Предпринимательство в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире бурно развивается частная медицина. Рубеж 21 века стал временем резкого подъема предпринимательской инициативы в здравоохранении европейских стран. Несмотря на общественное неприятие, предпринимательство в здравоохранении стало фактом, который невозможно отрицать или не замечать.
Здоровье человека является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства. Именно поэтому в сферу здравоохранения нужно внедрять новые формы хозяйствования, которые призваны обеспечить процесс восстановления и поддержания здоровья. Ведущую роль в данном процессе имеет такой фактор, как развитие предпринимательства.

Содержание

Введение
Особенности предпринимательства в системе здравоохранения
Маркетинг в здравоохранении
Конкуренция в здравоохранении и медицине, как фактор развития малого предпринимательства
Предпринимательская деятельность в здравоохранении на примере частного реабилитационного центра
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

  1. Особенности предпринимательства в системе здравоохранения
  2. Маркетинг в здравоохранении
  1. Конкуренция в здравоохранении и медицине, как фактор развития малого предпринимательства

  1. Предпринимательская деятельность в здравоохранении на примере частного реабилитационного центра

Заключение

Список  использованной литературы.

 

 

Введение

 

Во  всем мире бурно развивается частная медицина. Рубеж 21 века стал временем резкого подъема предпринимательской инициативы в здравоохранении европейских стран. Несмотря на общественное неприятие, предпринимательство в здравоохранении стало фактом, который невозможно отрицать или не замечать.

Здоровье человека является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства. Именно поэтому в сферу здравоохранения нужно внедрять новые формы хозяйствования, которые призваны обеспечить процесс восстановления и поддержания здоровья. Ведущую роль в данном процессе имеет такой фактор, как развитие предпринимательства.

По  данным Росздравнадзора[2], в 2007 г. частные организации и индивидуальные предприниматели составили более 60% всех лицензиатов по медицинской деятельности. При этом значительная часть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения зачастую работает без лицензии именно по причине несоответствия материально-технической базы учреждения соответствующим требованиям. В то же время не секрет, что частный предприниматель сам заинтересован вкладывать больше средств в техническое и информационное оснащение своего учреждения, внедрять новые технологии диагностики и лечения и одновременно стремится к более эффективному и рациональному использованию финансов. Практически все частное здравоохранение работает с использованием IT-технологий для ведения электронных историй болезни. Пока около 30% частных медучреждений имеют электронные версии историй болезни, но к 2009 г. их число увеличится до 75–80%, не дожидаясь перехода государства на эту форму. Это значительно облегчает ведение контроля, учета, затрат и доходов, что позволяет более эффективно выстраивать свой бизнес, использовать аналитические расчеты показателей здоровья, не дожидаясь данных от территориальных органов здравоохранения, и на основании этого производить расчет стратегии своего развития, четко зная, что больше беспокоит данную территорию.

Рассмотрим  основные особенности предпринимательства  в системе здравоохранения.

 

 

Особенности предпринимательства в системе  здравоохранения

 

 

Предпринимательство[3] - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.  
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Признаки  предпринимательства: [14]

  • самостоятельность выбора направлений и методов деятельности, в принятии решений;
  • постоянное наличие фактора риска;
  • ориентация на достижение прибыли;
  • инновационный характер деятельности.

Принципы  предпринимательства:

  • свобода действия;
  • привлечение на добровольных началах для осуществления предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
  • самостоятельное формирование программы избранных видов деятельности;
  • выбор поставщиков ресурсов, потребителей производимых благ;
  • установление цен на товары в соответствии с действующим законодательством;
  • свободный найм работников для осуществления своего бизнеса.

Формы предпринимательства:

  1. Индивидуальное – предполагает осуществление деятельности физическими лицами свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (соглашения).
  2. Коллективное – осуществляется в пределах полномочий, обозначенных в учредительных документах и уставах.

Специфика развития предпринимательства в  здравоохранении заключается в том, что в данной отрасли результат труда существует в виде самой деятельности, а не принимает вид «вещной» формы. Для того, чтобы сформировать новые подходы в медицине, нам необходимо развивать социально-экономическое устройство общества и стараться максимально быстро воспринимать достижения научно-технического прогресса .

Предпринимательство в сфере медицинских услуг  преследует цели преобразования качественных характеристик людей путем последовательного улучшения их свойств, а так же создания части фонда жизненных средств членов общества для поддержания и воспроизводства их жизнедеятельности.

 

Законодательно  закреплены: [6]

Права субъектов предпринимательской  деятельности в области здравоохранения:

  • начинать и вести предпринимательскую деятельность путем приобретения, учреждения, преобразования мед учреждений;
  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество отдельных граждан или юридических лиц;
  • самостоятельно формировать производственную и научно-исследовательскую программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • вести административно-распорядительную деятельность;
  • нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;
  • пользоваться услугами государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
  • оспаривать в судебных органах в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности субъектов предпринимательской  деятельности в области здравоохранения:

  • выполнять обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров;
  • выполнять обязательства по оказанию медицинских услуг на определенно гарантированном уровне;
  • заключать договоры с работающими по найму гражданами;
  • полностью оплачивать труд работников лечебно-профилактических учреждений согласно заключенным контрактам и договорам;
  • осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму;
  • обеспечивать условия трудовой деятельности в соответствии с законом;
  • выполнять решения органов государственной власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;
  • своевременно предоставлять декларации о доходах и уплачивать налоги в установленном порядке и размерах, установленных законодательно;
  • заявлять о банкротстве предприятий в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Можно сказать, что предпринимательская деятельность в системе здравоохранения практически ничем не отличается от предпринимательской деятельности в других областях, если не считать, что речь идет о жизни и здоровье нашего народа. 
Конкуренция в здравоохранении и медицине, как фактор развития малого предпринимательства.

 

 

Конкуренция в здравоохранении – это процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

В конкурентоспособности, по нашему мнению, могут синтезироваться  многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения  и врачебных практик.

Выделяются некоторые противоречия, которые возникают при функционировании системы конкуренции в здравоохранении. Например:

  1. противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);
  2. противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
  3. противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);

Конкуренция и конкурентоспособность – понятия  универсальные для любого рынка  товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения  при формировании конкурентной среды  либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.

Вот некоторые особенности оценки конкурентоспособности медицинских услуг: [10]

  • объектом оценки - деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;
  • оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;
  • оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;
  • оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;
  • оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.

Исходя  из изложенного, следует заключить, что в эволюционном развитии системы здравоохранения Российской Федерации на этапе первого десятилетия XXI века в сфере предоставления медицинской помощи отсутствует как сама конкурентная среда производства и потребления медицинских услуг, так и реальные условия, позволяющие сформировать такую среду.

А ведь именно конкуренция является основным фактором развития отечественной системы  здравоохранения в условиях глобализации. Создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного соперничества между врачами, наконец, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения.

 

Маркетинг в здравоохранении

 

Ма́рке́тинг [8] (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

 

Предпосылки возникновения  маркетинга в здравоохранении:

Одной из важнейших целей проводимого  в настоящее время реформирования системы здравоохранения является адаптация отрасли здравоохранения к условиям рыночных отношений, развивающихся во всех сферах социально-экономической жизни нашего общества. Это обусловливает необходимость разработки и потребность внедрения новых организационных, информационных и прочих технологий, направленных на быстрейшее проведение реформ, развитие современных форм и методов управления в новой экономической и медико-социальной ситуации. Следует отметить, что первыми интерес к маркетингу проявили те предприятия и организации, которые были озабочены проблемами выхода на международный рынок. Значительно позже с маркетингом познакомились организации, фирмы, работающие на внутреннем рынке. В самую последнюю очередь систему маркетинга стали осваивать предприятия непроизводственной сферы, в том числе сферы услуг и, конечно, медицинские учреждения.

Информация о работе Предпринимательство в системе здравоохранения