Социальная ответственность предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:52, реферат

Краткое описание

Вместе с тем, несмотря на все более широкое распространение принципов социальной ответственности бизнеса и осознание тех преимуществ, которые они дают как предпринимателям, так и обществу, границы социальной ответственности остаются весьма размытыми. В зависимости от целей исследования, каждый автор трактует корпоративную социальную ответственность по-своему. Кто-то ограничивает социальную ответственность бизнеса производством качественной, безопасной для потребителей продукции; кто-то делает акцент на дополнительной социальной защите своих работников. Другие авторы сводят ее к проявлениям благотворительности, поддержке образования, науки, культуры и духовности, проведению активной экологической политики.

Содержание

Введение
Социальная ответственность предпринимателя
Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей
Проблемы социальной ответственности предпринимательства
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Проблемы социальной ответственности
    2. предпринимательства

 

Что такое социальная ответственность бизнеса?  
 
С изменением политического строя, появлением новых социально-экономических отношений трансформировался характер и содержание организаций. Иной стала структура организаций, изменились взаимоотношения между различными социальными общностями. Чаще эти отношения носят противоречивый характер. Особенно сильное противостояние проявляется в предпринимательских структурах, в сфере бизнеса. Порой это противостояние носит противоправные формы. Результатом таких отношений является рост правовых нарушений и социальной напряженности в обществе, усиление депривации и всеобщей неудовлетворенности, увеличением профессиональной пассивности и неверие в перспективы развития. 
 
Тем не менее, роль предпринимательства и бизнеса с позиции выполняемых социальных и экономических функций велика. Они создают рабочие места, насыщают рынок товарами, удовлетворяющими потребности населения, определяют темпы валового продукта, формируют конкурентную среду, участвуют в благотворительности, решают социальные проблемы или снижают ее остроту в обществе и т.д. В целом предпринимательство способствует воспроизводству населения в части рабочей силы. Все эти функции эффективно выполняются, когда предпринимательство функционирует в достаточно цивилизованном, стабильно развивающемся обществе. В этих условиях повышается социальная ответственность всех субъектов предпринимательской деятельности или бизнеса. 
 
Само понятие ответственности часто понимается как синоним обязанности что-то сделать. Социальная ответственность выступает как определенные ожидания окружающей среды по отношению к определенным общественным организациям и осознанием долга перед обществом. Социальная ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон), так и через понимание своей общественной роли. 
 
Социальная ответственность предпринимательства – это некоторая договоренность между предпринимательством и обществом, в котором оно функционирует. Этот тандем реализуется через стратегию, направленную на реализацию своих интересов с учетом общественных потребностей. То есть ответственность выступает как правовая, так и как социально-этическая норма. Действия предпринимательства в рамках законности считаются социальными. Естественная обязанность бизнеса – нацеленность на максимальную прибыль. Наверное, невозможно представить собственника, конкурирующего в «рыночных джунглях» и выживающего в дикой конкурентной борьбе и при этом строго действующего по закону. Жесткая конкуренция способствует только большей разобщенности и отчужденности, обостряя социальную напряженность. Возникает необходимость выстраивания гармоничных отношений бизнеса со средой, работниками, государством, в целом с обществом. Создание партнерских отношений способствует качественному развитию и совершенствованию социальных структур, но как выстроить их в конкурентной среде, где выживают отнюдь не честные, а не дисциплинированные в отношении права предприниматели и бизнесмены. Жесткая борьба проявляется в безжалостном подавлении конкурентов, вытеснении соперников с рынка, их разорение. В ход идут различные средства, в частности: ложная информация, сомнительная реклама, дискредитация конкурентов, лицемерие, взяточничество, спекуляция и т.д. В этих условиях сложно сохранить этические принципы и гуманные отношения в такой борьбе. За чертой между конкурентами остаются такие ценности, как чувство долга, уважение в прямом смысле, поддержка друг друга и взаимопомощь, дружба и т.д. В состязательной борьбе под сомнение ставятся человеческие, искренние, доброжелательные отношения. 
В рыночных условиях борьба за долю рынка, удовлетворение своих потребностей особенно усиливается. Социальная роль конкуренции, конечно же, не исключается, но как определить пределы ее добросовестной и недобросовестной разновидности, когда борьба в принципе осуществляется в заданных экономико-правовых рамках. А состязательные действия направлены на получение своей выгоды, определяющейся частной собственностью. В этом еще раз мы видим подтверждение известной теории «корпоративного эгоизма». 
В системе частной собственности в противоречие вступает и профессиональная ответственность. Исходя из интересов хозяев, работники должны свой профессионализм направить на увеличение их дохода и создание благоприятной среды для устойчивой прибыли. Предпринимательская деятельность связана с риском. Даже самый тщательный расчет и прогноз не способны предусмотреть все нюансы хозяйственной деятельности в условиях рыночной неопределенности. Профессионализм наемных работников в предпринимательской среде проявляется в применении своих знаний и навыков, направленных на формирование жизнестойкости предприятия, завоевание им рынка. Но для обеспечения решений данной задачи собственник обязан обеспечить работникам достойное существование. Противоречива сама позиция, когда с одной стороны, защита наемных работников, а с другой – стратегия максимальной прибыли и вознаграждения собственников. Но поскольку наемные работники участвуют лишь в наращивании максимальной прибыли и практически никогда или в меньшей степени в ее распределении, то уравновесить экономическую и социальную составляющую всех страт в коммерческих частных организациях возможно лишь в мечтах. 
Сложные взаимоотношения складываются и среди работодателей – предпринимателей и наемных работников. Организационные и экономические интересы предпринимателя, совпадающие чаще всего с его основными целями, нередко противостоят интересам наемных работников, цели которых не совпадают с целями всего предприятия. В последнее время противостояние между ними особенно усиливается в связи с недопониманием каждого своей роли в системе взаимодействия. Полярность очевидна в различных целях, интересов, выполняемых функциях. Налицо проявление отчужденности труда работников в условиях господства частной собственности. Степень удовлетворения труда напрямую зависит не от результатов, а от собственника, работодателя, его прихотей, а участие работника в увеличении прибыли с малой вероятностью отразится на оплате труда. В связи с этим велика дифференциация в оплате труда собственника и наемного работника любого уровня. Как определить степень социальной ответственности бизнесменов, диктуемой якобы сознательными качествами гуманизма в случае нарушения ими трудового кодекса по отношению к своим работникам. Например, незаконные увольнения, шантаж работников, моббинг и т.д. На практике таких примеров множество. Нередки случаи сверх эксплуатации работников, задержка заработной платы, сознательно заниженная стоимость труда, что еще больше противоречит трудовому праву в рамках современных условий труда. Отсюда и безработица, обнищание большей части население страны, социальная несправедливость, ярко выраженное экономическое неравенство.Понимание социальной ответственности с позиции общественных норм и ожиданий противоречит рыночным отношениям. Все что полезно для бизнеса не всегда корректно для его окружения. Для большинства предприятий социальная ответственность выходит на второй план. Особенно сложнее малому предпринимательству в России в связи с тем, что оно нестабильно и не защищено от посягательств коррумпированных преступных структур. Поэтому его эгоистический интерес вполне оправдан. Рыночная система требует активного государственного вмешательства в выработку механизмов равноправной социальной поддержки предпринимательства, в особенности малого, а также в формирование благоприятной среды для зарождения гуманистических основ в формате социальной ответственности. 
 
Проявление бизнесом социальной ответственности отражается на удовлетворении ожиданий окружающей общественной среды. Но для этого организационные структуры должны обладать значительными финансовыми ресурсами и функционировать в стабильной экономике. Должны быть четко разработаны гибкие критерии социальной ответственности в зависимости от факторов, влияющих на его величину. Социальная экономика в формате социальной ответственности должна преобразовываться в следующих направлениях: 

- социальной  поддержки населения, поощрения  их активности в принятии решений, в проявлении самостоятельности; 
 
- формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества; 
 
- государственного регулирования деловой активности бизнеса и предпринимательских структур в общественных интересах; 
 
- противодействия негативным общественным явлениям и процессам в трудовой сфере, борьбы с асоциальными действиями. 
 
Эти направления могут быть важными векторами в управленческой деятельности малого бизнеса и предпринимательства. Опираясь на социальную политику, малое предпринимательство станет реальным фактором социально-экономического развития общества.

 

 

Список литературы

 

1) Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го - начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2000;

2) Журнал  «Меценат» № 1,2003."Еще немного  и мы преодолеем скользкий  путь от гангстеров до филантропов";

3) Журнал  «Меценат» №9, 2003. «Социальный портрет  современного предпринимателя».

4) Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и Статистика, 1996 г.

5) Проблемы  планирования и управления. Опыт  системных исследований/ Под. ред. Голубкова Е. П. - М.: Экономика, 1987 г.

6) Друкер П. Эффективный управляющий. - М.: 1994 г.

 


Информация о работе Социальная ответственность предпринимателя