Специфические особенности российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность предпринимателя рассматривают в связи с созданием новых комбинаций, новым качеством самой работы, разработкой новых планов, повышенным риском и увеличением вероятности новых ошибок, стремлением к самостоятельному делу и радостью творчества. Коммерсант отличается способностью «плыть против течения», преодолевать сопротивление социальных сил, устанавливать сотрудничество с нужными людьми и оказывать влияние на других, зависимостью успеха от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат сил и энергии.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………2
1. Понятие личности………………………………………………………….…3
2. Структура личности предпринимателя………………………………………5
3. Личностные качества предпринимателя……………………………………...7
4. Качества противопоказанные предпринимателю…………………………...13
5. Специфические особенности российского предпринимателя…………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………..……………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

Ведение……………………………………………………………………………2

1. Понятие личности………………………………………………………….…3

2. Структура личности предпринимателя………………………………………5

3. Личностные качества предпринимателя……………………………………...7

4. Качества противопоказанные предпринимателю…………………………...13

5. Специфические особенности российского предпринимателя…………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………..……………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фигура предпринимателя  описывается в десятках произведений русской и мировой литературы. О силе и неординарности характера  предпринимателя ярко свидетельствуют  персонажи Дж. Лондона и О. Бальзака, А.Чехова и И. Шмелева, Э. Золя и Д. Мамина-Сибиряка, Т. Манна и А. Хейли. Ф. Энгельс говорил о первых предпринимателях индустриальной эпохи, что они были всем что угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Обобщенный образ предпринимателя наделен, во-первых, особым взглядом на вещи, причем главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете. Во-вторых, способностью идти в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления. В-третьих, его воздействием на других людей, которое определяется понятиями «иметь все», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Деятельность предпринимателя  рассматривают в связи с созданием  новых комбинаций, новым качеством  самой работы, разработкой новых  планов, повышенным риском и увеличением  вероятности новых ошибок, стремлением  к самостоятельному делу и радостью творчества. Коммерсант отличается способностью «плыть против течения», преодолевать сопротивление социальных сил, устанавливать  сотрудничество с нужными людьми и оказывать влияние на других, зависимостью успеха от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат сил и энергии.

 

 

 

 

 

  1. Понятие личности

 

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида  как субъекта отношений и сознательной  деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или

2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности.

Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Понятие «личность» отражает внешний социальный образ, который  принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая  школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Г. Оллпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, обусловливающую его поведение и мышление. Другие (3. Фрейд) понимали личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К. Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура личности предпринимателя

 

В качестве модели иерархической  структуры личности можно взять  концепцию советского психолога  К. К. Платонова, который выделял  в личности четыре подструктуры.

Этот психолог представлял  структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и  биохимические особенности человеческого  организма, а высший уровень определялся  социальными и духовными особенностями  личности. Каждый следующий уровень  в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При  этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его  половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов  она ориентируется больше на внешние  признаки престижа и богатства, в  то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений  с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области  бизнеса могут влиять на биологические  программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической  подструктуры их личности.

Наиболее важную роль в  структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе индивидуального  развития, под влиянием обучения и  воспитания. Она проявляется в  целях, которые ставит перед собой  человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Среди предпринимателей преобладают  люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства  чаще люди первой группы, действительно  выдающихся успехов в бизнесе  достигают лица с преобладанием  деловой направленности.

 

 

  1. Личностные качества предпринимателя

 

Описание личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.

Личность каждого  предпринимателя уникальна, что  определяет способ организации ими  бизнес-процессов. Например, один бизнесмен  может часто менять направления  своей предпринимательской деятельности, в то время, как другой будет постоянен в своих пристрастиях и бизнес-стратегиях. Один будет честен с компаньонами и государством, другой – будет пытаться уклоняться от уплаты налогов и своих обязательств по отношению к деловым партнерам.

Личности всех предпринимателей времен царской России, НЭПа и России конца ХХ века будут иметь много общего внутри каждой исторической группы, но будут отличаться от личностей предпринимателей иной эпохи. 

Если предприниматель  проявляет высокие моральные  качества: верность своему слову и  взятым обязательствам, трудолюбие и  ответственность, то у него с высокой  долей вероятности будут отсутствовать  такие качества личности как лень, лживость и непоследовательность.

В процессе своего развития предприниматель может измениться. Со временем у него могут возникнуть такие черты, как подозрительность или агрессивность, вследствие  неоднократного обмана его партнерами или работниками.

Одно из несомненных положительных  качеств личности предпринимательства - это его лидерские качества.

Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Предприниматель не может  не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить  их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников  в способности достичь такого уровня выполнения заданий, который  раньше казался им недоступным. Эта  способность лидера тесно связана  с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять  суть инноваций, сплачивать коллектив  в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер - это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.

Для удовлетворения интересов  общества предпринимателю необходимо:

  • изучить интересы определенной группы людей;
  • предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
  • суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.

А. Менегетти считает, что экономический лидер - это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. По представлениям этого автора, лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения.

Этот далеко не полный перечень личностных качеств заставляет искать среди них наиболее важные, без  которых успех предпринимательской  деятельности будет существенно  затруднен. Анализ деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:

  • самостоятельность - в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности - одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели - это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.
  • амбициозность - также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России - чаще как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность, т. е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.
  • настойчивость - в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.
  • трудолюбие - как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.
  • стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.

Информация о работе Специфические особенности российского предпринимателя