Проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:17, статья

Краткое описание

Раскрывается понятие молодежного предпринимательства. Дается ответ на вопрос: Какова же роль молодежного предпринимательства в развитии экономики страны. Приводятся способы государственной поддержки и воздействия на молодежное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

УДК 339.13-053.81(470)                                  О.Р. Шарафутдинов, М.В. Винокурова

ББК 65.290.2(2 Рос)

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Раскрывается понятие  молодежного предпринимательства. Дается ответ на вопрос: Какова же роль молодежного предпринимательства  в развитии экономики страны. Приводятся способы  государственной поддержки  и воздействия на молодежное предпринимательство

Ключевые слова: Молодежное предпринимательство, молодежь, поддержка, развитие экономики, субсидии, субъекты малого предпринимательства.

 

                                                                             O. R. Sharafutdinov, M.V. Vinokourovа

 

PROBLEMS OF STATE SUPPORT YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The notion of youth entrepreneurship. We answer the question: What is the role of youth entrepreneurship in the economic development of the country. The methods of state support and the impact on youth entrepreneurship.

Keywords: Youth entrepreneurship, youth, support, economic development, grants, small business entities.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ

Одной из тенденций развития современной экономики является развитие молодежного предпринимательства. Молодежь – это активная часть общества, способная с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни страны и региона. Помимо этого, молодежь – это та часть населения, которая с легкостью воспринимает все новое и в большей степени готова брать на себя риски.

Актуализация проблематики молодежного предпринимательства  происходит также в силу того, что  в настоящее время оно присутствует как потенциальная, но еще не полностью доступная возможность улучшения социально-экономического положения молодежи. Включение в предпринимательскую деятельность является для молодого поколения одним из решений проблемы трудовой занятости, особенно обострившейся в регионах страны в кризисный период развития экономики. Молодежное предпринимательство способствует укреплению материального положения молодых людей, а также их профессиональной и личностной самореализации, что в будущем сыграет важную роль в жизни молодого предпринимателя.

Развитие и поддержка  молодёжного предпринимательства  осуществляется путем распространения  знаний об основах ведения предпринимательской  деятельности среди молодежи, привлечения молодых людей для работы в области инноваций, формирование молодежной предпринимательской среды в научно-технической сфере для студентов, выпускников высших учебных заведений, увеличение числа субъектов малого предпринимательства, создаваемых представителями молодёжи, и поддержание их конкурентоспособности.

Актуальность проблемы развития молодежного предпринимательства  осознается во многих регионах, в том числе в Иркутской области. Свидетельством злободневности темы молодежного предпринимательства и его государственной поддержки является наличие региональных и муниципальных нормативно-правовых актов и разного рода государственных программ поддержки, прямо или косвенно касающихся молодежного предпринимательства.   

Молодёжное  предпринимательство развивается, прежде всего, в студенческой среде, а также среде выпускников вузов, поскольку именно система образования дает знания, навыки и компетенции, необходимые для создания малого предприятия

Для исследования желания студентов остановить выбор  на предпринимательстве как одном из возможных путей профессиональной деятельности был задан вопрос: «В чем студенты видят дальнейшую самореализацию?» Большинство и опрошенных ответили, что готовы связать свою деятельность с получаемой специальностью в университете. Так, большая часть студентов – 46% выбирают в качестве пути самореализации работу по получаемой специальности в университете, 32,8% - предпочитают заниматься собственным бизнесом, остальные выбирают оба варианта.   

Самым важным фактором для открытия собственного бизнеса студенты считают наличие оконченного высшего образования, на втором месте – это индивидуальные качества личности.    

У большинства студентов, имеющих  опыт предпринимательской деятельности, бизнес находится на стадии становления. При этом почти четверть из опрашиваемых прекратили свою деятельность, а пятая часть студентов деятельность приостановили.

Среди основных причина прекращения  и приостановления деятельности студенты отмечают нехватку материальных ресурсов, нехватку знаний, умений и навыков.

В тоже время студенты не склонны связывать прекращение или приостановление деятельности с неэффективным управлением. Значит можно сделать вывод, что развивается и процветает очень малый процент студенческого бизнеса.[2]    

В сфере поддержки  молодежного предпринимательства  молодые студенты и молодые люди могут получить поддержку ещё до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или создания юридического лица, например, консультации и обучение основам предпринимательской деятельности. Но для того, чтобы получать более существенную поддержку уже в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства, должно пройти не менее одного года с момента фактического начала деятельности, поскольку при обращении за оказанием поддержки хозяйствующие субъекты должны представить документы, подтверждающие их соответствие требованиям государственных органов. Существующее положение субъектов молодежного предпринимательства снижает уровень их конкурентоспособности, возможности быстрого развития и выхода на более крупные рынки.

В качестве финансовой поддержки от государства предприниматели могут получить различные виды субсидий, однако почти никто и молодых предпринимателей, желающих открыть свой бизнес, ими не пользуются, хотя владеют полной информацией о том какие бывают субсидии, кто их выдает и как их получить.

В качестве основных причин неиспользования субсидии предприниматели указывают: незнание, в субсидии не нуждаются, считают, что получить субсидию сложно, остальные – обращались за субсидией, но получили отказ.    

Для реализации бизнес-идеи студенты нуждаются в ресурсах, большинству необходим кредит, обучение или помещение, а субсидии могут очень помочь в получении этих ресурсов.[1]     

Уже давно задаюсь вопросом, а  почему же до сих пор в современном  российском законодательстве отсутствует понятие молодежного  предпринимательства. Ведь именно на молодых бизнесменов ложится  основное бремя ответственности  за будущее экономическое развитие страны. Обязательно необходимо что то делать для поддержания этого нового и быстро развивающегося направления деятельности.

 Необходимо обратить особое внимание на молодежное предпринимательство, которое существует, как правило, в виде малого и среднего предпринимательства.[1]   

Важность  развития молодежи, малого и среднего предпринимательства, инновационных  малых и микропредприятий неоднократно подчеркивалась Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями. В данный момент осуществлением государственной политики по поддержке молодежного предпринимательства занимается Росмолодежь. Уже реализованы такие проекты, как Школа молодежного предпринимательства, Молодежный образовательный форум «Селигер», Молодежный инновационный конвент, Молодежные телестудии («Белый свет»).Хотим отметить, что скоро в г.Иркутске пройдет «Школа социального предпринимательства». К обучению в Школе приглашаются люди, заинтересованные в создании своего социального бизнеса, имеющие проект или проектную идею будущего бизнеса и, главное, желание решать социальные проблемы. 

 Цель государственной политики по развитию молодежного предпринимательства – подготовить для страны целое поколение молодых предпринимателей, создать пример эффективной жизненной стратегии для тысяч молодых россиян, сделать ведение собственного бизнеса для них делом жизни, решить проблемы трудоустройства молодежи путем открытия собственного дела, а также обеспечить развитие малого предпринимательства в будущем, потому что именно сегодняшние молодые предприниматели через 10-15 лет и будут представлять малый и средний бизнес.   

Однако возникает вопрос: Почему такие ведомства, как, например, Министерство экономического развития РФ, деятельность которого непосредственно связана с регулирование торговой и предпринимательской деятельности, и Министерство образования и науки РФ, отвечающее за реализацию государственной политики в сфере образования и науки, играя важную роль в регулировании предпринимательской сферы, сферы подготовки кадров и в содействии созданию инновационных микропредприятий, на которых предполагается трудоустроить выпускников вузов, то есть ту самую молодежь, взаимодействуют с Федеральным агентством по делам молодежи только в общем порядке. Можно сделать вывод, что было бы целесообразно создать межведомственную комиссию по вопросам молодежного предпринимательства. Странно, что все видят необходимость создания этого органа, необходимого для решения  многие проблем в сфере молодежного предпринимательства, но пока что ничего не создается.

Таким образом, получается, что каждый орган занимается регулированием исключительно  в своей сфере деятельности, в то время как вопрос развития молодежного предпринимательства в стране является комплексным. Федеральные законы так же не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства, то есть без учета его специфики. Аналогичной является ситуация и на уровне регионов. В настоящее время только в г.Москве принято отдельное постановление «О молодежном предпринимательстве», также существует специальная комиссия и оказывается адресная финансовая помощь молодежному предпринимательству. Но чем отличается от г.Москвы тот же г.Иркутск, почему у нас не принимаются никакие нормативные документы? В г.Иркутске в настоящее время, также много потенциальных молодых предпринимателей и существует большое количество актуальных и перспективных бизнес проектов.[3] 

В Росси пока не учитывается пока специфика молодежного  предпринимательства, а также необходимость  его дополнительной поддержки. В связи  с этим, на наш взгляд необходимо внести изменения  в отдельные законодательные  акты, чтобы обеспечить комплексное  регулирование и поддержку малого предпринимательства, в тои числе и молодежного.

Таким образом, мы можем  сделать следующие выводы. Во-первых, отсутствие федеральной законодательной  основы делает проблематичным развитие молодежного предпринимательства.

В-вторых, положения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» о критериях отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям нуждаются в совершенствовании.

В-третьих, субъекты молодежного предпринимательства нуждаются в дальнейшем развитии и улучшении механизма оказания государственной поддержки: росте эффективности работы инфраструктуры поддержки, выработке новых способов поддержки, таких, как оптимизация процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности энергетической инфраструктуры и иные улучшения бизнес-среды и инвестиционного рынка России.[1]

Для вышеназванных  преобразований необходимы согласованные  действия органов публичной власти, формирующих молодежную политику и  содействующих развитию молодежного  предпринимательства, и молодых  бизнесменов, а также общественных организаций, реализующих свою деятельность в данной сфере. Очень важно предоставить молодым людям не только поддержку, но реальную возможность заявить о себе на форумах, выставках, ярмарках.

Но не стоит забывать и о том, что государство должно оказывать лишь точечную поддержку, чтобы у начинающих предпринимателей не складывалось ощущение постоянной и всеобъемлющей опеки с его  стороны, ведь бизнес, в первую очередь  – это самостоятельность и  способность пойти на риск.[2]

 

Список использованной литературы

  1. Мочерный С.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов/ С.В. Мочерный В.В.Некрасова. - М.: ПРИОР 2004. 
  2. Франовская Г.Н. Малый бизнес: Учебное пособие/ Франовская Г.Н. - М.: ИПЦ ВГУ, 2007.

3. Яковлев А. А. Эволюция взаимоотношений между властью и бизнесом и движущие силы экономического развития в России/ А.А.Яковлев. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.

 

Информация об авторе

Шарафутдинов Олег Рахимжанович – студент 1-ого курса факультета Экономика предприятия и управление бизнесом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mаil: аreа2010аreа@yаndex.ru

Аuthor

Shаrаfutdinov Oleg Rаkhimzhаnovich – the student of the 1st course of fаculty Economy of the enterprise аnd а business mаnаgement, the Bаikаl stаte university of economy аnd the right, 664003, Irkutsk, Lenin St., 11, аn e-mаil: аreа2010аreа@yаndex.ru


Информация о работе Проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в России