Страхование во Внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий 5

1.1 Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий 5

1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании 8

2. Виды страховых услуг участников ВЭД в мировой и российской практике 11

2.1. Основные виды страхования ВЭД 11

2.2. Условия карго – страхования во ВЭД и их характеристика 16

3. Состояния и проблемы страхования ВЭД в России 26

Заключение 34

Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

вэд курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Государственная монополия до 1992 года действовала в России на все страхование, а не только на внешнеэкономическое: действовали две государственные страховые компании: «Росгосстрах», страховавший внутристрановые риски, и «Ингосстрах», страховавший преимущественно внешнеэкономические риски.

Страховой рынок в условиях отсутствия конкуренции развивался чрезвычайно медленно. В результате «к началу 1997 года Россия имела высокомонополизированный, малоуправляемый, фактически не развивающийся и неконкурентоспособный по мировым стандартам рынок страхования». [3,с.53]

В настоящее время монополизация российского страхования переросла в государственный протекционизм, который объясняется необходимостью защиты интересов отечественных страховых компаний, капитализация которых остается сравнительно низкой. По данным надзорного органа, 1265 страховых компаний в конце 2007 года были распределены по размеру уставного капитала следующим образом: до 100 млн. руб. — 983 компании, от 100 до 500 млн. руб. — 225 и свыше 500 млн. руб. — 57. При этом капитализация иностранных страховщиков, таких как: Allianz, AIG, Zuerich исчисляется миллиардами долларов США. K[17]

Страхование крупных внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных средств у российских страховых компаний все равно достается иностранным государствам в лице западных перестраховочных компаний.

До введения в действие редакции Закона об организации страхового дела в Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. российский страховой рынок был фактически закрыт для деятельности иностранных страховых компаний. Основным способом сотрудничества с российскими страховщиками оставалось перестрахование. Но, являясь специфической сферой страховых отношений, перестрахование требует хорошо организованной системы контроля за качеством оказываемых страховых услуг, а также за превентивными мероприятиями у российских страхователей. Эти необходимые условия работы иностранных страховщиков были практически невыполнимыми без разрешения их деятельности на территории России. Поэтому возникали случаи фронтирования, то есть передачи российскими страховщиками иностранным перестраховщикам 100% страховой премии по договору перестрахования.

В настоящее время началась постепенная либерализация российского страхового рынка в отношении допуска иностранных страховщиков к осуществлению прямого страхования, в том числе обязательных видов страхования.

В российском страховании наблюдается традиционно для постсоветского страхового рынка высокая доля обязательного страхования: около 53% в общем объеме поступлений страховых премий в 2010 году. По разным оценкам в России действует около 40 видов обязательного страхования, условия и порядок осуществления которых определяются федеральными законами о конкретных видах страхования. В Германии, например, их меньше десятка. [16]

Внешнеэкономическое страхование в большей мере является обязательным. И личное, и имущественное страхование, в том числе страхование профессиональной ответственности, обеспечивают имущественные интересы государственных служащих за рубежом, деятельность таможенных перевозчиков и брокеров и т.п.

Поддержание высокой доли обязательного страхования в России — это вынужденная мера со стороны государственного регулирования: внешнеэкономическое страхование пока может развиваться, прежде всего, в обязательной форме, а в дальнейшем, вместе с развитием страховой культуры участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) будет использоваться добровольная форма.

За период свободного развития страхового рынка с 1992 года был принят целый ряд законодательных и подзаконных актов, которые не только сформировали, но и усложнили порядок деятельности российских страховщиков. При этом многие определения, напрямую затрагивающие внешнеэкономическое страхование, не нашли отражения в законодательных актах России. Например, в российских законах отсутствует определение политического риска как объекта страхования. Хотя внешняя торговля осуществляется согласно внешнеэкономическому контракту и международному праву, которые не в состоянии исключить риск изменения политической обстановки в стране партнера.

Пробелы законодательного обеспечения страхования оказывают негативное влияние на конкурентоспособность российских страховых компаний. Недостатки существующих нормативных актов являются особенно отрицательным фактором для страхователей (участников ВЭД) и их западных контрагентов, испытывающих недостаток в страховой защите внешнеэкономических сделок, по сравнению с привычным для них страховым сервисом за рубежом. Российские участники ВЭД сталкиваются с непониманием такого положения дел со стороны своих иностранных партнеров, в государствах которых имеется многовековой опыт страхования и отрегулированный законодательный механизм.

Выделим основные особенности российского страхового рынка на уровне страховых компаний.

Во-первых, российский страховой рынок — это растущий рынок. Общая сумма страховых выплат по всем видам страхования за 1 квартал 2010 года составила 172,9 млрд. рублей (105,4%) по сравнению с 2009 годом на 15,5%. Наибольшим темпом увеличивались выплаты по страхованию имущества (прирост составил 44,3% ). Выплаты по личному страхованию и страхованию ответственности росли на уровне 17% по каждому виду.[16]

При этом рынок очищается от схем по уходу от налогообложения. Если в 2000–2001 годах на долю страхования жизни, которое на 90% является в России налогосберегающей схемой, приходилась половина совокупной страховой премии, то в 2008 - 2009 годах доля страхования жизни снизилась до 15% и продолжает снижаться. [16] Таким образом, наблюдается тенденция постепенного очищения рынка. В основном она затрагивает крупных страховщиков из первой двадцатки, которые отказываются от схем в пользу прозрачности бизнеса и улучшения своего имиджа перед инвесторами и клиентами.

На развитых мировых рынках накопительное страхование жизни является ведущей страховой отраслью, в России же доходы от реального страхования жизни очень низкие. Хотя перспективы данного вида страхования являются очевидными, в том числе исходя из примера развивающихся и сходных исторически с нашим страховых рынков Восточной Европы и Прибалтики. Поэтому ведущие страховые эксперты прогнозируют постоянный рост в этой сфере. Приблизительно к 2013 году сборы премий по накопительному страхованию жизни и по рисковым видам страхования должны сравняться на уровне 24 млрд. долларов США. Тогда можно будет говорить о новом этапе развития российского страхового рынка в масштабах мирового страхования. На сегодня, по данным Swiss Re Economic Research & Consulting, доля совокупной российской премии в общем объеме премий в мире составляет 0,48%. [17]

Во-вторых, структура премий и выплат крупных и средних страховых компаний России говорит о постепенной универсализации их деятельности, то есть об образовании мультифункциональных страховых компаний. Не только исторически сложившиеся «универсалы» такие, как: «УралСиб», «РОСНО», «АльфаСтрахование», но и кэптивы: «СОГАЗ», «Капиталъ Страхование», «Прогресс», — диверсифицируют свой портфель и выходят на свободный рынок.

В-третьих, практически все существующие виды внешнеэкономического страхования в России заимствованы у западных стран. При этом число видов услуг, предоставляемых российскими страховыми компаниями (около 100), значительно уступает зарубежным конкурентам (3 000 в США, 400–600 в странах Европы).

Разнообразие внешнеэкономических рисков требует разработки специализированных страховых продуктов по их преодолению. К созданию новых страховых продуктов объективно вынуждают постоянно растущие риски в сфере ВЭД. Систематическое развитие новых страховых продуктов — инновационность — как один из основополагающих принципов маркетинга в страховании должно охватывать все сферы страховой деятельности: от заключения договора страхования до поиска новых сфер инвестиций и современных методов управления.

От российского законодателя требуется постоянная корректировка соответствующих правовых норм с тем, чтобы унифицировать условия отечественного и зарубежного страхования и, таким образом, страховать риски, прежде всего внешнеэкономические, по принятым в мире правилам. Ускорение развития российского законодательства в этом направлении следует ожидать в ближайшие годы в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Недостаточная развитость третьего уровня системы внешнеэкономического страхования — инфраструктуры — приводит к вынужденной концентрации российского страхового рынка. Количество страховых компаний постепенно сокращается. В 1997 году в России работали около 2 400 страховщиков. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на 10 июня 2010 года в государственном реестре страховщиков значится 685 компаний, включая перестраховочные. За год количество страховщиков сократилось на 71 компанию. Несмотря на снижение общего числа страховых компаний, их совокупный уставный капитал за год вырос на3,1% - с 150,2 млрд. рублей до 157,8 млрд. рублей.[16]

Многие компании исчезают с рынка, не выдерживая конкуренции, или становятся дочерними обществами (региональными подразделениями) крупных страховщиков, переходя в них целыми коллективами. В 2002–2004 годах на рынке наблюдаются слияния и поглощения («Росгосстрах» и «Сибирь»), обмен топ-менеджментом («Прогресс», «Россия», «УралСиб» и «Гута-Страхование»), покупки российских страховщиков западными компаниями («Allianz» и «РОСНО»), а также увеличение доли участия иностранных страховщиков в российских дочерних компаниях (с 45% до почти 100% участия «Zuerich» в «Цюрих-Русь»).

Как результат концентрации фрагментация страхового рынка особенно заметна в страховании имущества: на долю первой двадцатки страховщиков в общем объеме поступлений премий в 2008 году приходилось около 45%. Этот же показатель по личному страхованию и страхованию ответственности составляет около 40%. Таким образом, ключевую роль в российском страховании играют крупные страховые холдинги, обладающие разветвленной региональной сетью. Например, «Росгосстрах» имеет имеет более 80 филиалов и 2 000 агентств, «Страховой дом ВСК» — более 80 филиалов и 300 отделений по России. При этом региональная фрагментация рынка очень существенна: на долю Центрального федерального округа приходятся 58% от совокупного объема страховых премий.[16]

Наибольшее число страховых компаний сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним областях. Крупнейшие страховые компании, ориентированные на внешнеэкономическое страхование, такие как: «Ингосстрах», «РОСНО», «УралСиб» имеют головные офисы в Москве. Это обусловлено не только сосредоточением квалифицированных кадров в этих регионах, но и тем, что в них велики объемы заключаемых внешнеэкономических сделок и наилучшим образом развита страховая инфраструктура.

Фактически все крупные российские перестраховочные компании и брокеры находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на наличие более трех десятков специализированных перестраховочных компаний, развитого российского рынка перестрахования нет, так как финансовые возможности этих компаний существенно уступают экономической мощи страховщиков и западных перестраховщиков. К немногим преуспевающим российским перестраховочным обществам следует отнести «Москва Ре», «Транссиб Ре».

В целом проблемы национального перестраховочного рынка негативно сказываются на состоянии страхового рынка России, что приводит к передачи основной доли перестраховочной премии за рубеж. Более десяти лет в России работают такие всемирно известные перестраховочные компании, как: «Muenich Re», «Cologne Re», «Swiss Re», а также брокеры: «Marsh & McLennan», «AON», «Heath».

Институт независимых посредников в России также недостаточно развит. Как страховых агентств, так и страховых брокеров не хватает. Институт страховых брокеров в России получил свое развитие только с началом рыночных преобразований. При этом специализированные страховые брокеры находятся только в начальной стадии развития. Объем размещаемых брокерами рисков увеличивается год от года, но еще значительно уступает объему операций выше названных представительств западных страховых брокеров. Интенсивное развитие института независимых страховых посредников в ближайшие годы могло бы положительно отразиться на состоянии страхового рынка в целом.

Растут продажи страховых продуктов через банковскую сеть. Примерами могут служить «Росгосстрах», начавший реализацию страховых полисов через сеть «Сбербанка РФ», а также «Ресо-Гарантия», через филиалы «Промрадтехбанка» продающий полисы по страхованию медицинских расходов при поездке за рубеж. В целом, сектор страховых специалистов (сюрвейеры, оценщики, аварийные комиссары) инфраструктуры российского страхования развивается активно и требует создания соответствующей правовой базы для обеспечения условий признания заключений этих специалистов всеми заинтересованными сторонами страховых отношений как в России, так и за рубежом.

Все элементы страховой инфраструктуры оказывают неоспоримо большое влияние на развитие страхового рынка. Особенности современного страхового рынка в России указывают на наличие некоторых проблем, устранение которых в ближайшие годы должно стать одним из приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономического страхования. [4, с.18]

В этом парагафе были раскрыты основные моменты относительно направлений развития страхования ВЭД в России. Отмечены основные тенденции развития основных видов страхования. Рассмотрена динамика страховых премий за последние года.

Заключение

 

В наше тяжелое неспокойное время учащаются кризисы, периоды стагнации, поэтому предприятие должно быть уверено в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником предприятиям как участникам ВЭД выступает страхование ВЭД предприятий. Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно-импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок. Страхование позволяет участникам ВЭД застраховывать свою ответственность от рисков, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД.

Существенной особенностью страхования в ВЭД является то, что для его поведения необходимо соблюдение определенных условий как на стадии лицензирования тех или иных видов страховой защиты, так и при их проведении.

Значение страхования неизменно растет с каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность и сохранить результаты своей деятельности, уменьшить негативные последствия. Рынок страховых услуг достаточно емкий. Основные виды страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

Информация о работе Страхование во Внешнеэкономической деятельности предприятия