Приватизация государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;
- рассмотреть основные принципы и цели приватизации;
- определить, что входит в понятие объекта приватизации;
- рассмотреть кто является субъектами
приватизации государственного и муниципального имущества;
- проанализировать нормативно-правовую базу
процесса приватизации;
- изучить основные способы приватизации государственного и муниципального имущества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5
1.1. Приватизация государственного и муниципального имущества…………………………………………………………..……………..5
1.2. Субъекты и объекты приватизации……………….……...….……10
ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15
2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15
2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества……………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Кр ПР приватизации государственного и муниципалного имущества.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

2). Продажа государственного  или муниципального имущества  на аукционе. Данный способ используется в случаях, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении продаваемого имущества. Имущество выставляется на торги, и их победителем признается лицо, которое предложит в ходе торгов наиболее высокую цену*(250). Начальная цена аукциона публикуется в информационном сообщении о продаже имущества.

Аукцион является открытым по составу участников. Для участия  в аукционе все участники должны внести задаток, размер которого составляет 20% начальной цены, но не более 4,5 млн. МРОТ. Предложения о цене подаются участниками в открытой или закрытой форме (в запечатанных конвертах). В последнем случае при равенстве двух и более предложений о цене победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше. 
В течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи. Задаток не возвращается, если победивший участник отказывается заключить договор. Если в аукционе принял участие только один участник, аукцион признается несостоявшимся16.

3). Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Особенностью специализированного аукциона является то, что продаваемые акции реализуются одновременно нескольким победителям по единой цене, рассчитываемой в специальном порядке по правилам проведения аукциона. При этом каждый из участников аукциона при подаче заявки должен внести денежные средства, которые он готов потратить на приобретение акций, в размере не меньше начальной цены реализации акций.

4). Продажа государственного  или муниципального имущества  на конкурсе. При продаже имущества на конкурсе помимо соблюдения всех правил, которые действуют на аукционе, покупателю необходимо выполнить определенные условия в отношении продаваемого имущества. Речь идет о возложении на покупателя, предложившего наибольшую цену, определенных обязательств. По итогам конкурса с победителем заключается договор купли-продажи, который включает порядок выполнения условий конкурса, порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принятых на себя обязательств, порядок осуществления контроля за выполнением условий конкурса, ответственность сторон за неисполнение обязательств17.

В настоящее время действует Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г.( в ред. Постановления Правительства от 26.01. 2010 г.).

5) Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ. Она может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Средства, полученные от продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Российской Федерации

6). Продажа акций открытых  акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры. Информация о продаже акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, а также информация о результатах сделок купли-продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли подлежит обязательной публикации.

7) Продажа государственного  или муниципального имущества  посредством публичного предложения. Такая продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона. При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до цены отсечения18.

8) Продажа государственного  или муниципального имущества  без объявления цены. Такая процедура осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

9) Внесение государственного  или муниципального имущества  в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. По решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ

10). Продажа акций открытых  акционерных обществ по результатам доверительного управления. Это происходит в случаях, когда лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.19.

В законе установлено  правило о том, что по желанию  собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной  или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.

Аренда представляет собой вид обязательств, обусловленный  договором аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование20.

Земельный участок отчуждается  в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастр. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Он ведется по единой для Российской Федерации системе.

Законодательством установлено, что одновременно с принятием  решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Публичные сервитуты  могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и  водопоя;

6) прогона скота через земельный участок и др.

Сервитуты подлежат государственной  регистрации в соответствии с  Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»21.

Закон установил и  исключения для отчуждения земельных участков. В соответствии со ст. 28 Федерального Закона «о приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- лесного фонда и  водного фонда, особо охраняемых  природных территорий и объектов;

- зараженных опасными  веществами и подвергшихся биогенному  заражению;

- общего пользования  (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

- не подлежащих отчуждению  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной  или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Отчуждению также не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

 

2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества

 

Обзор Верховного суда Республики Саха (Якутия) по рассмотрению гражданских  дел в кассационном порядке за I полугодие 2011 года.

 В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности и зарезервированных для государственных нужд, не допускается. 22

ООО «ДЭУ Лена», ООО «Эллайада-2», и др. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений РС(Я) о предоставлении земельного участка в собственность. Исковые требования обосновали тем, что являются собственниками нежилых помещений на спорном участке, земельный участок не нарушает границ красных линий, отказа МИО РС(Я) в приватизации земельного участка является незаконным.

Решением Якутского  городского суда исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений РС(Я) от 6 октября 2010 года № Р-1392 об отказе истцам в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, ул. Ойунского, 23 и обязал ответчика произвести действия по предоставлению истцам в собственность указанного земельного участка в  соответствии с действующим законодательством.

Суд, удовлетворяя требования заявителей, исходил из того, что на момент рассмотрения заявления о приватизации спорный участок к землям общего пользования не относился и доказательств обратного не представлено.

Однако суд неправильно  установил обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела и неправильно применил нормы материального права:

1. Согласно материалам дела, на момент рассмотрения заявления заявителей, Распоряжением Правительства РС(Я) от 15 сентября 2010 года и приложения к нему спорный земельный участок был зарезервирован для государственных нужд РС(Я) сроком на 7 лет.

2. Согласно ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае резервирования для государственных или муниципальных нужд.

В связи с указанными ошибками решение суда судебной коллегией  отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Рассмотрим еще один документ суда:

Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в  собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ23.

Ш. обратился в суд  с иском к Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия), Управлению Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутии) о предоставлении земельного участка в собственность, регистрации права собственности на земельный участок, обосновав свои требования тем, что является собственником квартиры в двухквартирном доме, который находится на спорном земельном участке, дом фактически разделён между ним и собственником второй квартиры.

Решением Ленского районного  суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что дом истца является двухквартирным, земельный участок может быть предоставлен в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, земельный участок под жилым домом истца не сформирован и не проведён кадастровый учёт.

Согласно материалам дела, истцу  на основании Свидетельства  о государственной регистрации  права от 22 июня 2010 года на праве  собственности принадлежит квартира № 1 в двухквартирном доме № 22 по просп. Дружба в г.Ленске. Земельный участок, на котором расположен указанный двухквартирный дом, фактически разделён на две квартиры, каждая квартира имеет свой обособленный земельный  участок, на котором находятся элементы благоустройства именно этой квартиры.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества