Теоретические концепции предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе понятие "предприниматель" впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в
1723г. В качестве научного термина понятие '’предприниматель" появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века
Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития".

Содержание

Введение 2
1 .Теоретические концепции предпринимательства ………………..3
2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности…………………………………9
Заключение ……………………………… 19
Библиографический список 21

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательство.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 2 
1 .Теоретические концепции предпринимательства ………………..3 
2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности…………………………………9 
Заключение ……………………………… 19 
Библиографический список 21 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
В экономической литературе понятие "предприниматель" впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 
1723г. В качестве научного термина понятие '’предприниматель" появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века 
Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". 
Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, 
умелого организатора и руководителя. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, 
направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (ст.2 
п.1 ГК РФ). 
В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в России. Предпринимательство как одна из 
конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, 
создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, 
сохранению национального духа и национальной гордости. 
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. 
Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим 
условиям в современной России, к желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к 
реализации собственных идей и возможностей. 
Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических 
основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. 
 

 

 

1 Теоретические концепциипредпринимательства. 
1.1 Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство» 
Переход к рыночной экономике и юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили активную 
предпринимательскую деятельность. Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие 
выдающиеся зарубежные ученые. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне 
объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют 
содержание этого термина. 
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия 
«предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала 
XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником 
богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ. 
Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической 
экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических 
факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании 
продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, 
обеспечить «дух порядка». 
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства 
народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником 
капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск. 
Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. 
В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре. 
И лишьна рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре 
Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый 
фактор - организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции. 
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе 
производства постоянно участвуют четыре фактора: 
1. капитал; 
2. капитальные блага - средства производства и земля; 
3. деятельность предпринимателя; 
4. труд рабочего. 
По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства - это поиск и 
изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [3,12]. 
Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то 
здесь можно выделить два подхода: 
1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой 
исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора (линейный равновесный подход, исходящий из 
замкнутости системы «предприниматель/предприятие - среда его развития»); 
2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и среды его деятельности [8,47]. 
Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство 
- это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя 
право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая 
отвечает собственному выбору. 
Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»: 
«Предпринимательство... является деятельностью, которая связана с вложением средств, в целях получения прибыли на основе 
сочетания личной выгоды с общественной пользой». 
 
1.2 Основные черты и функциипредпринимательской деятельности. 
Русский экономист С.П. Сироткин выделил основные черты 
предпринимательской деятельности: 
1. Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот. 
2. Управление, надзор и контроль за процессами производства и обращения капитала. 
3. Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению максимальной прибыли. 
4. Учет и использование рыночной конъюнктуры - конкуренции спроса и предложения и т.п., вплоть до вкусов 
потребителей. 
5. Свобода принятия хозяйственных решений с целью обеспечения технических и экономических способов и методов 
предпринимательской деятельности с наименьшими издержками производства. 
6. Направленность производителей, как оферентов - носителей предложения на удовлетворение потребностей, конкурентов - 
носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей производительности труда. 
7. Способность к экспериментам, новаторству и риску для достижения максимального успеха 
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. 
«Функции предпринимательства» - это осуществление в процессе производства операций между предпринимателем и другими 
элементами хозяйственной среды. 
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства 
товаров и услуг с целью получения прибыли; 
2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и принимающий 
на себя бремя ответственности за успех их проведения; 
3. Предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, 
новые формы организации дела; 
4. Предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. 
Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является 
предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в 
целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функцияпредпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, 
работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. 
1.3 Субъекты предпринимательской деятельности 
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения 
финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. 
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный 
субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, 
которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к 
категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в 
одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). 
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю 
свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора 
предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на 
реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и 
выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей 
деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. 
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей. 
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: 
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя; 
• качество; 
• ценз, доступность товара; 
• степень универсальности товара; 
• внешний вид и упаковка; 
•позитивные отличительные характеристики товара от товаров других 
производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; 
• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; 
• соответствие общепринятым или государственным стандартам; 
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. 
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного 
производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, 
его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт. 
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, 
ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. 
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: 
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне 
неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; 
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не 
противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; 
• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство 
ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая 
целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства). 
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. 
Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. 
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного 
работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно 
противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работникзаинтересован). В таких 
случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух 
субъектов предпринимательского процесса. 
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в 
рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели 
образуют относительно изолированную от общего экономического процесса, цепочку партнерских связей. Если взять для анализа 
целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной 
деятельности предпринимателя. 
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими 
предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель 
осуществляет переориентацию своей деятельности. 
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект 
предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности. 
 
2 Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности. 
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, 
формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени 
использования наемного труда и др. 
По виду или назначению предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, 
консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. 
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в 
собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде 
ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности. 
По количеству собственников предпринимательская деятельность может бытьиндивидуальной и коллективной. При индивидуальном 
предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует 
собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или 
без определения долей (совместная собственность). 
Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется 
производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. 
к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, 
непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих 
областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, 
какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой 
деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с 
оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, 
заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму 
предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея 
лишь устную договоренность. 
Следующий этап производственного предпринимательства - приобретение или аренда (наем) факторов производства. К факторам 
производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. 
Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и 
выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия. 
Касаясь инновационного предпринимательства, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном 
бизнесе. 
Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это одна из формтехнологических нововведений. Венчурный бизнес характерен 
для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и, в первую очередь в высокотехнологических областях, где 
получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается коммерческая научно- 
техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, 
т.е. с рискованным вкладом капитала. 
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — 
это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных 
партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых 
операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной 
конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены. 
Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено 
заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, 
установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. 
Товарные биржи выполняют следующие основные функции: 
- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок; 
- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров; 
- сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. 
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим 
товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых 
биржах могут принимать участие только брокеры — биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых 
биржах участвуют также посетители. 
Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции исделки по купле-продаже, другими словами, по 
перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме 
производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается 
готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового 
продукта. 
В развитой рыночной экономике важным видом деятельности является посредническая предпринимательская деятельность. В 
процессе ее организации сами субъекты экономической деятельности не производят и не продают непосредственно товары, а выступают в 
качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее 
интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность 
самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических 
предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, 
биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность 
является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая 
степень риска при осуществлении посреднических операций. 
Финансовое предпринимательство - это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной 
особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают цепные бумаги (акции, облигации и др.), валютные 
ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово кредитного предпринимательства образуется 
специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и 
другие специализированные организации. 
В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться 
профессиональными участниками. Государство в лицеМинфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. 
В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками 
рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг. 
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из 
места предоставления финансовой услуги потребителям. 
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики 
и особенностей) на следующих рынках: 
- на рынке ценных бумаг; 
- на рынке страховых услуг; 
- на рынке банковских услуг; 
- на рынке иных финансовых услуг. 
На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды профессиональной деятельности: брокерская, дилерская, деятельность по 
управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринговая деятельность), депозитарная, 
деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. 
При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором гарантируют 
страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь. При этом 
страховые компании получают плату при заключении договора страхования, т.е. компенсируют свои издержки, вероятность риска и 
получения предпринимательской прибыли. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В 
то же время организация страховой предпринимательской деятельности дзет определенную гарантию страхователю (организациям, 
предприятиям, физическим лицам) получить соответствующую компенсацию при наступлении риска и их деятельности, что является 
одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. 
Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг осуществляется кредитными организациями на основании лицензии, 
выданной Банком России. Кредитной организацией является юридическое лицо, образуемое на основе любой формысобственности как 
хозяйственное общество, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии России имеет 
право совершать банковские операции. 
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают 
всю систему экономических отношений. 
Под собственностью, являющейся одной из центральных категорий в экономической теории, экономисты 
понимают систему объективных отношений между людьми по поводу присвоения ими средств и результатов конкретного производства. 
Субъектами собственности выступают отдельные личности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ. А основными 
объектами собственности являются воспроизводимые (оборудование, здание, машины и так далее) и невоспроизводимые (земля, вода, 
растительный и животный мир) средства производства. 
Предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда 
два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное. 
Индивидуальное предприятие - собственность одного человека и труд только лично его. Индивидуальное предприятие 
регистрируется в общем порядке в органах власти и осуществляет свою деятельность на общих основаниях. 
Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, за свой 
счет и на свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. Индивидуальный предприниматель несет личную, полную 
ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга предприниматель расплачивается всем 
своим имуществом 
Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах: 
1. индивидуальная трудовая деятельность (ИТД); 
2. индивидуальное частное предприятие (ИЧП). 
Разница заключается в том, что ИТД основана на собственном труде предпринимателя, а в ИЧП наряду с предпринимателем используется 
труд наемных рабочих. 
Индивидуальный предприниматель единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. 
Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контрольсо стороны государства, что позволяет 
самостоятельно распределять прибыль; мобильность действий предпринимателя, что дзет ему возможность менять виды деятельности; 
приемлемые налоговые условия, так как индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог. 
Индивидуальное предпринимательство основано на частной собственности и чаще всего носит характер малого бизнеса. В этом 
качестве индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации экономики, усиливает конкурентные начала. Оно делает 
экономику более гибкой, способной к быстрой саморегуляции без госбюджетных инъекций. 
Однако к индивидуальному предпринимательству трудно привлечь большие капиталы вследствие более низкой кредитоспособности 
по сравнению с коллективными формами предпринимательской деятельности. Поскольку индивидуальный бизнес держится на 
предпринимательстве одного человека, он прибылен пока, бизнесмен активен. Время жизнедеятельности такого предприятия 
неопределенно, поэтому кредиторы не всегда охотно идут на долгосрочные финансовые сделки с индивидуальным предпринимателем. 
Индивидуальное предпринимательство отличается высоким уровнем риска и недостатком специализированного менеджмента. 
Обычно предприниматель является собственником и выполняет все функции по управлению предприятием (производство, снабжение, 
сбыт, финансы), что требует универсальных знаний во многих областях производства. Отсутствие финансовых средств и невозможность 
привлечь к управлению специалистов-менеджеров приводит к принятию неоптимальных решений. 
Коллективное предприятие - это предприятия, хозяйственные операции в которых осуществляются коллективным субъектом. Для 
этого образуется предприятие. Коллективные предприятия это различные партнерства, кооперативы, товарищества и общества, 
ассоциации и союзы. 
Его достоинства заключаются в том, что наличие коллектива позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, 
что позволяет производству быстрее развиваться. К тому же коллективные предприятия вызывают больше доверие у других фирм и 
банков. Банки охотнее дают кредиты коллективным предприятиям, нежели индивидуальным. Но в то же время может возникнутьнеоднозначное понимание целей деятельности предприятия ее участниками. К недостаткам можно отнести и сложности определения 
меры каждого участника в доходе или убытке предприятия, в разделе приобретенного вместе имущества. В роли коллективных 
предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном 
основании имущество. 
В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение - как в малом, так и в крупномасштабном 
бизнесе, потому что в объединении людей для коллективного предпринимательства, несомненно, есть большие преимущества. 
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный 
субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, 
которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к 
категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в 
одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). 
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой 
терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, 
определяющие стратегию их экономического поведения, отношения к проводимой государственной политике, к проблемам социально- 
экономического, политического и национального характера. 
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. В России, в соответствии с Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О 
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства 
понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской 
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, 
доля, принадлежащаяодному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не 
превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
• в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек; 
• в науке и научном обслуживании - 60 человек; 
• в сельском хозяйстве - 60 человек; 
• в оптовой торговле - 50 человек; 
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; 
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. 
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью 
без образования юридического лица. 
Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в 
годовом объеме оборота или прибыли. 
Малые предприятия из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. С малым 
предпринимательством реально связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемными 
работниками, потребителями производимых товаров и услуг. Из этого следует, что сектор малого предпринимательства способствует 
созданию новых рабочих мест. 
В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, 
малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится 
способным к быстрым структурным изменениям. Их небольшие размеры дают возможность обеспечить технологическую, 
производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять 
научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность. 
Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, 
менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств. Однако, для них характерны более 
низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск вострой конкурентной борьбе. 
Одно время в экономической науке господствовало мнение, что крупные предприятия имеют преимущество перед мелкими. 
Поэтому будущее мировой экономики виделось в функционировании крупных предприятий-гигантов. Через эти иллюзии прошли многие 
развитые страны, однако, данный путь показал свой тупиковый характер. Очевидно, что крупные формы предпринимательства имеют ряд 
бесспорных преимуществ: 
- они позволяют решать задачи более крупного масштаба (например, строительство железной дороги под силу только крупной 
организации); 
- за счет концентрации доходов крупные производства имеют больше возможностей для маневрирования ресурсами производства, что 
позволяет обеспечить устойчивость в получении доходов; 
- имеют возможность наладить массовое производство и за счет него снижать свои издержки. 
Мировой опыт показывает, что наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Но 
движущей силой экономики они становятся только тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес. 
Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд 
преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость 
продукции, повышая ее качество и, завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, 
как правило, недоступна малому бизнесу из-за её низкой рентабельности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами 
производства, наращивать которое они не в силах. 
 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской 
активности никакое процветание общества невозможно. 
Историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое 
называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, 
среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. 
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль вдостижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного 
производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство как субъект 
хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения 
экономического успеха. 
Предпринимательство у каждого может проявляться по-своему, но в процессе исследования темы курсовой работы 
выявились следующие основные факторы предпринимательства: 
деятельность в условиях повышенного риска; 
быстрая смена направлений деятельности; 
при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности; 
инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров. 
Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими 
словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения 
денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), 
мерз насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия 
предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в 
этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания. 
 

 

Библиографический список. 
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 2002. 
2. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство М.: «Софит», 1999, 496с. 
3. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2003, 475с. 
4. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты - М.:ИНФРА-М, 2001, 448с. 
5. Сироткин С.П. Экономическая теория/политическая экономия. - Кострома, 2000, 302 с. 
6. Современная экономика./ под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, 610 с. 
7. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.: Международные отношения, 2003, 352с. 
8. Экономика: Учебник./ пол ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002, 896с.


Информация о работе Теоретические концепции предпринимательства