Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Следующий шаг в анализе предпринимательской деятельности осуществил выдающийся французский экономист Ж.Б.Сей. Он рассматривал предпринимательство как рациональную и в то же время творческую деятельность относительно комбинирования факторов производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе-Предпринимательство2.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону 2011

Цивилизованное общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, в котором есть место и государственному регулированию. Без развитого предпринимательства, для широкомасштабного становления которого сегодня срочно необходимо создавать соответствующие экономические, политические, социальные, правовые и другие условия, нашей стране не выйти из экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений. В силу этого представляется актуальным исследование вопросов становления и развития предприятий, предпринимательства в рыночной среде.

Теория предпринимательства зародилась еще в ХVІІІ веке. Первым слово «предприниматель» внедрил английский экономист Р.Кантильон. Он рассматривал предпринимательство особенным видом новаторской деятельности, связанной с риском. Предпринимателя характеризовал как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового производства, внедрения у него новой идеи, с расходами, которые могут себя не окупить.1

Следующий шаг в анализе предпринимательской деятельности осуществил выдающийся французский экономист Ж.Б.Сей. Он рассматривал предпринимательство как рациональную и в то же время творческую деятельность относительно комбинирования факторов производства.

Весомый взнос в теорию предпринимательства сделал экономист австрийской школы ХХ ст. Йозеф Шумпетер. Он наиболее метко сформулировал самые характерные черты предпринимателя, перечислив его главные функции: изготовление нового блага или нового качества определенного блага; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья или полуфабрикатов и внедрения нового метода производства; проведение соответствующей реорганизации. Для того, чтобы осуществлять постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, след, по мнению Шумпетера, иметь соответствующие качества: волю и способности; выделить определяющие моменты деятельности, видеть их в реальном свете; быть способным «плыть против течения», преодолевая сопротивление социальных сил; осуществлять влияние на других результатами успеха, духовной свободой, расходами сил и энергии.

Таким образом, на сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Робер Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»2.

Научная экономическая литература рассматривает предпринимательство из разных сторон: как экономическую категорию, как метод ведения хозяйства, как тип экономического мышления. 3 (слайд)

Суть предпринимательства как методу ведения хозяйства раскрывают его основные функции: ресурсная, организационная и творческая. (слайд)

Основные критерии, позволяющими отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо к предпринимателям, представлены на слайде.

Данные критерии дают возможность достаточно строго определить границы предпринимательства и отделить от него смежные виды деятельности и тем самым выяснить позиционирование предпринимательства в социальной структуре общества.

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Но очень важной особенностью, которая не отмечена в Законе, является получение сверхприбыли, то есть предпринимательского дохода, а не прибыли вообще.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. 4

Предлагаем использовать следующую принципиальную схему предпринимательской деятельности как открытой системы, см.слайд.

Все многообразие предпринимательской деятельности можно подразделить на производственное, коммерческое, финансовое, консультативное и инновационное предпринимательство.5 (слайд)

Производственное предпринимательство. Именно эта сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий. Средняя рентабельность производственной деятельности в России 10-12 %. То есть, сложилась ситуация, когда, например, посредническая деятельность приносит более ощутимый результат, чем производственная. В развитых же капиталистических странах доход от вложений в реальный сектор экономики, как правило, превосходит доходность других видов деятельности.

Коммерческое предпринимательство. Рентабельность коммерческой деятельности в РФ в среднем составляет 20-30% и выше.

Финансовое предпринимательство. Средняя норма рентабельности финансовой сделки 5-10%. Особенность финансовой деятельности заключается в том, что она проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной – банковское, страховое дело и др.

Консультативное предпринимательство (слово «консультант» от латинского «советующий»). В странах с развитой рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технику.

Инновационное предпринимательство. Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Венчурный бизнес трактуется как рисковый. Под венчурной фирмой обычно понимается коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределённым заранее доходом, т.е. с рискованным вложением капитала.6

Все рассмотренные нами виды предпринимательства могут функционировать как по отдельности, так и в тесной взаимосвязи.

Чтобы яснее увидеть суть предпринимательства, необходимо обрисовать его со стороны форм его проявления. О малом, государственном предпринимательстве, а также предпринимательстве, представленном крупными формами - корпорациями, много говориться, какова же их суть? (слайд)

1. Малое предпринимательство. Критерием отнесения предприятий к малым в российской экономике является численность работников с дифференциацией по отраслям. Во времени лимит меняется. К примеру, к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия: в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек, а в розничной торговле - с численностью до 15 человек.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Предпринимательство в масштабах малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. (слайд)

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Во всех зарубежных странах с нормально развитой экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Однако, с большим сожалением, приходиться констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма поддержки. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как, подсчитал Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), на 2009 г. в России насчитывалось 5,606 млн. предприятий среднего и малого бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.7 Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране недостаточный, так же как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики. (слайды)

2. Корпоративное предпринимательство, рассматривающееся на микроэкономическом уровне, представляется крупными фирмами - корпорациями.

Корпорация - это не просто акционерное общество, а крупная организационно-хозяйственная структура национального или международного масштаба, возникающая и функционирующая на базе высокого уровня обобществления производства, концентрации и централизации капитала. Она может выступать в форме крупной фирмы, являться одним акционерным обществом.

Для рыночной экономики важна не только рыночная конкуренция, но и «концентрация капитала». Именно поэтому при достижении определенных экономических результатов объективно необходимым становится создание крупных организаций корпоративного типа. По отношению к ним малое предпринимательство выступает как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции и источник личной предпринимательской инициативы.

В настоящее время в России функционируют различного рода крупные корпорации. К.э.н. Ю.Якутин указывает на четыре основных виды корпоративных образований:8

1) Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических  жизнеобеспечивающих предприятий  и крупных банков, находящихся  под имущественным государственным  контролем (ОАО «Газпром»).

2) Финансово-промышленные группы, включая ФПГ холдингового типа, а также ТНК.  Они формируются двумя путями: объединением крупных фирм, а также группировкой вокруг крупной фирмы ряда мелких и средних.

3) Промышленные и торгово-промышленные  компании, оборудованные по законодательству об акционерных обществах на основе экспансии промышленных или торговых фирм.

4) Банковские холдинги, контролирующие  промышленные объекты.

Особенность предпринимательства в рамках корпоративной структуры заключается в том, что, несмотря на хозяйственную независимость объединенных организаций, существуют сильные взаимные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие корпоративные структуры устойчивыми и надежными партнерами в предпринимательской деятельности.9 (слайды)

3. Государственное предпринимательство - одно из наиболее типичных свойств индустриальных хозяйственных систем. Причем в последние годы доля государственного сектора не просто остается весомой, но и расширяется. Функции государсвенного предпринимательства представлены на слайде.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение и т. п.).

Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Однако стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность - это всемерная коммерциализация деятельности государственных предприятий. Поэтому большинство государственных предприятий являются, как правило, акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. «Государственность» этих предприятий состоит в том, что государство владеет контрольным пакетом их акций. 10

Несмотря на многочисленные различия в правовом положении государственных предприятий, представляется возможным выделить наиболее типичные организационно-правовые формы государственного предпринимательства, встречающиеся в различных странах. (слайд)

Таким образом, в результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.

Здесь существуют свои источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. (слайд)

Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут становиться основой снижения их индивидуальных издержек по сравнению с общественными, и тем самым - извлечения сверхприбыли.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не сопутствует его развитию;

ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.11

В современных условиях центральное место в осуществлении радикальных экономических реформ в России пока что принадлежит процессам создания в обществе атмосферы цивилизованного предпринимательства.

Особенно актуальными на современном этапе развития рыночной среды в России являются проблемы малого и среднего бизнеса, которые лежат на поверхности и связаны с нестабильной экономической ситуацией в России и мире. Малый бизнес нуждается в постоянной защите. Он сильнее всего страдает от неконкурентных действий крупных игроков на рынке, злоупотреблений монополистов и ограничений конкуренции со стороны того же государства. (слайды)

Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночной среде