, А. Петражицкий при определении ущноти предпринимателя акцентирует внимание на неении им рика вем воим дотояниемКузнецов О. Ю. «К вопроу об  эволюции теорий  предпринимательтва. / [Электронный реур]. - URL: http://jurnal.org/articles/2008/ekon16.html .

Надо казать, что это положение получило закрепление в первой чати Гражданкого кодека Роийкой Федерации (ГК РФ). Но одновременно ученый читал, что лица, инветировавшие вою обтвенноть в утавный фонд предприятия, «...не неут никакой ответтвенноти и рикуют потерять изветную определенную умму или иной определенный капитал» в лучае неотоятельноти (банкроттва) предприятия.

Как изветно, многие деятилетия предпринимателькая деятельноть в Роии запрещалаь (кроме работы тарателей и единоличников), а учение о предпринимательтве было предано забвению. Правда, уже в 30-е годы издавалиь труды изветного американкого предпринимателя Г. Форда-I, а в 1953 г. -- интереная работа К. Рендола «Кредо вободного предпринимательтва». Много экономичеких научных работ зарубежных ученых было опубликовано в 70-х годах, а в поледние 15 лет ообенно активно начинают издаватья труды ученых, занимающихя проблемами предпринимательтва, что помогает шире заимтвовать положительный опыт развития предпринимательтва, а также избежать многих ошибокПредпринимательтво: Учеб. для эконом. вузов /М.Г. Лапута, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Cтаротин, Л.Г. Cкамай; Го. ун-т управления. -- М.: ИНФРА-М, 2001. - С.137..

По мнению Ф. Хайека, предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, «доля частных лиц, готовых опробировать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих «молодых» странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами».

Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности российских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства необходимо изменить общетвенный менталитет, формировать в тране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии. В то же время, по мнению известного американского ученого австрийского происхождения И. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время». Предприниматели образуют особый класс только в том смысле, что исследователь может при классификации вычленить их в отдельную группу, -- предприниматели являются хозяйственными субъектами особого и не всегда присущего одним и тем же индивидуумам вида, -- но отнюдь не в смысле того социального явления, которое имеют в виду, когда говорят о формировании классов и «классовой борьбы» и т.д.».

Таким образом, видим, что теории предпринимательства большей частью представлены в трудах зарубежных ученых-экономистов, поэтому в следующей главе более подробно остановимся на взглядах таких ученых как Й. Шумпетер и П. Дракер.

 

Глава 2 Развитие теории предпринимательтва в трудах Й. Шумпетера и П. Дракера

2.1 Теория предпринимательтва  И.Шумпетера

Рамотрим точки зрения на предпринимательтво таких выдающихя ученых-экономитов, как И. Шумпетер и П. Дракер, внеших большой вклад в экономичекую теорию.

В трудах И. Шумпетера изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательтва, изучение которых имеет немалое значение для роийкого предпринимательтва. Так, значительный интере предтавляет учение о ущноти предпринимателей, их личнотных качетвах, мотивах деятельноти и др. «Предпринимателями, -- пишет Шумпетер, -- мы называем хозяйтвенных убъектов, функцией которых являетя как раз оущетвление новых комбинаций и которые вытупают как его активный элемент».

Это понятие намного шире общепринятых. Шумпетер читает предпринимателями не только «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию -- комбинирование факторов производства. Предпринимателями он считает и тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций. По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное. При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен внести новое, и в экономике в частности.

Шумпетер считал, что предприниматель как руководитель своего дела характеризуется, во-первых, особым взглядом на вещи, причем главную роль играют не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете; во-вторых, способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления; в-третьих, его воздействием на других людей, которое он определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставить повиноватья»Предпринимательтво: Учеб. для эконом. вузов /М.Г. Лапута, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Cтаротин, Л.Г. Cкамай; Го. ун-т управления. -- М.: ИНФРА-М, 2001. - С.138..

Покольку предпринимателькая функция являетя делом чатного делового лица, она не тождетвенна вякому руководтву, опытом которого может быть экономичекая фера. Шумпетер еще раз подчеркивает такие качетва предпринимателей, как пецифичекое очетание отроты видения и ограниченноти кругозора умением идти вперед в одиночку. Предприниматель может быть лишен внешнего блека, но он -- революционер в экономике и невольный зачинатель оциальной и политичекой революции. Предприниматель может быть изобретателем и наоборот, но, по мнению Шумпетера, это в принципе вего-навего лучайноть. Функция изобретателя и вообще техничекого пециалита не овпадает функцией предпринимателя.

По мнению И. Шумпетера, своеобразие поведения предпринимателя заключаетя в двух моментах. Во-первых, это поведение имеет объект: быть предпринимателем значит делать не то, что делают другие; во-вторых, быть предпринимателем значит делать не так, как делают другие, а это требует качетвенно иных пообнотей, нежели пообноть прото давать оценки в рамках обычного кругооборота. Предприниматель выполняет ообую функцию в оциальном экономичеком процее.

И. Шумпетер тоит на точке зрения различия понятий «предприниматель» и «капиталит» незавиимо от того, кого видят в нем: владельца денег, денежных требований или каких-либо материальных благ. Он читает, что можно характеризовать фигуру предпринимателя при помощи таких понятий, как. инициатива, авторитет, дар предвидения и т.п. В то же время он пишет, что предприниматель прежних времен, как правило, ам был не только капиталитом, но также и-- этим очень чато приходитя втречатья и егодня -- инженером обтвенного предприятия или его техничеким руководителем. Предприниматель был и в большинтве лучаев отаетя также главным агентом по закупам и продажам, начальником канцелярии и заведующим отделом кадров. тату обтвенника дела, по мнению Шумпетера, не являетя определяющим при отнеении индивидуума к категории предпринимателя. Ведущую роль играет поведение индивидуума.

И. Шумпетер разрабатывает теорию предпринимателькой прибыли. Он читает, что умма прибылей от нововведений в экономичеком процее характеризует только онову предпринимательких прибылей, а общая умма прибылей будет обнаруживать динамику, не завиимую только от движения предпринимателькой прибыли. «Предпринимателькая прибыль -- это чать редтв, отающаяя вободной поле покрытия вех издержек, вободной прежде вего точки зрения предпринимателя» Шумпетер И. Теория экономичекого развития. М.: Прогре, 1982. - . 277.. И. Шумпетер пишет, что давних пор политэкономы утверждают, что предпринимателькая прибыль предтавляет обой разницу между доходами и затратами предприятия. Это определение, хотя, по его мнению, и поверхнотно, но именно оно лужит отправной точкой. Под затратами Шумпетер понимает ве раходы предпринимателя, прямо или ковенно вязанные производтвом. В них входят и оответтвующее вознаграждение предпринимателя за его труд, и рента возможно принадлежащего ему земельного учатка, и, наконец, премия за рик.

Вызывает интере рауждение И. Шумпетера о погоне предприятий за прибылью (этот проце он называет «вторым актом драмы»). Привлекаемые прибылью, возникают ве новые и новые предприятия, ипользуетя новое оборудование, увеличиваетя производтво, развертываетя конкурентная борьба, вытеняютя утаревшие предприятия, увольняетя чать рабочих и т.д. И этот проце непрерывно повторяетя, раширяетя путем оущетвления новых комбинаций. Такая деятельноть дает предпринимателькую прибыль, отающуюя в руках предпринимателя. По мнению Шумпетера, по ути воей предпринимателькая прибыль -- это результат оущетвления новых комбинаций. Предпринимателькая прибыль являетя ядром так называемой учредителькой прибыли, покольку, что бы ни предтавляла обой поледняя, в ее онове вегда лежит временное превышение дохода над издержками производтва у нового предприятия.

По мнению Шумпетера, экономичекой точки зрения предпринимателькую прибыль нельзя отождетвлять заработной платой даже тогда, когда она целиком дотаетя рабочим.

Говоря о процее извлечения предпринимателькой прибыли как результата коммерчеких комбинаций, Шумпетер читал, что выручка от продажи нового продукта возратает лишь вначале, а затем уменьшаетя под воздейтвием конкуренции, и этот фактор являетя важным апектом предпринимателькой прибыли. В уловиях капиталитичекого хозяйтва в предпринимателькой прибыли одержитя элемент монопольной прибыли, покольку предприниматель, впервые появляяь на рынке новыми продуктами, не имеет конкурентов, цены на эти продукты полнотью или чатично определяютя принципами монопольного ценообразования.

Следует помнить, что без развития нет предпринимателькой прибыли, а без поледней не может быть развития предпринимательтва. Поэтому тремление к получению предпринимателькой прибыли путем новой комбинации факторов производтва являетя важным уловием экономичекого развития.

Интере предтавляет точка зрения И. Шумпетера на роль капитала в развитии предпринимателькой деятельноти. «Капитал еть не что иное, -- пишет Шумпетер, -- как рычаг, позволяющий предпринимателю получать в вое полное рапоряжение нужные ему конкретные блага, не что иное, как редтво, дающее предпринимателю возможноть ипользовать эти блага для дотижения новых целей, а также ориентировать производтво в новом направлении»Шумпетер И. Теория экономичекого развития. М.: Прогре, 1982. - . 281.. Шумпетер определяет капитал как умму денег и других платежных редтв, которая в любой момент времени может быть предотавлена в рапоряжение предпринимателя. Капитал -- это агент, войтвенный рыночному хозяйтву.

Первоначальным капиталом Шумпетер читает умму денег, идущую на учреждение и обепечение нормального функционирования предприятия. овокупная тоимоть вех приобретенных благ, умма вех производтвенных вложений, ловом, денежная умма, которой начинаетя любое предприятие, и являетя первоначальным капиталом. Первоначальный капитал предтавляет обой определенное количетво покупательной пообноти, дающей предпринимателю возможноть иметь в воем рапоряжении редтва производтва. Первоначальный капитал рападаетя на оновной и оборотный. Первый раходуетя на приобретение земельных учатков, зданий, машин и т.д., второй -- на оплату необходимых улуг труда, ырья и т. д.

Информация о работе Теория развития предпринимательства