Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Мировая практика показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую роль играет предпринимательство и в трансформационной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СЩУНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ

2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг.

На сегодняшний день предпринимательство в Беларуси является одной из важнейших составляющих экономики на современном этапе. Это характеризуется с каждым уходящим годом увеличением количества субъектов хозяйствования, а именно малого и среднего предпринимательства. В январе 2013 года их количество составляло 334 326. В их число входит 232 851 индивидуальный предприниматель, 10 531 малая организация, субъектов среднего предпринимательства – 2337, микроорганизаций – 88 607.

Если сравнивать с данными на 1 января 2012 г, то можно в общем сказать, что темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства составил 106,7%, соответственно темп прироста составил 6,7%.

Показательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 января до 1 июля 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%. [5]

Хоть и предпринимательство в Беларуси – это на сегодняшний день перспективно развивающийся сектор экономики, но он сейчас хоть и развивается (данный сектор экономики), но очень медленными темпами. Чем шире темпы движения предпринимательства, тем выше конкурентоспособность, также идет активное стимулирование эффективного использования ресурсов.

К примеру, в январе 2012 г количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляло только 313 396, количество индивидуальных предпринимателей – 219 285, что говорит о том, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели с каждым годом все более качественно решаются, т.е. государство каждый год предпринимает все новые и новые методы борьбы с данными проблемами. И количество субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом растет.

Но среди проблем, с которыми сталкиваются представители малого и среднего предпринимательства при осуществлении своей деятельности, можно выделить следующие:

1) Недостаточная  финансовая поддержка и отсутствие  реальных финансово-кредитных механизмов  обеспечения такой поддержки.

Финансовая поддержка для предприятий на этапе их создания очень важна.

Можно смело сказать, что вклады учредителей являются источником стартового капитала 86% предприятий. Только 2% предприятий сумели получить финансовую поддержку от органов власти или от программ развития предпринимательства.

Также снижают предпринимательскую активность как затрудненный доступ к финансовым ресурсам, так и отсутствие системы гарантирования для предприятий, как малых, так и средних.

2) Налоговое законодательство  все еще остается противоречивым  и сложным. 

Отсутствие дифференциации размеров штрафов плохо сказывается на деятельности малых предприятий. Так как штрафы – это издержки для любого предприятия. А для малых предприятий они являются большими издержками, чем для крупных

3) Препятствия, связанные  с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий содержат требования, которые предприятия в ходе своей деятельности должны выполнять. Но, в то же время, они создают некие барьеры, которые препятствуют нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

4) Излишне усложненная  процедура добровольной ликвидации  юридических лиц. 

Из-за этой проблемы очень много остается фирм, которые не работают. Они только формально существуют.

5) Административные  барьеры.

Существует ряд барьеров, которые появляются на пути совершенствования процедур регистрации:

1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.

Органы, регистрирующие создание предприятий, контролируют состояние содержания учредительных документов.

2.   Большой перечень оснований для отказа в регистрации.

Существует очень обширный перечень, в котором изложены основания для отказа от регистрации. Это и побуждает к субъективизму и коррупции.

3. Наличие требования  нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.

Расходы на нотариальные услуги составляют большую долю затрат, так как стоимость услуг нотариата высокая, и количество документов, нужных для заверения, большое.

4. Большое количество  требуемых для регистрации документов.

Количество документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган, неизменно остается большим [1].

Также к вышеперечисленным основным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели, можно добавить такие как:

Инфляция и макроэкономическая нестабильность.

Высокие риски.

Отсутствие бизнес-навыков.

Но правительство республики понимает то, что нужно как-то сгладить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.

И в связи с проблемами предпринимателей, правительство приняло Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Данная программа направлена на активное стимулирование развития дела предпринимателей, решение проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе осуществления своей деятельности.

Основными целями данной программы являются:

создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности;

стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах;

имущественная и финансовая поддержка предпринимателей со стороны государственных органов.

В ходе реализации данных целей также должны быть решены задачи. Среди них можно выделить следующие:

- преодоление различного  рода барьеров при развитии  деятельности предпринимателей;

- обеспечение конструктивного  диалога со всеми представителями  бизнеса, каких-либо общественных  организаций предпринимателей

- развитие субъектов инфраструктуры  поддержки малого и среднего  предпринимательства – это оказание  каких-либо консультационных услуг, доступ к материальным ресурсам, финансовая поддержка;

- содействие и оказание  государственной поддержки кластерным  инициативам и проектам;

- создание новых рабочих  мест.

- изменение социальных  и инфраструктурных секторов  экономики страны через реализацию  проектов в рамках государственно-частного  партнерства.

Также некоторые банки Республики Беларусь выдают кредиты субъектам малого предпринимательства. Например, ОАО «Белагропромбанк» выдает кредиты субъектам малого предпринимательства только в белорусских рублях. А ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставляет кредиты не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте. Где предпринимателю брать кредит в дальнейшем он уже решает сам.

Также в Республике Беларусь была разработана еще одна программа для поддержки предпринимательства под названием «Перспектива». Она направлена на всестороннюю поддержку предпринимательства, а также обеспечение свободы предпринимательства. Главная цель программы: создание благоприятных условий для повышения вклада бизнеса в экономику, а также социальное развитие Беларуси.

В нашей стране за определенный промежуток времени сложилась определенная инфраструктура для поддержки предпринимательства. Это: инкубаторы малого предпринимательства, фонды финансовой поддержки, инновационные центры. Также в республике создаются общества взаимного кредитования.

В областях, городах, а также некоторых районных центрах были созданы и работают советы по развитию предпринимательства. [3]

Таким образом, на сегодняшний день предпринимательство развивается медленными, но в то же время уверенными шагами. Правительство Республики Беларусь старается различными методами (а это программы по поддержке предпринимательской деятельности) дать стимул не только уже созданным, но и только начинающим развивать свою деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства. Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

Все вышеперечисленные меры поддержки предпринимательского сектора говорят о необходимости наличия данного сектора экономики в стране.

 

2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства

Важность значения малого и среднего предпринимательства (МСП) для экономики и социальной жизни страны очевидна. В связи с этим одной из функций государства должно стать обеспечение поддержки и развития данного сектора экономики. Современный этап развития МСП в стране характеризуется тем, что на уровне государства и общества уже утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста.

Система взаимодействия власти и бизнеса в Беларуси, в отличие от западных государств, имеющих большой опыт в этой области, находится на начальной стадии развития.

В последнее время наблюдается улучшение условий для создания и ведения малого предпринимательства. Программными документами поставлена задача существенного повышения его роли в экономике, превращения в действенный фактор социально-экономического развития. Именно в секторе МСП сегодня государство в основном осуществляет политику либерализации экономики.

Принят ряд документов в области развития малого бизнеса, призванных поддержать его. Они касаются сокращения административных барьеров, в частности упрощения регистрации и закрытия бизнеса; уменьшения перечня административных процедур, бремени налогообложения; приостановления проверок; регламентации имущественного обеспечения; сокращения перечня товаров, не подлежащих сертификации, и др.

Большое внимание на государственном уровне уделяется формированию благоприятного имиджа Республики Беларусь. В 2008 г. в стране было отмечено улучшение бизнес-климата. По оценке Всемирного банка, по его качеству Беларусь поднялась со 115 на 85 место. Согласно отчету Doing Business 2010, наша страна заняла 58 место из 183 государств по условиям ведения бизнеса.

Предпринимательство в нашей стране пока не стало движущей силой экономического развития ввиду действия таких факторов, как жесткая регламентация различных сфер деятельности, не оставляющих простора инициативе; неравенство форм собственности; недостаточно четкая политика государства в отношении частного бизнеса. Одна из главных причин этого - отсутствие эффективного механизма регулирования взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, усиления влияния интересов МСП в системе государственного управления.

Назрела необходимость в повышении эффективности государственного регулирование сектора МСП, четком определении круп полномочий каждого из органов государственного управление в сфере развития и поддержки этого сектора, активном взаимодействии с общественными объединениями МСП, а также определении форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. Это позволит сделать работу государственного аппарата более согласованной и результативной, активизировать участие предпринимательских структур и их объединений в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, в улучшении деловой среды, бизнес-климата.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты интересов их участников. Эти интересы должны быть уравновешены и не вступать в конфликт друг с другом. Достичь их баланса возможно различными способами, приемлемыми для взаимодействия власти и бизнеса. Проблемой государственного регулирования в тех или иных сферах предпринимательской деятельности остается сохранившаяся с советских времен привычка должностных лиц и органов власти понимать его как непосредственное руководство деятельностью хозяйствующих субъектов.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и предпринимательства, заключающуюся в передаче бизнесу, точнее, общественным объединениям, его представляющим, таких отдельных функций госорганов, как: представительство интересов МСП, обеспечение организации работ по соблюдению различных норм, совместная разработка нормативно-правовых актов, целевых программ и др. Достижение целевых задач государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях Беларуси должно обеспечиваться в первую очередь путем оптимизации работы органов государственного управления. Это предполагает исключение избыточных регуляторных функций путем передачи части из них бизнесу, ликвидацию необоснованных административных барьеров, ответственность чиновников перед заявителями.

Можно рекомендовать Департаменту по предпринимательству Минэкономики, другим заинтересованным республиканским органам государственного управления и облисполкомам совместно с бизнес-объединениями, представляющими интересы МСП, инициировать вопрос и законодательно предусмотреть передачу предпринимательскому сектору части функций государства, присущих каждому органу, ведомству, а именно таких, как: лицензирование, сертификация, развитие производственной инфраструктуры обеспечения бизнеса (измерительных, контрольных и других лабораторий, инспекций и центров), первичная экспертиза бизнес-планов и инвестиционных проектов, защита прав потребителей, информационное обслуживание, консультирование, подготовка кадров и др.

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства