Пути дальнейшего развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В России, как известно, малое предпринимательство находится в начальной стадии развития. Безусловно, многие из субъектов малого предпринимательства не могут начать производство без внешних заимствований. Однако данный сектор общественного производства нашей страны имеет огромный потенциальный ресурс для дальнейшего динамичного развития, экономического и социального прогресса. Но для этого требуются соответствующие инвестиции.
Отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов на развитие дела выступает основной проблемой малого бизнеса. В большинстве случаев предприниматели решают этот вопрос характерно российскими методами, они предпочитают обращаться к друзьям и родственникам

Содержание

Введение 3
Преимущества и недостатки малого предпринимательства 4
Методологические подходы к оценке эффективности
деятельности малых предприятий 5
Ключевые показатели эффективности малого
предпринимательства различных сфер бизнеса
Сферы гостиничного бизнеса 11
Ключевые показатели эффективности малого предприятия
сферы торговли 12
Ключевые показатели эффективности малого предприятия
сферы проектирования и строительства 12
Пути дальнейшего развития малого предпринимательства 14

Заключение 17
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

малое предпринимательство.docx

— 986.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

  1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства                     4
  2. Методологические подходы к оценке эффективности

деятельности малых предприятий                                                               5

  1. Ключевые показатели эффективности малого

предпринимательства различных сфер бизнеса

    1. Сферы гостиничного бизнеса                                                              11    
    2. Ключевые показатели эффективности малого предприятия

сферы торговли                                                                                      12

    1. Ключевые показатели эффективности малого предприятия

сферы проектирования и строительства                                              12

  1. Пути дальнейшего развития малого предпринимательства                   14

 

Заключение                                                                                                             17

Список использованных источников                                                                   19

 

 

 

 

Введение

 

            Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. 

           Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятии, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала

          В России, как известно, малое предпринимательство находится в начальной стадии развития. Безусловно, многие из субъектов малого предпринимательства не могут начать производство без внешних заимствований. Однако данный сектор общественного производства нашей страны имеет огромный потенциальный ресурс для дальнейшего динамичного развития, экономического и социального прогресса. Но для этого требуются соответствующие инвестиции.

        Отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов на развитие дела выступает основной проблемой малого бизнеса. В большинстве случаев предприниматели решают этот вопрос характерно российскими методами, они предпочитают обращаться к друзьям и родственникам. Однако, несмотря на то что данный подход имеет право на существование, в глобальном масштабе у него нет перспективы. Вместе с тем круг возможностей рынка малого бизнеса обширен. В то же время только лишь 1/3 предприятий малого бизнеса пользуются кредитными услугами банков.

        1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

        Преимущества малого предпринимательства

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малое предпринимательство обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятии  к изменениям не велики.

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

 

         2. Методологические подходы к оценке эффективности деятельности малых предприятий

 

        В сложившейся экономической ситуации, когда возникает необходимость изыскания внутренних источников для экономического роста хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, важную роль играет анализ эффективности деятельности предприятия.

        Эффективность деятельности представляет собой отношение эффекта или достигнутого результата к произведенным затратам и ресурсам, обусловливающим его получение.

        Существуют два основных методологических подхода к оценке эффективности деятельности предприятий, в том числе предприятий малого бизнеса: потенциальный и затратный.

        Потенциальный подход применяется для расчета прогнозной (будущей) эффективности, т. е. характеризует потенциальную эффективность, которую целесообразно определять для оценки инвестиционной привлекательности предприятия (проекта).

        Для текущей оценки эффективности деятельности малого предприятия применяется затратный подход. Затратный подход дает фактическую характеристику количества потребленных ресурсов, отнесенных на затраты, что позволяет говорить о реальной оценке эффективности деятельности субъекта малого предпринимательства.

          Затратный подход к оценке эффективности деятельности малых предприятий позволяет выявлять и количественно оценивать тенденции эффективности потребленных ресурсов (таблица 1.1.), однако он не раскрывает такую важную качественную характеристику экономической эффективности деятельности малых предприятий, как его доходность. Поэтому при формировании системы показателей, характеризующих экономический подход к оценке эффективности деятельности предприятия, необходимо также ориентироваться на показатели, характеризующие рентабельность предприятия, – подход по чистой доходности (таблица 1.2).

 

Таблица 1.1

 Таблица 1.2

 

         В затратном подходе в качестве сравниваемого показателя выступает доход от обычных видов деятельности или совокупный (балансовый, валовой) доход, а в подходе по чистой доходности – чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль после налогообложения). За базы сравнения в затратном подходе принимаются фактические затраты, а в подходе по чистой доходности – активы предприятия, собственный капитал, доход от обычных видов деятельности.

       Таким образом, экономический подход к оценке эффективности деятельности предприятия выявляет тенденции эффективности потребленных ресурсов и дает качественную ее характеристику через выявленные количественные оценки факторов, оказывающих на нее влияние. В оценке эффективности деятельности предприятия важным также является характеристика и структура формирования активов и их оценка.

         Система показателей, характеризующих эффективность деятельности малого предприятия, должна содержать наряду с показателями, определяемыми так называемым экономическим подходом, и финансовые показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия(табл. 1.3).

 

 

Таблица 1.3

                Экономические и финансовые показатели оценки эффективности деятельности малого предприятия, сгруппированные в разрезе рекомендуемых подходов, представлены на рисунке 1.

            Рекомендуемые подходы к оценке эффективности деятельности малого предприятия реализуются в системе конкретных аналитических показателей, которые в совокупности представляют собой методику комплексной оценки эффективности деятельности малого предприятия. В качестве источников информации служат формы регламентированной финансовой и статистической отчетности малого предприятия:

 

 

- Оборотно-сальдовая ведомость  по счетам предприятия за период;

- Форма 1 «Бухгалтерский  баланс»;

- Форма 2 «Отчет о прибылях  и убытках»;

- Форма федерального  государственного статистического  наблюдения №ПМ «Сведения об  основных показателях деятельности  малого предприятия», а также  формы отчетов малого предприятия, формируемые на основе исходных  данных бухгалтерского учета  и оперативного учета предприятия.

         Создание такой системы оценки эффективности деятельности малого предприятия позволяет:

- оперативно получать  информацию о текущем финансовом  состоянии предприятия и тенденциях  его изменения;

- обеспечивать финансовую  устойчивость, платежеспособность  предприятия путем эффективного  управления активами;

- подготавливать рекомендации  по совершенствованию структуры  активов, источников формирования  капитала, привлечения заемных средств, улучшать платежную дисциплину, увеличивать прибыльность.

        Система ключевых показателей эффективности предприятия строится на основе следующих методологических принципов:

- необходимо обеспечение  прозрачности показателей для  анализа собственником предприятия (с точки зрения исходных данных, порядка расчета и возможности  формулировки управленческих выводов);

- показатели должны комплексно  характеризовать основные процессы  деятельности предприятия;

- система КПЭ должна  включать универсальные и специфические  отраслевые показатели;

- система КПЭ должна  охватывать оперативные показатели  деятельности и стратегические  показатели развития (достижение  долгосрочных и среднесрочных  целей) предприятия;

- система КПЭ должна  учитывать показатели операционной, финансовой и инвестиционной  деятельности предприятия.

         Система ключевых показателей эффективности включает две большие группы показателей: стратегические показатели и оперативные показатели.

Стратегические показатели, характеризующие эффективность достижения предприятием долгосрочных целей на горизонте 3-х и более календарных лет, делятся на стратегические универсальные и стратегические отраслевые (специфические) КПЭ.

       Оперативные показатели, характеризующие эффективность достижения предприятием оперативных целей на горизонте одного года в целом и по кварталам, делятся на оперативные универсальные и оперативные отраслевые КПЭ.

Информация о работе Пути дальнейшего развития малого предпринимательства