Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развития рыночных отношений, когда ресурсное обеспечение каждого субъекта рынка зависит от эффективности хозяйствования, повышение экономической эффективности деятельности становится первостепенной задачей.
Основу оценки эффективности любой деятельности составляет критерий с соответствующей ему системой показателей. Критерий выражает цель, выполнение которой намечено в ходе хозяйственного процесса. Мерой эффективности является отношение соответствующего эффекта к затратам, его обусловившим. Многообразие видов хозяйственной деятельности и ее результатов определяет и многообразие содержания эффекта этой деятельности и затрат на ее осуществление.
Эффективность не только многообразная категория, что ее невозможно выразить одним показателем, поэтому ее следует изучать системно.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Результатом анализа показателей рентабельности станет разработка предложений и мероприятий по их увеличению.

 

 

 

2 ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ  РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность повышения успешной работы предприятия состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Повышение эффективности производства может достигаться как за счет экономии текущих затрат, так и путем лучшего использования действующего капитала.

Повышение эффективности производства обусловливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества. [23]

Любой управленец всегда мечтает о том, чтоб его предприятие работало эффективно. Однако, наверняка, не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективности» видоизменяется в зависимости от выбранного Вами подхода к ее оценке. В данной статье мы попытаемся обобщить основные сведения по этой теме. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления» Вашей компании, стоит вспомнить, что управление — это приведение системы в желаемое состояние.

Целью управления предприятием является обеспечение устойчивого функционирования предприятия во внешней среде в течение длительного (в идеале — неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.

С одной стороны, повышение экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции и т.д.

С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения эффективности производства. Накопленный за годы реформ опыт, развитие науки, а также возрастающая заинтересованность в высоких конечных результатах в условиях рыночных отношений позволяют наращивать объемы производства продукции, снижать издержки и повышать прибыльность.

Успешное решение задач, стоящих перед каждым предприятием, во многом зависит от повышения экономической эффективности производства.[21]

Экономическая эффективность производства означает результативность производства, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.

Рациональное использование оборотных средств – одна из главных задач любого предприятия. Эффективное использование оборотного капитала играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства.

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Это в свою очередь, способствует минимизации затрат, улучшению финансового положения предприятия в целом, ритмичности производства. Завышение объема оборотных средств, приводит к росту стоимости привлекаемых ресурсов для предприятия, увеличению имущественных налогов, росту затрат на складирование и в целом снижает эффективность их использования. Недостаток оборотных средств может стать причиной перебоев или временной остановки производства. В любом случае и недостаток, и избыток оборотных средств негативно воздействуют на финансовое положение субъекта хозяйствования. Конкретные размеры оборотных средств определяются многими факторами: технологическая сложность производства, длительность производственного цикла, сезонность производства, условия производства и сбыта продукции, темпы изменения объем производства и реализации, порядок и формы расчетов, финансовое положение, состояние финансовой дисциплины.

Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель рентабельности, который рассчитывается как соотношение прибыли от реализации продукции к средней величине оборотного капитала. Показатель рентабельности характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия. [22]

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала). Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и материализуются в предметах труда (сырье, материалах, топливе) и частично в средствах труда и воплощаются в производственных запасах, в полуфабрикатах собственного изготовления. Наряду, с этими элементами, задействованными в производственных запасах и незавершенной продукции, оборотные производственные фонды представлены также расходами будущих периодов, необходимыми для создания заделов, установки нового оборудования.

Эффективность использования оборотных средств определяется рядом показателей, основным из которых является оборачиваемость оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов. Среди них можно выделить внешние факторы, оказывающие влияние независимо от интересов и деятельности предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация, особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Учитывая эти и другие факторы, предприятие может использовать внутренние резервы рационализации движения оборотных средств. [18]

Повышение эффективности производства в значительной степени зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, повышать сложность его работы.

Эффективное функционирование основных фондов – залог успешной работы предприятия в целом, поэтому существует ряд показателей, количественно характеризующих процессы движения и использования основных фондов.

В условиях рыночной экономики наиболее общим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, считается рентабельность капитала, которая определяется как отношение прибыли к авансированной среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала. Этот показатель может быть определен по отношению к основным средствам и составлен в динамике.

Для нормального и эффективного использования основных фондов основной задачей предприятия является своевременное внедрение достижений научно-технического прогресса, новых технологий, сокращение неиспользуемых основных фондов. [10]

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Прежде всего, – это развитие и совершенствование форм организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.

На повышение эффективности оказывает влияние совершенствование форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования – всего хозяйственного механизма. [15]

Необходимой предпосылкой успешной работы предприятий, создание оптимальной рыночной инфраструктуры, выживание предприятий в условиях свободной конкуренции и роста их экономического потенциала является внедрение на предприятиях налаженного управленческого учета.

Внедрение управленческого учета на предприятиях помогает:

1) повысить уровень управления  затратами с ориентацией на  конечный результат;

2) соизмерять затраты и реализацию по внешним сегментам деятельности предприятия;

3) значительно увеличить эффективность  контроля и анализа затрат.

При этом крупным и средним предприятиям всех производственных отраслей независимо от организационно-правовых форм потребуются полные системы управленческого учета, предоставляющие собой совокупность систематического и проблемного учета.

Систематический учет должен предоставлять собой сочетание производственного учета фактических затрат с данными статистической информации, обеспеченного экономическим анализом производственных затрат и доходов от сбыта продукции, результаты которого должны стать базой управленческих решений. Управленческий учет в мелких и малых предприятиях можно ограничить рамками систематического учета, что вполне будет соответствовать их информационным и финансовым возможностям.

Проблемный учет затрат на производство и доходов в первую очередь будет важен для выработки системной информации, обеспечивающей возможность оперировать показателями хозяйственной деятельности; он должен будет способствовать разработке наиболее экономичных расходных норм и нормативов, смет расходов, отпускных цен с учетом спроса и предложения, а также возможностей покупателей; на разработку более экономически и экологически выгодного из имеющихся альтернативных решений. [23]

Одной из важнейших предпосылок успешной работы предприятий и организаций в условиях рыночной экономики является их рекламная деятельность. Понятие «реклама» происходит от латинского слова reclamo (выкрикиваю, сообщаю, призываю) и означает в широком смысле оповещение различными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо с целью привлечения потребителей.

В целях получения прибыли предприятия производят и продают продукцию и услуги, конкурирующие на рынке. Для наращивания продаж или прибылей компании выделяют группы потенциальных покупателей, называемые целевыми рынками, и затем вырабатывают маркетинговую стратегию, призванную обеспечить привлекательность своей продукции для таких групп. Маркетинговая стратегия определяется тем особым порядком, в котором кампании комбинируют и применяют различные варианты маркетинговых средств. Такая маркетинговая комбинация включает набор элементов, широко известный как четыре “Р”, соответствующих первой букве названия категории: продукция, цена, место, стимулирования, сбыта.

Реклама попадает в категорию стимулирования сбыта наряду с индивидуальной реализацией, стимулированием продаж, и связями с общественностью, каждый из которых может применяться либо для сбыта, либо для привлечения клиентуры на продукцию, услуг или идеи компании.

В настоящее время понятие рекламы и рекламной деятельности в сфере материального производства достаточно хорошо изучено. По мнению большинства исследователей реклама представляет собой важнейший институт продвижения товаров на рынке и неличной форме маркетинговой коммуникации, которая стремится откликаться на запросы и нужды потребителей и, как следствие, отвечать на определенные потребности общества. [8]

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время продуктивно руководить производственно-хозяйственной деятельностью могут только специалисты-управляющие (менеджеры), для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями и законами - это образ мышления и действия.

В сложившихся рыночных условиях хозяйствования особенно актуальной становится проблема осуществления грамотной оценки эффективности работы управленческого состава и эффективности созданного ими организационно-экономического механизма управления предприятием.

Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача оптимального управления состоит в том, чтобы найти и реализовать такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

Таким образом, под оптимальным управлением понимается такая совокупность управляющих воздействий, совместимая с наложенными на систему ограничениями, которая обеспечивает наивыгоднейшее значение критерия эффективности.

Задача управляющей системы заключается в обеспечении заданного критерия или нескольких совпадающих критериев.

Таким образом, повышение эффективности системы управления предприятием предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований предпосылок и показателей успешной работы предприятий.

Целью курсовой работы является поиск возможностей для повышения эффективности работы предприятий Республики Беларусь.

Информация о работе Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия