Психологический образ предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство как социально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функций является повышение благосостояния общества.
После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Содержание

Введение
1. Особенности психологии предпринимательства
2. Предпринимательство как деятельность
3. Психофизиологический подход к исследованию
предпринимательства
4. Предпринимательство как поведение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

предпри-во.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Следующим элементом предпринимательской  деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также  способности и задатки.

Люди  обладают врожденными индивидуальными  различиями в задатках. Потому у  некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей – прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения, воспитания.

Дж. Долан  и Е. Лидсей определяют предпринимательство как способность к творчеству: «Если вы познаете механизм, подавляющий проявления творческих потенциалов, то поймете, как создать условия для их процветания. Создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, - ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве». Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что «предпринимательство – это особый вид человеческих талантов – предпринимательских способностей».

Способность понимается здесь как одно из качеств  личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.

По утверждению  Шумптера, первым основным качеством  предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основная подготовка, специальные знания, способность  к логическому анализу могут  стать лишь источником неудач. Второе основное качество – сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию  собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды –  традиций, правовых и моральных норм и т.п. наконец, третьим качеством  является развитое воображение, помогающее придумывать новые комбинации и  снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто  это незаурядные личности, с трудом вписываются в административно-корпоративную  культуру. Они могут строить корабли, учится играть на пианино, создавать  компании. В общем, значение их для  создания и процветания фирмы  невозможно переоценить.

Есть  еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями. Первое – способность доводить дело до конца, второе – умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач. Профессор  кафедры предпринимательства в  США Р. Хизрич и его коллега, профессор  факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для  предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р.С. Ронстад, они  приводят 14 наименований особых предпринимательских  умений и знаний.

Вот некоторые  из них.

  • Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.
  • Умение давать взвешенные оценки.
  • Умение находить нестандартные решения.
  • Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.
  • Умение оценивать перспективность новых идей.
  • Знания, необходимые для создания нового дела.
  • Умение оценить внешнюю ситуацию.
  • Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.
  • Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.
  • Умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных  умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости  первичного отбора на курсы предпринимателей.

Итак, прояснено  еще одно понимание предпринимательства  как способности, а также необходимость  находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и  создаются благоприятные условия  для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.

Чтобы человек  проявил себя как талантливый  предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности  и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как  питательная среда, взрастят из предпринимательских  семян зрелые сочные плоды экономического благосостояния.

По мнению А.И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов создания новых  и роста существующих производств  является новаторство.

Новаторство часто идет «рука об руку» с  творчеством и изобретательством. Б. Карлоф считает, что предпринимательство  имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании, состоит  в способности интегрировать  отдельные элементы знаний в абсолютно  новые комбинации.

Чтобы создать  что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых  знаний сконструировать принципиально  новую идею, а затем с помощью  способностей разрушить стереотипы общественного мышления и претворить свою идею в жизнь.

Итак, отличительными чертами предпринимательства являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.

Рассмотрено предпринимательство как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это  позволяет дать определение предпринимательства  с точки зрения экономической  деятельности. Предпринимательство  – это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, позволяющими нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.

 

3. Психофизиологический подход  к исследованию предпринимательства

 

Каждый  человек способен отождествлять  себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет о своей  индивидуальности в социуме или  принадлежности к какой-либо социальной группе. Собственно предпринимательство  можно трактовать как состояние, с помощью которого личность отождествляет  себя с данной деятельностью, заявляет о свой индивидуальности и в то же время принадлежности к определенной социальной среде.

Попробуем взглянуть на предпринимательство  с точки зрения некоторого специфического состояния человека, отождествляющего себя с этой деятельностью. Для этого  вспомним, что его отличительной  чертой является риск.

Существует  около двух тысяч профессий, каждая из которых обладает определенной долей  риска. Риск, подразумевающийся в  различных профессиях, связан обычно с угрозой для здоровья и жизни. Сущность предпринимательского риска  отличается спецификой.

Люди  разделяются по отношению к риску. Одни при осуществлении своей цели испытывают тягу к нему, другие избегают неудачи при выполнении действий и, следовательно, не способны действовать в рискованных ситуациях. Почему же одни люди стремятся к рискованным видам деятельности, в частности к предпринимательству, а другие избегают их? Согласно нейрогуморальной теории существуют люди с повышенной активностью симпатической нервной системы – симпатотоники. Стимуляция симпатического отдела нервной системы позволяет снимать мышечное утомление. Симпатотоники могут долго и много работать, ни испытывая чувства усталости. Достойные представители ярко выраженного «трудового энтузиазма». Стремятся к определенным видам деятельности, поддерживающим их активность.

Предпринимательская деятельность вполне удовлетворяет  симпатотоников наличием большого количества напряженной работы с изобилием  «пиковых ситуаций».

Известно, что необузданная радости и неадекватное «стремление свернуть горы на своем  пути» не всегда приводят к благоприятному исходу. Необходимо испытывать чувство  надежности, уверенности в себе. Такие ощущения позволяют брать  на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях которыми изобилует предпринимательская деятельность. Чувство надежности определяется нейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов, по действию сходных с морфием, в крови человека. Именно людям, испытывающим чувство надежности, дано стать хозяевами любой опасной ситуации, а следовательно и хозяевами своей судьбы, а не наоборот.

Экспериментально  установлено, что эндорфины по действию конкурируют с морфием. Они позволяют  испытать эйфорию, окрашивая жизнь  положительными эмоциями и снимая тревогу. Эндорфины оказывают заметное влияние  на поведение и мотивацию. Например, они подавляют рефлексы избегания  опасности, активизируют память и психическую  деятельности и повышают сопротивляемость к стрессам.

Итак, привычное  для предпринимателей погружение в  неопределенности приносит прибыль, а  так же приятные ощущения, что вместе доставляет удовольствие. Однако большинству  людей не дано испытать такого рода удовлетворение, если неожиданно они  попадут в среду неопределенности, так как вместо радости испытают страх, чувство беспомощности и  одиночества.

Наличие риска в предпринимательской  деятельности обуславливает частые стрессы, возникающие от действия чрезвычайных раздражителей. Они де приводят к  напряжению адаптационных механизмов организма. Согласно Г. Селье, наблюдающийся при стрессе адаптационный синдром имеет три фазы. В фазе тревоги происходит мобилизация сил организма; на стадии резистенции – увеличение сопротивляемости к воздействию внешних раздражителей; в фазе истощения – болезни, приводящие к смерти. Можно предположить, что успешные предприниматели функционируют в основном на первой и второй фазах достаточно известными сейчас являются данные о том, что дольше всех живут люди достигшие успеха в жизни. На первом месте – духовенство, на втором – успешные предприниматели. Очевидно, что люди не способные к предпринимательству, при первых же попытках заняться этим родом деятельности терпят неудачи и «отсеиваются», так как попадают в третью фазу адаптационного синдрома, где организм начинает давать сбои из-за истощения нервной системы.

Можно предположить, что предпринимательство – это  особое состояние, выраженное интегральным комплексом эмоциональных ощущений, вызванных специфическим балансом нейрогуморальных регуляторных механизмов, а также повышенной сопротивляемостью  организма к стрессам.

 

4. Предпринимательство как поведение

 

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.

Под таким  поведением понимается цепь последовательно  совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно  оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и духовных ценностей.

Можно предположить, что предпринимательское поведение  обусловлено установками, вызывающими  состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера  в случае наличии потребности  и удовлетворяющей ее ситуации.

Степень свободы выбора, которую позволяют  себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей  обладает значительно меньшим количеством  фрустрирующих личность установок, чем другие. Область сознательного  представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.

Установки несовместимые с предпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию  чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.

На поведение  предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.

Живя  в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, в офисе, на улице оценивается  в позиции нравственности, что  в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение  прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.

Информация о работе Психологический образ предпринимателя