Предпринимательство как особая форма экономической активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы можно обосновать тем, что российское предпринимательство может и должно занять главную позицию и сыграть важную роль в восстановлении устойчивых и самых основных отраслей современной экономики, в создании высокого и нерушимого экономического потенциала страны.
Цель: изучить предпринимательство как особую форму экономической активности.
Задачи:
• Рассмотреть понятие, сущность и функции предпринимательства;
• Выявить главные социально-психологические особенности современного предпринимателя;
• Рассмотреть форму экономической активности;
• Определить внешние стимулы для осуществления предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………..............................2
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения предпринимательства…………………………………………………………...4
§ 1. Понятие предпринимательства………………………………………. 4
§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя……………8
Глава 2. Предпринимательство как особая форма активности………….11
§ 1. Форма экономической активности…………………………………....11
§ 2. Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности………………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………..19
Приложение………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство как особая форма экономической активности.docx

— 59.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………..............................2

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения предпринимательства…………………………………………………………...4

§ 1. Понятие предпринимательства………………………………………. 4

§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя……………8

      Глава 2. Предпринимательство как особая форма активности………….11

§ 1. Форма экономической активности…………………………………....11

§ 2. Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности………………………………………………………………....14

Заключение…………………………………………………………………..19

Приложение………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Активная предпринимательская деятельность в России появилась именно благодаря переходу к рыночной экономике. Развиваясь, предпринимательская деятельность требовала, чтоб её участники осваивали различные новые профессии, получали знания подходов к людям и их деятельности, а так же стремление к усвоению новых знаний конкретно в своей области.  

Актуальность данной темы можно обосновать тем, что российское предпринимательство может и должно занять главную позицию и сыграть важную роль в восстановлении устойчивых и самых основных отраслей современной экономики, в создании высокого и нерушимого экономического потенциала страны.

Любая нация всегда гордилась и будет гордиться результатами деятельности своих предпринимателей. Однако к тому же каждая нация и любой ее отдельно взятый представитель гордятся и своей прямой причастностью к осуществлению какой-либо определённой предпринимательской цели. Предпринимательство есть определённая форма, которая является проявлением общественных отношений. К особым признакам можно отнести повышение и улучшение материального и духовного богатства общества, создание благоприятной почвы с той целью, чтоб каждая личность могла в полной мере раскрыть свои выдающиеся таланты и способности. Кроме того, предпринимательство ведёт к единению нации, помогает сохранять национальный дух и национальную культуру.

С недавних времён отмечается резко возникший интерес учёных и специалистов, особенно русских, к исследованию актуальных на сегодняшнее время проблем, касающихся предпринимательства. Очень много информации и разработок в развитие теории предпринимательства ввели зарубежные экономисты. К ним относятся, например, М. Питерс, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Р. Хезрич. Так же необходимо отметить, что большую роль в развитии теории сыграли и отечественные ученые, например, Б.К. Злобин, А.В. Бачурин, А.А. Суханов, Г.П. Черников, В.Е. Хруцкий, В.М Яковлев, Н.П. Шмелев и многие другие.

Предпринимательская деятельность, особенно в сфере производства, рассматривается как самостоятельная проблема, возникшая в сфере экономики. Несмотря на огромный вклад в исследование теории предпринимательства, развитие предпринимательской деятельности до сих пор до конца не изучено. Удача в предпринимательских делах не падает с неба, не даётся просто так. Как же всё-таки ее добиться, как помочь предпринимателю, особенно начинающему, сохранить свой бизнес от ошибок и уберечь его от неудач? Благодаря знаниям о теоретических основах предпринимательства мы можем вывести для себя необходимое условие долгой и успешной жизни в предпринимательском бизнесе. Исходя из этого, мы выделили основную цель исследования, а также ряд задач, по которым в дальнейшем  планируем исследовать данную проблему.

Цель: изучить предпринимательство как особую форму экономической активности.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие, сущность и функции предпринимательства;
  • Выявить главные социально-психологические особенности современного предпринимателя;
  • Рассмотреть форму экономической активности;
  • Определить внешние стимулы для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, курсовая работа составлена из частей:

    • введение;
    • теоретическая часть, состоящая из главы 1 и главы 2;
    • заключение;
    • приложение;
    • список литературы.

Глава 1. Теоретические основания изучения предпринимательства.

§1.Понятие предпринимательства. Личностные качества предпринимателя.

Понятие «предпринимательство» относится к числу тех понятий, которые имеют очень много определений. Термин «предпринимательство» был введён Р.Кантильоном1 в XVIII веке. С тех пор к функции предпринимательства появились несколько абсолютно разных подходов. Первый подход преобладает в основном в трудах Ф.Кенэ и А.Смита. Они рассматривают предпринимателя только как собственника. Позднее, в работах немецких историков В.Рошера и Б.Гильдебранда, предприниматель стал рассматриваться как собственник, который управляет своим капиталом и совмещает собственнические функции с личностным производительным трудом.

С течением времени предпринимателя перестают сравнивать с капиталистом. Во втором подходе он рассматривается как организатор производства, который вовсе необязательно отягощён правами собственности. Этот подход разработали Ж.Б.Сэй и Дж.С.Милль. Затем предприниматель больше стал рассматриваться как менеджер. Это можно увидеть в работах А.Маршала и К.Менгера. Спустя ещё время появились два направления, которые охватывают большинство теорий предпринимательства: классическое (представитель – Й.Шумпетер) и современное (представители - А.Коул и П.Дракер).  

Как и у любой функции, у предпринимательской функции есть своя сущность. Она включает в себя приспособление к постоянно  изменяющимся условиям рынка, удовлетворение спроса на товар или услугу и более эффективное использование ресурсов. В теории предпринимательства организация становится «четвёртым фактором производства»2. Тем самым, предпринимательство становится некоторым элементом, который контролирует саморегулирующий механизм цен. 

Третий подход к предпринимательской функции рассматривается в работах Р.Кантильона, Дж.Тюнена и др. Они связывают эту функцию с возникновением риска и неопределённости развития в сфере экономики. В работах Ф.Найта эти элементы стали центральными. С его точки зрения, те люди, которые берут на себя ответственность за возникновение риска и при этом могут гарантировать большинству людей стабильную заработную плату, имеют бесспорное право управлять деятельностью этих людей и определённую часть дохода оставлять себе.3

К сторонникам «четвёртого» подхода можно отнести Р.Коуз и О.Уильямсон. Они рассматривают предпринимателя как субъект, который должен выбрать: контрактные отношения свободного рынка или организация фирмы. Предпринимательство становится особым регулирующим механизмом, который отличается от ценового механизма и механизма государственного регулирования, а именно является некой альтернативой.4

Пятый подход был разработан представителями австрийской школы. Яркими примерами являются Л.Мизес и Ф.Хайк. Здесь предприниматель – это активный преобразователь и созидатель рынков. В пятом подходе делается акцент в основном на активный, инновационный характер предпринимательства. Он проявляется в выборе способов распределения ресурсов и в создании новых рыночных возможностей.

Последний, шестой, подход стал основой для работ Й.Шумпетера. Следует отметить, что особой популярностью этот подход пользуется у экономистов и, что самое важное, у социологов. Шумпетер противопоставляет себя представителям второго подхода. Он определяет, что в предпринимательской функции обязательно должно осуществляться создание организационно-хозяйственных инноваций. Следует заметить, что Й.Шумпетер не придает особого значения функции несения риска.5 По его мнению, предприниматели не образуют особого отдельного класса или профессии. В каждой хозяйственной сфере функция предпринимательства то появляется, то затухает, сменяясь всё более стандартными (шаблонными) действиями. Однако предприниматель не обязательно сам должен изобретать «новые комбинации». Его задача – всего лишь воплощать их в жизнь, зачастую используя чужой хозяйственный опыт.

Следуя за идеей Й.Шумпетера, можно сформулировать общее определение предпринимательства. Итак, по Й.Шумпетеру, предпринимательство – это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли или другого дополнительного дохода. Исходя из этого, можно сконструировать три необходимых элемента предпринимательства:

    • организационное действие;
    • инициирование изменений;
    • денежный доход как цель и критерий успеха.

Существует еще множество переменных, обозначающих различные видовые различия предпринимательской деятельности. Предпринимательство может либо сопровождаться, либо не сопровождаться трудовой или исполнительской активностью. Так же предпринимательство может быть связано или не связано с собственностью на средства и капитал. В роли предпринимателей могут выступать и специально обученные профессионалы, например выпускники бизнес-школ, и «любители», которые не имеют никакой профессиональной подготовки. Предпринимательские действия имеют почти неограниченные возможности. Они  могут быть направлены на изобретение новых условий, на познание скрытых хозяйственных возможностей и на эффективное освоение имеющихся образцов организации в определённых условиях.

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с риском. Риск делится на явный риск (потеря доходов и имущества, статуса и времени), просчитанный риск и несуществующий риск (т.е. его может и не существовать, он относителен).  Все действия, которые производит предприниматель, напрямую зависят от размеров ресурсов и отраслей освоения, которые находятся в распоряжении самого предпринимателя. Такие действия могут выходить за рамки собственного производства в различные сферы, например, в  политику, науку, искусство, но только в том случае, если они ориентированы на получение некоторой прибыли. Кроме того, предпринимательство разделяют по исполнению на индивидуальное или групповое, а по результату – на успешное и неуспешное.

Во всех перечисленных случаях понимание предпринимательской функции, как возникающую и исчезающую по мере необходимости, которая может бесконечно дробиться и интегрироваться, сохраняется. Она присуща любой хозяйственной системе, особенно с момента ее вступления в стадию индустриализации. Предпринимательская функция может реализовываться как в государственных, так и в негосударственных секторах, а так же существовать в совершенно различных политических режимах.

 

 

§ 2. Социально-психологический портрет предпринимателя.

Предприниматели в наше время сформировали свой отдельный класс, слой населения. У них, как и в любом нормальном элементе общества, существуют установленные нормы и правила. Таким образом, образуется понятие «предпринимательская культура и этика». Как и в каждом элементе социальной структуры, здесь существуют определённые нормы и правила. Именно они образуют предпринимательскую культуру и этику. Он складывает определённый образ достойного, успешного предпринимателя. Рассмотрим конкретный образ экономического лидера предприятия.

Люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью, должны обладать некоторыми личностными качествами. Экономисты в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека и тип характера. Подчёркивают очень различные свойства, например, такие как:

    • интеллект и нацеленность на новое знание;
    • воображение и изобретательность;
    • личная энергия и воля к действию;
    • сочетание ума и фантазии.

 Наиболее популярный  и идеальный тип предпринимателя  создал Й.Шумпетер. Шумпетеровский  предприниматель всегда находится в движении. Это движение обязательно непрерывно. Он не только является собственником, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими постоянными узами. В случае успеха предприниматель оставляется своё предприятие и начинает создавать новые проекты. Чтобы осуществляемая деятельность была успешной, предприниматель не должен быть привязан к одному предприятию. Он должен быть свободен. Самые основные личные качества предпринимателя – интуиция и чутьё. С их помощью он может обнаруживать новые пути развития своего предприятия. Следующая группа качеств – энергия и воля. Они помогут предпринимателю вовремя отказаться от застоявшихся порядков. Качества хороши ещё и тем, что помогают преодолевать экономические и социальные процессы, а так же в определённых случаях идти против сложившейся системы.

Шумпетер так же выделял мотивы, которые движут предпринимателем. Самый обязательный – это мотив прибыли. Однако стоит отметить, что он не должен быть самоцелью, нельзя на нём зацикливаться.  В первую очередь прибыль – это критерий успеха, а не способ самопродвижения. По Шумпетеру, сам предприниматель стремится к свободе и самореализации6.

Предприниматель выступает как акт творческой деятельности, а облик предпринимателя очень похож на человека с отчаянным героизмом. Истоки этого особого психологического типа невозможно объяснить. Здесь скорее нужно использовать понятия «биологической предрасположенности» отдельных индивидов и групп. 

Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности