Сущность и функции предпринимательского риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 18:34, лекция

Краткое описание

Осуществление предпринимательской деятельности в ее любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Тем более, что даже законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой.
Это значит, что действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, экономических законов не могут быть с полной ответственностью рассчитаны и осуществлены.

Вложенные файлы: 1 файл

Predprinimatelsky_risk.docx

— 23.38 Кб (Скачать файл)

Лекция 11.

Сущность и  функции предпринимательского риска.

 

1. Сущность предпринимательского  риска.

 

Осуществление предпринимательской деятельности в ее любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Тем более, что даже законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой.

Это значит, что действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, экономических законов не могут быть с полной ответственностью рассчитаны и осуществлены.

Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.

Следует разграничивать понятия «риск» и «неопределенность».

Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность – когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно (например, форс-мажор, наступление которого непредсказуемо и поэтому всегда неожиданно).

Поскольку рынок, прежде всего, это свобода (экономическая), то над предпринимателем могут возвышаться только закон и установленные им самим ограничения. А свободе одного предпринимателя сопутствует свобода других предпринимателей. И наличие предпринимательского риска – это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы.

Задача предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, а в том, чтобы чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, либо получит ниже тех, на которые он рассчитывал.

При установлении предпринимательского риска необходимо различать понятия «расходы», «убытки», «потери».

Так, любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами.

Убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно делить на:

  1. Материальные (дополнительные затраты, потери имущества, сырья)
  2. Трудовые (потери рабочего времени в человеко-часах, человеко-днях)
  3. Финансовые (не предусмотренные платежи, штрафы, дополнительные налоги, инфляция, валютные изменения)
  4. Потери времени (процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем намечено)
  5. Специальные виды потерь (нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя).

Полностью избежать риска невозможно, но, зная, что порождает потери, предприниматель способен снизить их угрозу.

 

2. Классификация предпринимательских  рисков.

Существует три основных вида риска.

Во-первых, это риск предпринимателя, или заемщика, который возникает ввиду сомнения насчет того, удастся ли действительно получить ту перспективную выгоду, на которую он рассчитывает.

Во-вторых, это риск кредитора. Он возникает там, где практикуются кредитные операции. Этот риск может быть связан с сомнением насчет обоснованности оказанного доверия, т.е. с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств, а также с возможной недостаточностью размеров обеспечения.

В-третьих, риск связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы в связи с инфляцией.

Нередко выделяют два уровня экономического риска. Это народнохозяйственный (макроэкономический) риск и риск на уровне фирмы (микроэкономический). Эти два типа риска воздействуют друг на друга, но в то же время достаточно автономны.

Кроме того, риски принято делить на чистые и спекулятивные.

Следует выделить еще две большие группы рисков: статические и динамические. Особенность статических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества. В отличие от статического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для фирмы. Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для отдельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому динамические риски являются трудноуправляемыми.

 

3. Виды потерь.

Риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.

Потери в производственном предпринимательстве.

1. Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или неполного использования производственных мощностей и т.д.

2. Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса и т.д. приводит к вероятным потерям.

3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии ведут к потерям.

4. Другие повышенные издержки, которые могут быть вследствие: высоких транспортных расходов, перерасхода намеченной величины фонда оплаты труда, уплаты повышенных отчислений и налогов и т.п.

 

Потери в коммерческом предпринимательстве.

  1. Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара приводит к вероятным потерям.
  2. Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с намеченным вызывает уменьшение объема реализации
  3. Потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, , потребительской ценности, приводящие к снижению его стоимости.
  4. Снижение цены, по которой реализуется товар, снижение объема реализации, увеличение издержек обращения.

 

Потери в финансовом предпринимательстве.

Потери характерные для коммерческого предпринимательства, в целом присущи и финансовому предпринимательству.

Специфическими факторами здесь являются неплатежеспособность одного из субъектов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, кредитные и валютные риски банка.

Для борьбы с рисками, т.е. для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприниматели имеют специальные подразделения (отделы, службы), которые разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое предпринимательский риск?
  2. Назовите отличие понятий «риск» и «неопределенность.
  3. Чем характеризуются следующие виды потерь в предпринимательстве: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
  4. Виды предпринимательских рисков.
  5. Расчет предельной цены риска.
  6. Расчет вероятных потерь в производственном предпринимательстве.
  7. Расчет вероятных потерь в коммерческом предпринимательстве.
  8. Расчет вероятных потерь в финансовом предпринимательстве.
  9. Схематическое отобразите зоны риска: безрисковой, допустимого риска, критического риска, катастрофического риска.
  10. Опишите процесс управления рисками.
  11. Назовите показатели риска и методы его оценки.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература (библиотека СГАУ)

    1. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия)/ И.И. Веретенникова, И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2011. – 268 с. - ISBN 978-5-9916-1175-6
    2. Синяева, И.М. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. Учебное пособие./  И.М.  Синяева.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 268 с. - ISBN 978-5-394-01278-5
    1. Земляк, С. В. Маркетинг C38 в предпринимательской деятельности : Учебник под ред проф. Л. П. Дашкова / С.В.Земляк, В.В.Синяев. - М.: Дашков и К, 2011. — 268 с.- ISBN 978-5 91131 594-8

б) дополнительная литература

    1. Забелин, П.В., Предпринимательский менеджмент./  П.В. Забелин,  В. Нестеров, В.Г. Федцов.  – М.: ПРИОР, 2005. – 222с. ISBN 5799003748
    2. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов. / Н.Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2009. – 560с.- ISBN 5799003748
    3. Малачихина, Н.Н., Риск-менеджмент: Учебное пособие./ Н.Н. Малачихина, О.С. Белокрылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с. -  ISBN 5-222-03806-8

 


Информация о работе Сущность и функции предпринимательского риска