Сущность и критерии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и критерии малого бизнеса ……………………………………….5
1.1 Сущность предприятий малого бизнеса ………………………………….5
1.2 Критерии предприятий малого бизнеса …………………………………….8
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса ……………...………13
2.1. Управление финансами на малых предприятиях…………………………13
2.2. Финансовые ресурсы предприятия ………………………………………..18
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса …………………..24
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список литера-туры…………………………………………................................33
Расчетная часть…………………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам организаций_1 .doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последнее десятилетие  в России достигнут значительный прогресс становления малого бизнеса как эффективного сектора российской экономики. Создано правовое пространство с нормативной правовой базой, регулирующей предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной рыночной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Курс Президента Российской Федерации на создание условий для нормального развития предпринимательства в стране, концепция государственной поддержки малого бизнеса, принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства РФ по дебюрократизации экономики, внушают надежду на изменение ситуации к лучшему.

Однако имеют  место и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого бизнеса, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.

Сегодня, как никогда актуальным является изучение финансов малого бизнеса, не только со стороны их большой значимости для экономики страны, но и потому, что отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в стране свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:

  1. Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
  2. Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
  3. Рассмотреть способы государственной поддержки  малого предпринимательства.

Решение поставленных в  настоящей работе задач поспособствует выработке наиболее рациональных решений при разработке стратегии развития предприятия малого бизнеса.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и критерии малого бизнеса

1.1 Сущность предприятий малого бизнеса

Предприятия малого бизнеса  являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования, были организованы малые предприятия и их ассоциации, в обращение введены ценные бумаги. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.

Важная роль малого бизнеса  заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер.

Малый бизнес – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства. К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России. [5, c. 26]

Малый бизнес состоит  из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Структура деятельности предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности на основании данных сплошного наблюдения Росстата 2010 представлена на рисунке 1.

В 2010 году, который относят к периоду выхода из кризиса, численность предприятий малого бизнеса сократилась на 3,6%, до 219,7 тысяч предприятий (без учета микропредприятий). За два года их количество

Рис. 1 Структура малых  предприятий по видам экономической 

деятельности

уменьшилось на 22,3% с 282,7 тысяч предприятий на 1 января 2009 г, то есть можно отметить резкое падение темпа уменьшения количества малых предприятий в 5,4 раза.

По видам деятельности динамика количества малых предприятий различна.

В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве относительное сокращение их числа в 2010 году выше среднего – на 5% (до 13,4).

В рыболовстве и рыбоводстве  численность малых предприятий  за 2009-2010 годы уменьшилась на 22,2%.

Количество предприятий малого бизнеса в обрабатывающих производствах снизилось на 3,3%, по отношению к докризисному уровню - на 16,9%.

Численность строительных предприятий малого бизнеса сократилась на 4,9% (до 30,9). Относительно 2008 г. уровень сокращения оказался ниже среднего – на 18,5%.

Торговля и ремонт мото- и автотранспорта, бытовых изделий и личных предметов: снижение на 6,6% (29,8% - 65,5), за 2 года – на 25,9%.

В 2010 году продолжилась тенденция снижения сокращения количества работников (-2,7%). Оборот малого бизнеса вырос относительно 2009г. на 16,4% при снижении их численности. [13, с. 190]

Рост капитальных инвестиций в малый бизнес составил 2,2% против прироста на 6% в целом по экономике.

Динамика развития малого бизнеса по видам экономической деятельности за 2008-2010 годы представлена на рисунке 2.

 

 

1.2 Критерии  предприятий малого бизнеса

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев, зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения

предприятий к малому бизнесу необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Объективность;

Рис. 2 Динамика развития малых предприятий за 2008-2010годы по

видам экономической  деятельности

  • Дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  • Простота в понимании и использовании;
  • Количество критериев не должно превышать трех;
  • Стабильность критериев.

В соответствии с федеральным  законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» в нашей стране установлены критерии отнесения к малым предприятиям:

  1. Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
  • от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно – для малых предприятий;
  • до 15 человек – для микропредприятий.
  1. Выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

На  2011г.:

  • 60 млн. руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн. руб. –  для малых предприятий;
  • 1000 млн. руб. – для средних предприятий. [8, с.1]

В мировой практике для  отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

  • средняя численность занятых на предприятии работников;
  • ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
  • величина активов.

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

Европейская Комиссия приняла  следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME экономике западноевропейских стран:

  • Максимальное число работающих: средние предприятия – менее 250 человек; малые предприятия – менее 50 человек, микропредприятия – менее 10 человек;
  • Максимальная величина годового оборота (в EUR мил.): средние предприятия – 40, малые предприятия – 7;
  • Максимальная величина балансовой стоимости активов (в EUR мил.): средние предприятия – 27; малые предприятия – 5;

Чтобы, в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран – участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности).

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 человек – к малым; 100-499 человек – к средним; более 500 – к крупным. В этой организации главным критерием является среднесписочная численность работников за отчетный период. [9, c. 27]

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Согласно законам Великобритании к малым относятся предприятия, которые соответствуют следующим критериям:

1) численность работников – не более 50 человек;

2) оборот предприятия  – не более 2,8 млн. фунтов  и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. фунтов. [10, с. 114]

Во Франции к категории  малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Сейчас из 3 млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 тыс. предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и компаний малого бизнеса не имеют четких законодательных ограничений. Можно лишь констатировать, что, по налоговым данным, в среднем доходы малых предприятий колеблются от 10 до 100 тыс. евро в год. [11, с.83]

В Швеции система отнесения  предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии критерием отнесения предприятий к той или иной категории является количество сотрудников. Самые маленькие из предприятий малого бизнеса, где заняты от 1 до 9 человек, относятся к категории "мелких". Если работников от 10 до 19, то такое предприятие относят к "малым". И, наконец, если на предприятии работают от 20 до 249 человек, то оно - в сегменте малого бизнеса - относится к категории "средних". Так вот, больше всего в Германии предприятий, относящихся к категории "малых", где работают от 10 до 19 человек. А более крупные предприятия, где заняты от 200 до 500 человек, принято относить к обычным "средним", о которых так любят говорить политики». Тем не менее, некоторые финансовые параметры малого и среднего бизнеса в стране существуют. Например, самые малые предприятия – до 9 человек – характеризуются в Германии ежегодным оборотом до 1 миллиона евро. То есть примерно 1,5 миллиона долларов. В России, для сравнения, такой бизнес может иметь годовой оборот до 2,5 миллиона долларов. А средний бизнес в Германии (до 250 работников) может иметь оборот до 50 миллионов евро, то есть 78 миллионов долларов. В России этот лимит, в отличие от первого (для микробизнеса), почти вдвое жестче – до 43 миллионов долларов. [12, с. 54]

Информация о работе Сущность и критерии малого бизнеса