Специфические отраслевые культуры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:57, реферат

Краткое описание

Многообразие культур предпринимательства обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Различия, существующие между торговым концерном и строительным предприятием, между маклерской конторой по продаже недвижимого имущества и предприятием по снабжению, очевидны для каждого и могут быть перечислены в течение всего лишь нескольких минут.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория Менеджмента.docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

Специфические отраслевые культуры предпринимательства

Многообразие культур предпринимательства обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Различия, существующие между торговым концерном и строительным предприятием, между маклерской конторой по продаже недвижимого имущества и предприятием по снабжению, очевидны для каждого и могут быть перечислены в течение всего лишь нескольких минут.

Дил и Кеннеди разработали объяснительную модель, которую можно представить в виде следующей простой схемы:

Рис. 3. Схема специфической отраслевой культуры.

Здесь используются два критерия, оказывающих на культуру сильное опосредованное влияние:

Риск

Насколько объективно и субъективно содержат в себе риск те или иные решения и конкретные действия? Здесь имеются в виду прежде всего рискованные решения и действия, связанные с фуншшонированием рынка.

Обратная связь

Как скоро выяснится, правильным ли было принятое решение или эффективным ли было конкретное действие? И в этом случае оба автора подразумевали прежде всего время, в течение которого с рынка поступает информация об успехах или неудачах.

В соответствии с этими критериями различаются следующие виды культуры:

Культура торговли

Эта культура, характеризующаяся быстрой обратной связью и относительно малым риском, развивается в первую очередь в торговых оргашзациях и организациях по сбыту, в розничной торговле, частично у производителей компьютеров, у маклеров по продаже недвижимого имущества и финансовых маклеров (например, раньше по сбыту проектов частных построек), у торговцев автомобилями, при продаже товаров с доставкой на дом, а также при мелкорозничной торговле.

Успех зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в поиске сделок. Поскольку отдельная сделка в прнципе не приводит к банкротству всего предприятия, здесь существует незначительный риск. Ситуация облегчается еще и тем, что в течение короткого времени можно увидеть, что идет на рынке, а что нет.

Сотрудниками являются зачастую молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Эти люди, по натуре дружелюбные, без больших духовных запросов, но внешне привлекательные, умело используют красноречие, общаясь с людьми с известной долей юмора.

Поскольку они часто находятся один на один с покупателем, им особенно важна поддержка коллектива сотрудников. Сотрудники в сфере культуры торговли во всех отношениях хорошо ведут коллективную игру. Они склонны к принятию быстрых и несложных решений. Феномена «паралича в результате анализа» здесь не наблюдается. Вместо того чтобы ломать голову, они охотнее пробуют на практике что-либо новое. Явно выделяется большое стремление действовать.

Охотное общение друг с другом и обмен мнениями делают сферу культуры торговли подчеркнуто коммуникативной, вызывают чувство сопричастности, духа коллективизма и товарищества. Не случайно проводимые сотрудниками мероприятия предусматривают возможность совместного развлечения. Соревнования, встречи, заседания, семинары, экскурсии имеют для них большое значение. Их не пугают пирушки и состязания острословов, иногда они даже вместе поют песни или рассказывают истории о том, как обращаться с капризными покупателями.

Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Успехи празднуются. Финансовые стимулы не всегда имеют для сотрудников первостепенное значение. Принадлежность к команде, делающей успехи, является фактором мотивации, который нельзя не учитывать.

Сила различных сфер культуры торговли заключается в том, что очень быстро и очень многое можно привести в движение. Однако наряду с этим имеются некоторые недостатки:

- количество превалирует  над качеством. Сильно выраженное  желание продать приводит к  тому, что после продажи недостаточное  внимание уделяется последующим  проблемам. Подобный феномен постоянно наблюдается, например, в страховом деле: объем продукции, т.е. количество страховых полисов, на определенном отрезке времени значительно увеличивается, что позднее может найти свое выражение в форме соответствующей высокой квоты их сторнирования*;

* Сторнировать - в бухгалтерском учете способ  исправления ошибочно внесенных  операций и исключение их из  итоговой суммы. - Прим. ред.

- доминирует мышление  краткосрочного успеха. Размышления о том, что сиюминутный успех может означать потерю рынка или постепенный упадок предприятия, продолжаются недолгое время;

- сотрудники чувствуют  свою связь прежде всего с коллективом и меньше с предприятием. Этим можно объяснить то, что в страховом деле коллективы в полном составе переходят в другую организацию. Если наступают кризисы или тяжелые времена, у сотрудников не хватает выдержки, терпения и нервов, чтобы выстоять перед лицом этих проблем.

- в сферах торговли сотрудники не стареют. Высокая текучесть кадров приводит к тому, что средний возраст сотрудников относительно невысок, однако предприятие тем самым теряет людей, которые могли бы двигать культуру вперед. При ежегодной стопроцентной текучести предприятие практически начинает свою деятельность заново.

В сфере культуры торговли даются дельные консультации о том, как замедлить соответствующие процессы и успокоить сотрудников, страстно жаждущих деятельности, чтобы избежать принятия поверхностных и близоруких решений. Именно поэтому на стене фирмы «ИБМ» висит табличка с призывом «Думай!». Она призвана способствовать установлению взвешенного соотношения между качеством и активностью, между стабильностью и ростом.

Культура выгодных сделок (спекулятивная культура)

Эта культура, на которую накладывает свой отпечаток быстрая обратная связь успешного или неудачного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, встречается везде, где производятся выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п. Однако элементы этой культуры можно распознать и в таких областях, как мода, косметика, профессиональный спорт, реклама и финансирование рискованных предприятий.

Быстрое использование предоставляюгцихся шансов - вот основная стратегия. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег.

Сотрудниками зачастую являются молодые или духовно молодые люди. Обладая индивидуалистическими чувствами и высоким самомнением, сотрудники развивают в себе большое тщеславие, говоря: «Покажи мне вершину, и я взойду на нее!»

Сферы спекулятивной культуры часто представляют собой питательную почву для субкультуры делового человека: вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне, их нельзя показывать.

Находясь продолжительное время под бременем необходимости принятия решения, люди вращаются в этой среде риска и решений.

Здесь общаются друг с другом немногословно и зачастую очень быстро. Примером этого является используемый на бирже язык коротких реплик и жестов.

Сотрудничество внутри коллектива весьма относительно. Зачастую сотрудники отвратительно ведут коллективную игру. Лихорадочная деятельность и бремя конкуренции не способствуют развитию стабильных и зрелых групп людей.

Поскольку целью любой спекулятивной сделки является извлечение прибыли, сотрудники ошущают на себе финансовые успехи и виде премий, вознаграждений и доли прибыли. Можно сделать состояние в течение ночи (у американцев это называется «делать хитрые деньги») или лишиться его. При этом говорят: «Будет день, будет доллар» или «Новая игра, новый успех».

Однако вознаграждение может выражаться не только в звонкой монете. В сферах спекулятивной культуры ловким сотрудникам должное воздается в виде создания культов «звезд» и личности.

Методы менеджмента, признаваемые современными, становятся ритуалом, призванным создавать впечатление того, что все всесторонне продумано и все сделано, чтобы обеспечить выполнение решений и избежать лихорадочной деятельности.

Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды, непонятные сторонним наблюдателям. Некоторые, например, считают, что успех возможен в том случае, если они будут носить тот или иной костюм. Группа удачливых инвесторов может отказаться принять в свой круг еще одного партнера, если для занесения ею в список придется перевернуть лист бумага.

Непросто найти преимущества в сферах спекулятивной культуры. Они представляют собой сцену, на которой играют актеры. Поскольку речь при этом идет не о производстве качественного продукта, не о хорошем сервисе или вкладе в развитие общества, основной мотив, по крайней мере внешне, проявляется в максимально быстром получении максимальной прибыли, по возможности без производительного труда.

Возникает такая культура, где вознаграждаются суеверия, близорукость, агрессивность и отсутствие коллегиальности. Здесь долго не говорят о неудачах и их причинах. О них никто не знает; собственно говоря, их просто никогда не было. В этих условиях не может быть сильно развитой культуры, поскольку отсутствует то, что можно было бы передать дальше.

В принципе подобные формы культуры объяснимы только азартом игрока, поскольку не следует упускать из виду того, что спекулятивные сделки гарантируют острые ощущения в течение всей жизни. Профессиональный спекулянт ценными бумагами, например, практически весь день находится в напряжении. Утром он должен ознакомиться с экономическими разделами дневных газет и с последними сообщениями информационных служб бирж. Ближе к полудню перед открытием биржи он может дать некоторые распоряжения. После полудня интерес представляет начальный курс акций, а спустя час - заключительный курс. После этого наступает определетшый перерыв. Об операциях и сделках после закрытия биржи можно судить в вечерние часы. Еще в большем напряжении наш спекулянт окажется после того, как подключит монитор к международной биржевой информационной службе и сможет наблюдать за изменением курса поминутно.

Пока курсы акций растут, это доставляет удовольствие. Поводом для размышления является американский феномен: там психотерапевты проделали уже огромное количество опытов со спекулянтами с целью познания себя как личности на бирже, хотя биржа - это самое дорогое и болезненное место для таких опытов.

Административная культура

На фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, в обеспечении, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках и в системе страхования.

Стратегически эти организации нацелены, собственно говоря, на обслуживание, сервис, при этом зачастую проявляются сильно выраженная своеобразная динамика и мощные тенденции самосохранения.

Сотрудники - это аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться.

Решения принимаются продуманно, на их принятие требуется длительное время, при этом решения подстраховываются со всех сторон.

Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Кооперирование сотрудников носит относительный характер.

Во время работы сотрудники испытывают не слишком много радости, поскольку практически отсутствует обратная связь или с ними вступают в связь тогда, когда что-то не ладится.

Основное внимание уделяется тому, как сделать, и меньше тому, что сделать. Таким образом, на переднем плане стоит форма, а результат - скорее на заднем. Почти нет связи между результатом и вознаграждением. По достижении определенного возраста практически все повышаются в должности, даже если в нашем обслуживании нет регулярных повышений.

Такая сильно выраженная ориентация на внутренние проблемы проявляется в ряде ритуалов:

- По всем вопросам делаются  протокольные записи.

- Имеется хорошо отлаженная  система хранения документов, что  позволяет в случае необходимости  доказать свою невиновность.

- Процедура имеет большее  значение, нежели результат.

- Исполняются все распоряжения, как разумные, так и бессмысленные.

- Сотрудники живут в  тенденциозном, искусственно изолированном мире, в котором полностью переоценивается самое незначительное событие. Связь с внешним миром теряется. В результате этого появляются и натянутые отношения с внешним миром из-за того, что решение невозможно разъяснить окружающим.

- Большое значение для  самооценки имеют титулы; они  важнее, чем деньги.

Хотя каждый знает, что без администрации не обойтись, административная культура вызывает повсеместно неудовольствие. Она ассоциируется с бюрократизмом, обстоятельностью, абсурдностью, неэффективностью и неспособностью сделать самое необходимое. Политики могут быть уверены во всеобщей поддержке, когда они клеймят пороки канцелярщины, и в одобрении своей деятельности, направленной на рационализацию администрирования. Однако они поступают хитроумно, когда поручают сотрудникам системы изменить такое положение вещей, но так, чтобы все оставалось по-старому.

Проблематике административной культуры, которая помимо сферы общественной администрации простирается в сферы крупною предпринимательства, должное воздает лишь тот, кто представляет себе факторы, влияющие на становление этой культуры.

Деятельность администрации направлена на то чтобы упорядочить миллионы управленческих действий и в максимально рациональной степени их реализовать. Администрация не захватывает рынки, не использует в принципе проценты и доходы, в малой степени или вообще не способствует созданию репутации предприятия в общественной жизни. По сравнению с культурами других отраслей сотрудники не испытывают на себе «публичных» успехов, выражающихся дивидендами и товарностью. Строго говоря, в административной культуре нечего праздновать, нет для этого поводов. В действительности же, конечно, все не так: поводом для радостных встреч являются не внешние успехи организации, а важные этапы в карьере ее сотрудников. Юбилеи, повышения по службе, дни рождения и увольнения представляют собой сплошную цепь поводов для празднования. Поводом для празднования является не достижение целей, а прежде всего сам сотрудник.

Информация о работе Специфические отраслевые культуры предпринимательства