Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 15:18, реферат

Краткое описание

Порядок реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. Нормативно-правовые акты в помощь предпринимателям. Действующее законодательство восприняло ранее существовавшие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательское право.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

Второе основание —  грубость нарушений. Здесь для выдвижения требования о ликвидации хозяйствующего субъекта не надо доказывать, что нарушения  имели место несколько раз. Достаточно и одного, но грубого. А что же понимать под грубым нарушением? Представляется, что ключик к правильному толкованию нарушения как грубого заключен в слове "иные", которому предшествуют указанные в ст. 61 ГК РФ два совершенно конкретных повода для ликвидации хозяйствующего субъекта: осуществление деятельности без лицензий, когда таковые требуются, либо запрещенной законом. Идя по намеченному пути, данный перечень и будет пополняться практикой. Уже, например, внесено предложение  добавить к нему нарушение экологического законодательства, причинившее ущерб здоровью людей.

Кроме общих применимых ко всем хозяйствующим субъектам случаев  их ликвидации, ГК РФ предусматривает  особые основания ликвидации отдельных  видов хозяйствующих субъектов, т. е. действующих в рамках тех  или иных организационно-правовых форм. Например, число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", пятьдесят. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае уменьшения стоимости его чистых активов ниже уровня, установленного законом. Особый повод к ликвидации коммерческих и некоторых некоммерческих организаций — объявление их судом несостоятельными (банкротами). Об этом подробно сказано в теме "Несостоятельность (банкротство)".

Качественное отличие  ликвидации юридического лица от реорганизации  состоит в том, что ликвидация влечет прекращение его существования  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Хозяйствующий субъект просто исчезает из числа участников рыночных отношений, что оказывает значительно большие отрицательные последствия на функционирование предпринимательства, экономики в целом по сравнению с реорганизацией. Данное обстоятельство обусловило необходимость особенно тщательного законодательного регулирования ликвидационных процедур с тем, чтобы возможно надежнее гарантировать права самой ликвидируемой предпринимательской организации, а также всех ее кредиторов: граждан, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; лиц, работающих в ликвидируемом юридическом лице по трудовому договору, в том числе по контракту; партнеров по гражданско-правовым договорам; погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и т. д.

Это находит выражение прежде всего в том, что иски о ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ, и только тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Своеобразной формой защиты прав юридических лиц от незаконной их ликвидации является отказ арбитражных судов от принятия исков государственных органов и органов местного самоуправления о ликвидации предпринимательских организаций, если право на это названных органов прямо не предусмотрено законом. В недавнем прошлом из государственных органов наибольшую активность по обращению в арбитражные суды с соответствующими исками проявляли налоговые инспекции различных уровней. Высший Арбитражный Суд РФ вынужден был специально разъяснить, что действующим законодательством такого права налоговым инспекциям не предоставлено.

Гарантии законности ликвидации юридических лиц заложены также  в строго упорядоченных процедурах ее осуществления. Процесс ликвидации юридического лица состоит из следующих  стадий:

первая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

вторая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В случае, если ликвидация осуществляется одним лицом (ликвидатором), то оно получает полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе предусмотренные учредительными документами последнего. Ликвидатор, подобно руководителю юридического лица, осуществляет свои полномочия без доверенности, основываясь на факте назначения его ликвидатором.

В п. 3 ст. 61 ГК РФ содержится норма о том, что решением суда о ликвидации юридического лица обязанности  по ее осуществлению могут быть возложены  на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В этом случае суд не назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а обязывает сделать  это указанных лиц. Суд включается в процесс ликвидации лишь на предпоследней  стадии, когда утверждается ликвидационный баланс.

Однако нередко бывает так, что лица, на которых суд возложил обязанность ликвидировать юридическое  лицо, в установленный срок этого  не сделали. Что же делать дальше, как  все-таки провести реальную ликвидацию? ГК РФ подобной ситуации не предусмотрел. Вопрос решен в совместном постановлении  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ, предусматривающего аналогию закона, т. е. применение гражданского законодательства, регулирующего сходные  отношения. Решение оказалось очень  простым: суд сам назначает ликвидатора  и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определении порядка ликвидации и т. п. суд применяет соответствующие  положения законодательства о банкротстве*;

* См.: постановление Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 г. // Российская газета. 1996. 13 авг.

третья стадия. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Помимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока  для предъявления требований кредиторами  наступает четвертая стадия: ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

пятая стадия. Выплата ликвидационной комиссией денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ. Выплата производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Лишь расчеты с кредиторами последней пятой очереди производятся по истечении месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Завершение расчетов с  кредиторами знаменует наступление шестой стадии: ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо — прекратившим существование  после внесения об этом записи в  единый государственный реестр юридических  лиц. С момента внесения такой записи кредиторы утрачивают право обращения с исками об удовлетворении своих требований, а само юридическое лицо утрачивает возможность судебной защиты своих прав. Этим обстоятельством ликвидация также отличается от реорганизации, при которой в отдельных случаях, скажем, при привлечении правопреемников к солидарной ответственности, возможна защита прав кредиторов и после внесения соответствующих записей в государственный реестр. 

Таков процесс ликвидации юридических лиц, включая предпринимательские  организации, определенный законом. Однако в жизни не все проходит так  гладко. Нередко между ликвидационной комиссией и кредиторами возникают  конфликты, не все кредиторы своевременно узнают о предстоящей ликвидации юридического лица, а из тех, кто  заявил претензии вовремя, не все  получают полное удовлетворение своих  требований и т. д. Статья 64 ГК РФ предусматривает  три подобные ситуации и указывает  правовые пути выхода из них.

 

 

 

 

Коммерческая  тайна.

 

К коммерческой тайне могут  быть отнесены самые разнообразные  сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами  и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином "коммерческая тайна" широко используются такие термины, как "конфиденциальная информация", "ноу-хау", "секреты  производства". Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое  в Гражданском кодексе РФ именуется "коммерческой тайной".

В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна - это  информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из данного определения  вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.

Первый признак - информация должна иметь действительную или  потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении  предприятием информации к кругу  сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная  коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в  доказывании. Однако в случае возникновения  судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет  необходимость доказывать суду наличие  у информации коммерческой ценности.

Второй признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым  заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к  охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут  быть организационными (например, утверждение  внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к  коммерческой тайне), техническими (использование  сигнализации, защита телефонных переговоров  и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты  с персоналом и договоры с контрагентами  положений о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение  круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться  в качестве охранной меры.

Коммерческая тайна, как  разновидность информации, может  являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход и может  быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права на указанную  информацию могут отражаться в бухгалтерском  учете в виде нематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает факт отражения в  бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете  указанных прав не может свидетельствовать  об отсутствие самой коммерческой тайны.

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой  какой-либо государственной регистрации  или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень таких сведений, к которым, в частности, относятся учредительные  документы; документы, дающие право  заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы  об уплате налогов; сведения об участии  должностных лиц предприятия  в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина  РФ от 29.07.98г. № 34н) годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с указанной отчетностью.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций